Фрагмент для ознакомления
2
В самом начале, представляется логичным рассмотреть понятие «муниципальный служащий», а также, уделить немного внимания некоторой нелогичности норм действующего законодательства касающегося рассматриваемой сферы.
В большинстве различных исследований, приводится следующее определение: муниципальный служащий - это гражданин РФ, в возрасте не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее профессиональное образование, обеспечивающий службой интересы местного самоуправления, т.е. его населения, исполняющий в порядке, определённом уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы, не являющейся выборной, за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств местного бюджета.
И.И. Овчинников , формулируя понятие муниципальной службы, отмечает, что она является особым видом публичной профессиональной служебной деятельности, осуществляемой гражданами России, а также гражданами иностранных государств-участников международных договоров РФ, согласно которым, иностранные граждане обладают правом находиться на муниципальной службе, на невыборной муниципальной должности в органах местного самоуправления, замещаемой путём заключения трудового договора (контракта) и на платной основе, за счёт средств местного бюджета, согласно федеральному законодательству субъекта Федерации, уставом муниципального образования, для достижения целей по обеспечению решения вопросов местного значения, а в случаях, установленных законом, - реализации отдельных государственных полномочий. Таким образом, к муниципальным служащим он относит не только граждан России, но и граждан иностранных государств-участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.
В действующем законодательстве, в общем смысле, муниципальный служащий, это гражданин, исполняющий в соответствии с действующим законодательством РФ, обязанности по должности МС за денежное содержание, за счёт средств местного бюджета (п. 1 ст. 10 Федерального закона № 25-ФЗ).
Как представляется, в существующей дефиниции содержится некая неопределённость, если рассматривать её относительно вопроса, к какому гражданству должно принадлежать лицо, замещающее муниципальную должность: исключительно РФ или здесь допустимо гражданство иностранного государства.
Необходимо обратить внимание, что российский законодатель не очень последователен относительно вопроса о круге субъектов, реализующих данное право. Определив, что муниципальная служба осуществляется на основе контракта (трудового договора), а Конституция России провозглашает свободу труда для всех, а не только для граждан РФ (ст. 37), законодатель одновременно установил запрет на замещение должностей муниципальной службы для иностранных граждан.
Статья 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ определяет условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях и устанавливает, что иностранные граждане имеют право свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, правом свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и другой законной экономической деятельности учитывая ограничения, предусмотренных законом.
Однако последующие статьи данного Закона устанавливают совершенно иной подход в регулировании вопроса о доступе иностранных граждан к государственной и муниципальной службе. В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется федеральным законом.
Обратим внимание, что в отношении политических прав, в частности избирательных, для реализации которых на основании ст. 32 Конституции РФ требуется наличие гражданства РФ, часть 2 статьи 12 Федерального закона № 115-ФЗ устанавливает, что постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренном законом, обладают правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также правом участия в местном референдуме.
В части 3 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ предусмотрено, что в случае, когда на основании международного договора РФ иностранные граждане обладают правом участвовать в выборах в органы местного самоуправления (далее ОМС) и местном референдуме, то в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в ОМС, местного референдума, согласно закону включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет и не подпадающие под действие п. 3 ст. 4 Федерального закона № 67-ФЗ, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум.
Таким образом, на основании анализа норм действующего законодательства РФ можно сделать вывод о том, что замещать выборные муниципальные должности могут не только российские, но и иностранные граждане, если на основании международного договора РФ они имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме. Следовательно, в этой связи представляется нелогичным, что законодатель ввёл запрет на возможность гражданам замещать должности муниципальной службы.
В общем смысле, необходимо отметить, что подход к определению термина «муниципальный служащий», несмотря на незначительный с исторической точки зрения период становления и развития местного самоуправления в России, характеризуется рядом особенностей.
Во-первых, статус муниципального служащего может быть приобретен гражданином лишь при условии замещения должности муниципальной службы, установленной муниципальным правовым актом, согласно реестру должностей МС в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.
Должность муниципальной службы - это должность в ОМС, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются согласно положениям Устава муниципального образования, с определённым кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо лица, замещающего муниципальную должность.
Во-вторых, определённые требования предъявляются к гражданству претендента на замещение должности муниципальной службы и муниципального служащего, а именно наличие гражданства Российской Федерации или гражданства иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.01.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
4. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 27.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 01.01.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
7. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032.
8. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 14.09.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
9. Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации: указ Президента РФ от 15.10.1999 № 1370 // Собрание законодательства РФ. –1999. – № 42. – Ст. 5011.
10. Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5011.
11. О государственной гражданской службе города Москвы: закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3 (ред. от 25.11.2020) // Ведомости Московской городской Думы. – 2005. – № 3. – Ст. 3.
Maтepиалы пpактики
12. По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области»: постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 50. – Ст. 4943.
13. По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 4, подпункта «а» пункта 3 и пункта 4 статьи 13, пункта 3 статьи 19 и пункта 2 статьи 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 10.06.1998 № 17-П // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 25. – Ст. 3002.
14. Определение Московского городского суда от 11.09.2018 № 4г-11063/2018. Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс 2021.
15. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.10.2020 по делу № 33а-13501/2020. Документ опубликован не был // СПС КонсультантПлюс 2021.
Учебная и специальная литература
16. Братановский С.Н. Права и обязанности муниципального служащего: понятие и отдельные аспекты их совершенствования / С.Н. Братановский // Конституционное и муниципальное право. – 2016. – № 3. – С. 60-63.
17. Гринченко К.А. Источники муниципального права Российской Федерации / под ред. С.Е. Чаннова. М.: ДМК Пресс, 2019. – 208 с.
18. Давыдова Е.В. Устанавливаем соответствие муниципального служащего занимаемой должности / Е.В. Давыдова // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. – 2017. – № 11. – С. 17.
19. Киреева Е.Ю. Правовой статус муниципального служащего в Российской Федерации / Е.Ю. Киреева // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 2. – С. 39-42.
20. Комиссарова Т.Ю. Нарушение правил заключения трудового договора / Т.Ю. Комиссарова // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. – 2016. – № 9. – С. 11-20.
21. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Л.В. Андриченко, С.А. Боголюбов, Н.С. Бондарь и др.; под ред. В.Д. Зорькина. 2-е изд., пересмотренное. М.: Норма, Инфра-М, 2019. – 1008 с.
22. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации // Под ред. С.Е. Чаннова – 2021. – 1 CD-ROM. – (СПС Гарант 2021).
23. Кудинов О.А. Муниципальное право Российской Федерации: курс лекций / О. А. Кудинов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : изд-во Ось-89, 2020. – 143 с.
24. Курганов Н.А. Муниципальная служба в России: проблемы теории и организации / Н.А. Курганов // Административное и муниципальное право. – 2017. – № 7. – С. 659.
25. Лихачев С.В. Принципы организации и функционирования муниципальной службы в Российской Федерации / С.В. Лихачев, Н.С. Ракша // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2020. – № 1. – С. 3-6.
26. Муниципальное право : Учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 362 с. – Серия : Бакалавр. Академический курс.
27. Петров С.М. К вопросу о правовом регулировании муниципальной службы в Российской Федерации / С.М. Петров // Законодательство и экономика. – 2019. – № 7. – С. 5–9.
28. Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н. Муниципальное право России: учебник / под ред. Н.В. Постового. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юриспруденция, 2019. – 448 с.
29. Шестакова О.В. К вопросу о законодательном закреплении права на доступ к муниципальной службе в Российской Федерации / О.В. Шестакова, Е.А. Школяренко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – № 8. – С. 40-43.