Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что на сегодняшний день довольно редко можно встретить качественные мясные продукты, которые могут удовлетворить потребности всех категорией целевой аудитории.
Это связано с тем, что многие компании, которые изготавливают мясо и мясные продукты, отклоняются от стандартов качества, прописанных государством, ссылаясь на авторские рецепты приготовления и игнорируя многие правила обработки, хранения и приготовления данного вида продукции.
Отсюда постоянные жалобы потребителей в последние годы на отсутствие должного вкуса, запаха и цвета мяса, низкое качество мясных продуктов, которые можно встретить на российских прилавках.
Цель исследования – провести сравнительный анализ функционального и социального назначения мяса и мясных продуктов.
Объект исследования – мясо и мясные продукты.
Предмет исследования – функциональное и социальное назначение мяса и мясных продуктов.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть функциональное назначение товаров.
2. Охарактеризовать особенности социального назначения товаров.
3. Изучить мясо и мясные товары как товарную категорию.
4. Проанализировать функциональное назначение мяса и мясных товаров.
5. Определить социальное назначение мяса и мясных товаров.
6. Сформулировать пути совершенствования функционального и социального назначения мяса и мясных товаров как товарной категории.
Методы исследования: анализ научной литературы, хронологический, классификация, сравнительный, моделирование, проектирование, синтез, обобщение, опрос.
Теоретическая значимость исследования определяется формированием теоретической базы для исследования назначения товаров – функционального и социального, проведением обзора научных работ по данной теме.
Практическая значимость исследования связана с проведением сравнительного анализа функционального и социального назначения мяса и мясных продуктов и выработкой путей совершенствования функционального и социального назначения мяса и мясных товаров как товарной категории.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и двух приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТОВАРОВ
1.1. Функциональное назначение товаров
Функциональные свойства характеризуют основное предназначение товаров, способствуют их успешному использованию в процессах потребления, для которых они предназначены.
Функциональные свойства товаров столь же сложны и разнообразны, как и система вещей, окружающих человека. Функциональное назначение как комплексные свойства подразделяется на несколько подгрупп :
1) свойства, характеризующие совершенство основной функции;
2) свойства, определяющие универсальность применения;
3) свойства, определяющие совершенство выполнения вспомогательных функций. Подгруппы свойств подразделяются на простые свойства.
При группировании функциональных свойств решающее значение имеет способность продукта выполнять свое основное предназначение. Например, для стиральной машины – это количество и качество выстиранного белья, для магнитофона – количество и качество записи и воспроизведения в заданный момент времени, интервал, для велосипеда – скорость и легкость передвижения при заданных нагрузках .
Выполнение основной функции зависит от параметров товара, вида сырья и качества изготовления. Если с технической точки зрения товар уступает другим аналогичным образцам, или если человек, использующий продукт, допускает непроизвольные ошибки из-за сложности управления им или неполной информации о качестве его работы, то это влияет на выполнение основной функции товара .
Важной характеристикой функциональных свойств товара является универсальность применения, характеризующаяся широтой диапазона условий и возможностей использования продукта по назначению.
Универсальность применения товара определяется возможностью выполнения ряда вспомогательных функций.
Например, универсальность бытовой лампы можно определить по конструкции, которая позволяет использовать ее и как настенный светильник, так и настольную лампу .
Вспомогательные функции расширяют возможности и улучшают удобство использования (например, размораживание холодильника). В некоторых случаях вспомогательные функции позволяют уменьшить количество используемых товаров (магнитола, кухонный комбайн).
У каждого вида продукции своя система вспомогательных функций, от совершенства которых во многом зависит результат потребления. Например, скорость и усилие велосипеда зависят от наличия и количества звездочек в передаче .
Так, в частности, примером свойств, характеризующих универсальность приложения, является способность камеры снимать объекты с широким диапазоном выдержек, фокусных расстояний, условий освещения и т.д.; способность велосипеда ездить по различным дорогам (пересеченная местность, трассы).
Каждое из этих свойств можно охарактеризовать соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (Дж), а биологические и физиологические показатели оцениваются количеством незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минералов. Функциональные свойства стиральной машины можно выразить количеством и качеством выстиранного белья .
При этом существует довольно большая группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых определяют удовлетворение различных потребностей :
– социальные (например, ювелирные изделия, антиквариат, музыкальные товары);
– развлечения (аудио или видео товары);
– рекреационные (медицинские, спортивные);
– интеллектуальные (книги, учебные планы и др.).
Функциональное назначение товаров характеризуется следующими свойствами :
а) выполнение основной функции, характеризующей степень удовлетворения наиболее значимой потребности (например, создание и поддержание необходимой температуры в холодильнике, кипячение воды в чайнике) при использовании по назначению;
б) совершенствование вспомогательных операций, определяемое особенностями функционирования продукта на разных этапах технологического цикла товарного обращения;
в) универсальность применения, определяющая диапазон условий и способов эксплуатации (расхода) товаров по прямому назначению (например, утюги с увлажнением, холодильники с автоматическим оттаиванием «снежного покрова» с испарителей, моющие пылесосы и т.д.).
При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей .
1.2. Особенности социального назначения товаров
Социальные свойства товара – это способность удовлетворять индивидуальные или социальные потребности целевой аудитории.
Для большинства товаров значимость этой подгруппы потребительских свойств ниже, чем функциональных. Например, для модной одежды, обуви большое значение имеет социальная значимость, но еще важнее функциональное назначение. Подобная ситуация отмечается в том числе для деликатесов .
Индикаторами социального назначения часто являются внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов.
В отличие от показателей функционального назначения, которые характеризуются относительной стабильностью в течение длительного времени, показатели социального назначения (мода, стиль, имидж бренда) подвержены значительным изменениям, иногда за относительно короткие периоды .
Неслучайно многие производители прибегают к стратегии постоянного поддержания имиджа компании и брендов своей продукции как части общего имиджа продукта, его социальной цели.
Каждый товар имеет собственное социальное значение. Но роль репрезентативной функции, которую он выполняет, не ограничивается только указанием статуса, местом его обладателя в социальной стратификации .
Социальная функция товаров не ограничивается только тем, что плохая одежда, например, свидетельствует о принадлежности к низшим социальным классам, а хороший покрой – к социальной элите.
Не менее, а может быть, и более значительным является тот факт, что знакообразующие формы предмета потребления являются показателем степени условного «кредита», который может быть предоставлен его владельцу со стороны всех элементов национальной инфраструктуры воспроизводства .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, Ю.А., Баранова, И.М., Кукушкина, М.А. Товароведение. Теория и практика [Текст] / Ю.А. Александрова, И.М. Баранова, М.А. Кукушкина. – Липецк: Слово, 2018. – 480 с.
2. Аристова, А.П., Хроменко, И.А., Савченкова, Т.О. Пищевые характеристики современной мясной продукции: основные показатели качества [Текст] / А.П. Аристова, И.А. Хроменко, Т.О. Савченкова // Вестник Тюменского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 92–100
3. Артюхова, А.П., Градиенко, О.В., Суркова, Г.А. Классификация функций товаров и их социальное назначение [Текст] / А.П. Артюхова, О.В. ГРадиенко, Г.А. Суркова // Вопросы современного маркетинга и торговли. – 2017. – № 12. – С. 33–50
4. Батурин, Ю.Б., Заранян, Д.А., Радомская, Н.А. Потребительские характеристики товаров: основные свойства и классификации товарных категорий [Текст] / Ю.Б. Батурин, Д.А. Заранян, Н.А. Радомская. – Воронеж: Адамант, 2020. – 580 с.
5. Володин, Г.В., Маякова, С.С., Живодерова, И.М. Функции и свойства товаров и товарных категорий [Текст] / Г.В. Володин, С.С. Маякова, И.М. Живодерова // Вестник Рязанского государственного университета. – 2019. – № 7. – С. 13–19
6. Каратаева, С.И., Николаенко, Д.В. Принципы исследования категорий и свойств товаров [Текст] / С.И. Каратаева, Д.В. Николаенко // Маркетинговые технологии в России и за рубежом. –2020. – № 4. – С. 50–64
7. Клементьева, А.С., Фигурнова, И.Т., Мартынова, О.Л. Имидж и престиж как основные социальные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров на современном российском рынке [Текст] / А.С. Клементьева, И.Т. Фигурнова, О.Л. Мартынова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы коммерческой деятельности в российском государстве: история и современное состояние». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2020. – С. 88–100
8. Кривоносова, Н.А., Петрова, Р.А. Мясная продовольственная продукция. Товарные характеристики и классификации [Текст] / Н.А. Кривоносова, Р.А. Петрова. – Калуга: Свет, 2018. – 280 с.
9. Ломаченкова, И.М., Федосеенко, Л.Д., Пригожина, С.С. Классификация мясной продукции на современном продовольственном рынке: российский и зарубежный опыт [Текст] / И.М. Ломаченкова, Л.Д. Федосеенко, С.С. Пригожина // Сборник статей Новгородского государственного университета. Вып. 3. – В. Новгород: Издательство Новгородского государственного университета, 2020. – С. 48–60
10. Мирошниченко, А.М., Хамовская, И.Т., Гридасова, А.В. Функциональные свойства товаров как предмет исследования в товароведении [Текст] / А.М. Мирошниченко, И.Т. Хамовская, А.В. Гридасова // Сборник статей Томского государственного университета. Вып. 4. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2019. – С. 60–72
11. Разумова, Ю.А., Петухов, В.А., Дорошенко, И.В. Социальные характеристика товаров и товарных групп: основные направления исследования [Текст] / Ю.А. Разумова, В.А. Петухов, И.В. Дорошенко // Сборник статей Челябинского государственного университета. Вып. 3. – Челябинск: Издательство Челябинского государственного университета, 2019. – С. 58–70
12. Руденко, С.М., Хвостова, А.П., Мироненко, Т.А. Социальное назначение и характеристики товаров как предмет маркетингового исследования [Текст] / С.М. Руденкао, А.П. Хвостова, Т.А. Мироненко // Материалы научно-практической конференции «Мировые тенденции в торговой деятельности: анализ исторического развития и современных технологий». – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2020. – С. 100–112
13. Уланова, П.А., Головина, А.А., Щедрина, Г.О. Теоретические исследования свойств товаров в современной торговле [Текст] / П.А. Уланова, А.А. Головина, Г.О. Щедрина. – Красноярск: Дело, 2020. – 390 с.
14. Чернова, Ю.В., Титоренко, А.А. Принципы изучения товарных характеристик: обзор научно-практических исследований [Текст] / Ю.В. Чернова, А.А. Титоренко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной торговли». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2020. – С. 105–114
15. Чернявская, А.В. Даматуллина, О.В., Елисеев, С.М. Оценка качества товаров и их характеристики [Текст] / А.В. Чернявская, О.В. Даматуллина, С.М. Елисеев. – Сыктывкар: Логос, 2019. – 430 с.
16. Чижикова, Ю.Г., Ольшанская, А.С., Гордиенко Т.А. Специфика изучения и классификации мясной продукции в современном продовольственном товароведении: современные аспекты практического анализа [Текст] / Ю.Г. Чижикова, А.С. Ольшанская, Т.А. Гордиенко // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы продовольственного товароведения: российский и зарубежный опыт». – Керчь: Керченский государственный университет, 2019. – С. 58–72
17. Яковлева, Т.М., Петровская, А.П. Принципы классификация товаров в современном товароведении [Текст] / Т.М. Яковлева, А.П. Петровская // Маркетинг. – 2018. – № 3. – С. 69–78