Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Творчество Н.В.Гоголя необычайно многопланово и многосторонне по своей глубине и богатству. Гоголевский литературный мир есть, прежде всего, попытка философского осмысления бытия, как отдельной личности, так и целого украинского народа в целом. Произведения Н.В.Гоголя динамичны тем, что охватывают онтологические аспекты существования социума и человека в нём, начиная от границы бытового, чувственного переживания, до бесконечного осмысления мистико-метафизических истин религиозного понимания действительности.
Такое широкое ментальное поле охватывает различные пласты восприятия и субъективного ощущения целостности мира. И одним из таких существенных пластов в литературном творчестве Н.В.Гоголя есть феномен звука. Точнее, надо сказать, звуковой фон, в котором живут гоголевские герои, происходят определённые события, движется сюжетное сквозное действие. Н.В.Гоголю с трудом давались сюжетные конструкции, ему было не легко выстроить фабулу событий и витиевато закрутить драматическое действие. Об этом неоднократно писали его современники и исследователи гоголевского творчества, например, вот на что указывает С.М.Машинский: «...Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно не изобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему сюжет каждого произведения. Ему нужен был всегда внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию. Современники рассказывают, с каким жадным интересом слушал Гоголь различные бытовые истории, анекдоты, подхваченные на улице были и небылицы. Слушал профессионально, по писательски, запоминая каждую характерную деталь. Проходили годы – и иная из этих случайно услышанных историй оживала в его произведении". [10]
Известно, именно А.С.Пушкин подсказал Н.В.Гоголю сюжеты пьесы "Ревизор" и поэмы "Мёртвые души". Но то, как Н.В.Гоголь художественно наполнял данные сюжеты и как их эстетически "разукрашивал" живыми красками – это есть, несомненно, литературное мастерство! Талант Н.В.Гоголя, его мистический секрет и притягательная сила его творений коренятся в красочном, чувственном переживании визуальных и звуковых красок мира, с последующей их передачей на бумаге в письменной речи. Любой, кто хоть раз соприкасался с текстом гоголевских произведений, наверняка ощущал их живую красочность, неувядающую свежесть, словно мир героев Н.В.Гоголя действительно реален и где-то существует до сих пор. Данное исследование, как упоминалось уже выше, посвящено звуку в ранних произведениях Н.В.Гоголя.
Актуальность такого подхода заключается в интересном взгляде на литературное наследие великого классика. Рассмотреть творчество Н.В.Гоголя с точки зрения философии литературы, истории, семиотики– задача не простая. Здесь пересекаются многие гуманитарные дисциплины – философия, литературоведение, теория культуры, источниковедения, семантики и литературы.
Философия звукового подтекста в раннем творчестве Н.В.Гоголя позволит взглянуть на произведения великого писателя более свежим взглядом и выявить новые моменты, которые составляют их многогранную сущность и являются неотделимыми от целостной композиции сюжетных конструкций.
Следовательно, актуальность и важность такого подхода к литературному мастерству Н.В.Гоголя диктуется не только необычной интерпретацией и трактовкой, но и сложным пересечением философских, литературоведческих и источниковедческих аспектов.
Предметом исследования является творчество Н.В.Гоголя (такие произведения, как «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Шинель», «Майская ночь», «Нос» и др.).
Объектом анализа выступает Петербург в жизни маленького человека в Шинели Гоголя и других гоголевских произведений как смыслосодержащий подтекст, позволяющий глубже раскрыть и понять замысел, идею или основную мысль автора.
Моменты литературного и описательного отступления относительно фона в произведениях Н.В.Гоголя будут рассматриваться с точки зрения их функциональности, семантикосемиотического значения и философской сущности вообще.
Описательное мастерство Н.В.Гоголя прямо-таки изобилует подобными характеристиками, переживаниями, а иногда даже умышленного акцентирования на слуховых ощущениях. Почти каждое произведение Н.В.Гоголя звучит своим неповторимым голосом, в своей определённой тональности и обладает собственным неповторимым тембром.
Таким образом, центральной проблемой данного исследования есть жизнь маленького человека и его значение в творчестве Н.В.Гоголя.
Основные задачи, которые необходимо решить относительно указанной проблемы, сводятся к следующему:
1) выявление и описание основных литературных моментов в творчестве Н.В.Гоголя;
2) анализ образности Петербурга и подтекста всех выявленных литературных моментов;
3) осмысление духовно-образного значения в гоголевских произведениях на всех уровнях и формах бытия.
Необходимо указать, что литературное творчество Н.В.Гоголя неоднократно рассматривалось философами, критиками и литературоведами. М.М.Бахтин акцентирует внимание на сатире Н.В.Гоголя, которой присущи черты "украинского народного мышления" и мироощущения [1, с. 422].
Другие исследователи: C.М.Машинский, Л.М.Полуянова, П.Николаев – выделяют мастерство Н.В.Гоголя как отражение национальных свойств и колорита украинцев, из чего вытекает своеобразный юмор, мистика, мифология и религиозная символика.
Литературные критики И.А.Есаулов, В.Зеньковский, И.Золотоусский за основу гоголевского литературного метода берут его неповторимую лирику и мягкую иронию повествования.
Анализ этого поля литературы показал, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
На высокую степень востребованности и интерес к теме указывает высокая степень цитирования современным искусством сюжета, и множество новых интерпретаций. Это различные фильмы, на данную тематику и исторические программы.
Характеристика использованных источников. Использованные источники можно разделить на несколько групп: работы самих философов того времени; работы их современников; книги и журналы, в которых переизданы их труды.
Исходя из поставленных хронологических рамок, очевидно, что при анализе эпохи мы будем опираться на общую историографию периода и биографические исследования временного периода.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: исторический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры, сравнительный – сравнения культуры и временных эпох.
Научная новизна в работе на основе доступных источников и литературы, делается попытка по-новому подойти к рассмотрению творчества Николая Васильевича Гоголя.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать в школьном курсе преподавания литературы в вузе на практических занятиях в рамках изучения дисциплины «История литературы», спецкурсах, посвященных истории и литературе
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю. – М.: Изд. Художественной литературы, 1956. - 28 с.
2. Введение в литературоведение /под ред. Г.Н.Поспелова. – М.: Высшая школа, 1988. – 529 с.
3. Вересаев В.В. Гоголь в жизни/В.В.Вересаев.- http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0220.shtml. Дата доступа: 18.04.2010.
4. Виноградов И. А. Неизвестные автографы двух статей Н. В. Гоголя о Церкви и духовенстве. К истории издания «Выбранных мест из переписки с друзьями» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : Сб. научных трудов. Вып. 4. Петрозаводск : Изд-во Петрозаводского ун-та, 2005. — С. 219–245.
5. Воропаев В. А. Неизвестные страницы духовной биографии Н. В. Гоголя (1842–1845) // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2007. № 1. С. 117–128.
6. Воропаев В.А. Жизнь и творчество. - Изд. Московского Университета, 1998. - 128 с.
7. Гиппиус В. Гоголь. - С-Пб: Logos, 1994. - 344 с.
8. Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. – Л.: Лениздат, 1980. – 208 с.
9. Гоголевский вестник / под ред. В. А. Воропаева; Науч. совет РАН «История мировой культуры». Вып. 1. М. : Наука, 2007. 397 с.
10. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М.: Республика, 1997. - 368 с.
11. Золотусский И. Гоголь.М., «Молодая гвардия».2007 – с.87
12. Размышления о Божественной Литургии / предисл. В. А. Воропаева, примеч. Н. С. Тихонравова, В. О. Корховой. СПб. : Русская симфония, 2006. 216 с. (Сер. Книжные памятники из фондов Б-ки Академии наук. Вып. 11).
13. Манн Ю. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 447 с
14. Мережковский Д. Гоголь. /Д.Мережковский.- Творчество, жизнь и религия.- http://www.vehi.net/merezhkovsky/gogol/index.html. Дата доступа: 20.04.2010.
15. Набоков В.В.Лекции по русской литературе/ В.В.Набоков-М.: "Эксмо", 2000.
16. Труайя А. Николай Гоголь/ А.Труайя.-М.: "Эксмо", 2004.
17. Терц А. В тени Гоголя. - М.: Глобус Энас, 2005. - 65с.
18. Фёдоров, Ф. П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика / Ф. П. Фёдоров. – М. : МИК, 2004. – 368 с.
19. Философия. (Учебник для ВУЗов) Под ред. Проф. Л.А.Никитич, М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000г. - 575 с.
20. Философия» /Учебник для ВУЗов/ Под ред. Проф.Л.А.Никитич, М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000г., 575 стр., стр.24
21. Чиж В. Ф., «Болезнь Н.В. Гоголя», с. 13-15, М., «Республика», 2001.
22. Amberg L. Kirche, Liturgie und Froemmigkeit im Schaffen von N. V. Gogol. Bern, 1986. 260 s.
23. Kassner R. Gogol // Geistige Welten. WestBerlin, 1958. 189 s.
24. Keil R.-D. Gogol im Spiegel seiner Bibelzitate // Festschrift fuer Herbert Braeuer. 1986. S. 193–220.
25. Keil R.-D. Gogol und Paulus // Die Welt der Slaven. Muenchen, 1986, Jg. 31, 1. S. 86–99.
26. Lilienfeld F. von. Gogol als Verfasser der “Betrachtungen ueber die Goettliche Liturgie” // Wegzeichen (Festgabe zum 60. Geburtstag von Prof. Biedermann). Wuerzburg, 1971. S. 377–404.
27. Schreier H. Gogol’s religioeses Weltbild und sein literarisches Werk. Zur Antagonie zwischen Kunst und Tendenz. Muenchen, 1977. 123 s.