Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации 5
1.1. Понятие и принципы гражданской службы 5
1.2. Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе 11
Глава 2. Порядок поступления и ограничения гражданской службы в Российской Федерации 18
2.1. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по контракту 18
2.2. Система ограничений гражданской службы 24
Заключение 30
Библиографический список 33
Фрагмент для ознакомления
2
Достижение стабильности и обеспечение устойчивого развития современного российского общества непосредственно связаны с формированием эффективной деятельности государственной гражданской службы.
Легальное определение государственной гражданской службы звучит следующим образом: «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации». Законодатель не зря употребил относительно государственной гражданской службы термин «вид», а не «подсистема». «Это побудило к решению проблемы по установлению соотношения между понятиями «подсистема и «вид» применительно к гражданской службе».
Для того чтобы полностью раскрыть содержание понятия государственная гражданская служба необходимо обратиться к мнениям других специалистов. Т.М. Макосейчук в узком смысле государственную гражданскую службу понимал в двух отношениях: во- первых, это один из видов служебных правоотношений; во-вторых, это один из видов профессиональной служебной деятельности. Автор прав, так как при изучении данного понятия данные аспекты реализуются. Если рассмотреть первый аспект: служебные правоотношения, то они возникают между представителем нанимателя и гражданским служащим. Второй аспект говорит о том, что наряду с гражданской службой существует военная служба и государственная служба иных видов.
Понятие государственной гражданской службы может рассматриваться с различных позиций. В правовом значении гражданская служба представляет собой подинститут института государственной службы. Автор прав, так как это вытекает из смысла государственной службы.
На сегодняшний день в российском обществе существует проблемы государственной гражданской службы. Они связаны с несовершенным состоянием системы государственного управления, а также традиционной для России бюрократии.
Любое понятие в юридической науке состоит из признаков. То есть, чтобы собрать цельное определение необходимо указать все признаки определенного явления. И.В. Седая выделила некоторые особенности (признаки) государственной гражданской службы: сущность и назначение службы является производной от назначения и сущности государства в целом; деятельность службы носит гласный характер, т.е. открытый и выражает публичные интересы государства и общества; гражданские служащие могут исполнять профессиональные обязанности только в государственных органах. Данное высказывание автора не противоречит легальной дефиниции государственной гражданской службы. Все вышеназванные особенности находят отражение в деятельности службы. Стоит отметить, что данные признаки находят свое отражение в принципах государственных гражданской службы.
З.Р. Мингазова считает, что понятие государственной гражданской службы будет дополняться различными смысловыми значениями. Она считает, что легальное определение хорошо апробировано в научных исследованиях и будет со временем дополняться различными качественными показателями. Мнение автора представляется наиболее верным. Большинство теоретиков считают понятие государственной гражданской службы приемлемым. Как и З.Р. Мингазова теоретики считают, что понятие неизбежно будет расширяться.
Хочу отметить, что понятие государственная гражданская служба прошло несколько этапов. По З.Р. Мингазовой, таких этапа было 3. На первом этапе понятие гражданской службы отсутствовало (1991-1994). Второй этап характеризуется началом доктринальных разработок понятия государственная гражданская служба, был принят закон, который раскрывал понятие «государственной службы» (1995-2003). Наконец, третий этап был начат в 2004 году и продолжается до сих пор. Главный прорыв в этот период было принятие закона о государственной гражданской службе.
Понятие государственной гражданской службы дает представление о сущности и назначение данного института. Принципы государственной гражданской службы дает представление, на чем базируется данный институт.
Принципы государственной гражданской службы – базовые начала, которые определяют юридическую регламентацию общественных отношений. Принципы даны в федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Но эти принципы были взяты за основу у другого нормативно-правового акта. «Основные принципы построения и функционирования гражданской службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее».
Основополагающим принципом государственной гражданской службы является приоритет прав и свобод человека и гражданина. Вся система государственной службы построена именно для обеспечения интересов общества, его членов. Права и свободы человека и гражданина является основой для принятия решений и законов. Дискриминация по признакам пола, расы, национальности, языка или другим основаниям является недопустимым элементом в деятельности гражданских служащих. Главной проблемой, которая заключается при реализации данного принципа это нарушение прав граждан самими гражданскими служащими. Для решения данной проблемы Н.В. Тумакаев предлагает следующее решение: необходимо уделить особое внимание при отборе кандидатов. Внимание должно быть уделено в способностях кандидатов учитывать в своей профессиональной деятельности интересы граждан.
Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ. Данный принцип означает, что требования к гражданским служащим, желающим работать на должностях федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ являются едиными. Принцип единства положительно сказывается на деятельности гражданской службы. Государственные служащие имеют одинаковые возможности реализации своих способностей на соответствующих должностях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ред. от 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144.
2. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118 (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 30. – Ст. 3590.
3. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред. от 01.01.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 22. – Ст. 2063.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. – 2004. – № 162.
5. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229 (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 41. – Ст. 4849.
6. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. – № 52. – Ст. 6228.
7. О государственной гражданской службе Ивановской области: Закон Ивановской области от 06.04.2005 № 69 (ред. от 18.11.2019) // Собрание законодательства Ивановской области. – 2005. – № 7.
8. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих: Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 73. – Ст. 3196.
9. О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы: Указ Президента РФ от 12.10.2017 № 478 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 4. – Ст. 640.
10. О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 21.02.2019 № 68 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – № 8. – Ст. 765.
11. Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019-2021 годы: Указ Президента РФ от 24.06.2019 № 288 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – № 26. – Ст. 3410.
12. Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2019. – № 41. – Ст. 5727.
13. Об утверждении единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 15.01.2020 № 9 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2020. – № 3. – Ст. 257.
14. Об утверждении порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения: Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17.03.2017 № 282 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
15. Гасанова, С.В. Основные прав и обязанности государственного гражданского служащего / С.В. Гасанова // Право и проблемы функционирования современного государства. – 2017. – С. 87-88.
16. Каранин, К.В. Поступление на государственную гражданскую службу: противоречивость законодательства на федеральном и региональном уровнях / К.В. Каранин // Города и местные сообщества. – 2015. – С. 238-242.
17. Киприянова, В.А. Особенности нормативного закрепления прав и обязанностей государственных гражданских служащих / В.А. Киприянова // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования. – 2019. – С. 75-78.
18. Клочко, Е.Н., Кравцова, Р.Е. Понятие государственной гражданской службы, принципы организации: кадровая работа в органах государственной гражданской службы / Е.Н. Клочко, Р.Е. Кравцова // Аллея науки. – 2018. – С. 271-275.
19. Мейер, В.М., Фофанова, А.Ю. Теоретические аспекты государственной службы: сущность, виды, принципы, функции и особенности регулирования государственной службы / В.М. Мейер, А.Ю. Фофанова // Актуальные вопросы современной науки. – 2019. – С. 26-33.
20. Попова, В.В. Поступление на государственную гражданскую службу Российской Федерации: новации произошедшие и необходимые / В.В. Попова // Вестник Коми Республиканской академии государственной службы и управления. – 2016. – № 21. – С. 68-72.
21. Прибытко, Л.В. Реализация принципа равного доступа граждан к государственной гражданской службе / Л.В. Прибытко // Человеческий капитал. – 2017. – № 12. – С. 88-91.
22. Тонких, В.А., Лытнева, Н.А. Государственная служба в Российской Федерации: история и современность / В.А. Тонких, Н.А. Лытнева // Молодой ученый. – 2017. – № 15. – С. 310-311.
23. Тумакаев, Н.А. Принципы государственной гражданской службы в России / Н.А. Тумакаев // Система ценностей современного общества. – 2017. – С. 108-112.