Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена объективными преобразованиями в экономической, политической, социальной жизни современного общества. Открытость границ между странами позволяет искать работу, заниматься выполнением проектов, обмениваться информацией. Вполне очевидно, что эффективность взаимодействия людей всецело зависит от фоновых знаний, имеющих отношение к традициям, обычаям, верованиям того или иного этноса. Формирование искомой компетенции осуществляется на этапе получения дошкольного образования: детей знакомят с культурой народов мира. Рассматриваемый вопрос освещен в трудах Н.С. Белобородовой, М.И. Богомоловой, В.Д. Ботнарь, E.H. Кергиловой, С.А. Козловой, Л.A. Парамоновой, Е.Ю. Протасовой, М.В. Степановой, A.M. Сунд, Э.К. Сусловой и др. Приобщая ребенка к культуре разных народов мира, можно воспитать уверенную, толерантную, свободную личность, умеющую жить в сотрудничестве и согласии с другими людьми.
Объект исследования – процесс ознакомления детей среднего дошкольного возраста с культурой народов мира.
Предмет исследования – разработка содержания и реализация деятельности в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с культурой народов мира.
Гипотеза исследования – разработка содержания и реализация деятельности в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с культурой народов мира будет эффективной при условии вовлечения всех субъектов образовательного процесса:
педагогов детского сада (повышение квалификации);
родителей дошкольников (консультирование);
детей (чтение художественной литературы, вовлечение в выполнение совместных со взрослыми проектов).
Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить опытно-эмпирическим путем эффективность разработки содержания и реализация деятельности в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с культурой народов мира.
Задачи исследования:
1) представить психолого-педагогическую характеристику детей среднего дошкольного возраста;
2) осуществить обзор методического опыта по ознакомлению детей с культурой народов мира;
3) выявить уровень познавательной потребности детей, связанный с культурой народов мира;
4) описать опыт разработки содержания и реализации деятельности педагога по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с культурой народов мира.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования; обобщение передового педагогического опыта) и эмпирические (анкетирование, опрос; качественная и количественная оценка полученных результатов).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что подобранный в нем и систематизированный материал может быть использован для составления методического пособия, адресованного педагогам дошкольных образовательных организаций, готовящимся к прохождению аттестации.
Практическая значимость исследования состоит в описании системы работы в средней группе детского сада по ознакомлению воспитанников в возрасте 4-х – 5-ти лет с культурой народов мира. Данная информация может стать полезной воспитателям, реализующим программное содержание в обучении детей среднего дошкольного возраста.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С КУЛЬТУРОЙ НАРОДОВ МИРА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего дошкольного возраста
Средний дошкольный возраст охватывает период с 4-х до 5-ти лет. По сравнению с предыдущим этапом развития (младший дошкольный) происходят значительные изменения в физическом и психическом развитии ребенка. Координация становится более совершенной, в движениях наблюдается большая естественность, ритмичность. Значительно возрастает уровень самостоятельности. Благодаря хорошо усвоенному алгоритму дети легко умываются, одеваются, купаются, принимают пищу, убирают помещение (имеется в виду, что они способны раскладывать вещи по местам). Ребенок пятого года жизни знает и использует по назначению объекты предметного мира, сопровождающие культурно-гигиенические навыки: «мыло, полотенце, носовой платок, салфетку, столовые приборы» [6, с. 19]. В этом возрасте дети начинает понимать себя «как представителя определенного пола – мальчики или девочки» [19, с. 107]. Гендерное разграничение осуществляется на уровне одежды, например: «Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая прическа» [6, с. 19].
От своих младших товарищей дошкольники 4-х – 5-ти лет отличаются особенностью эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное состояние от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. В этом возрасте дети отличаются повышенным вниманием к словам, оценкам и отношению к ним взрослых: услышав похвалу – бурно радуются, на замечание часто реагирует болезненно – вспышками гнева, слезами. Как видно, ранимость ребенка пятого года жизни является особенностью возраста. Достаточно болезненно воспринимается сравнение: «В ситуации соперничества у ребенка возникают сильные эмоции. Это связано с тем, что приходится сравнивать себя с товарищем, оценивая свои возможности, он стремится к достижению личных успехов. Чаще всего эмоции по отношению к сопернику носят негативный характер» [14, с. 42].
Дети пятого года жизни продолжают осваивать социальные нормы, благодаря чему начинают проявлять интерес к правилам поведения. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы воспитателю о том, что кто-то из ровесников не выполняет некое требование (например, не помыл руки перед едой) либо делает что-то неправильно (поручение либо не сделал, либо поступил иначе). Попытки уведомить взрослого о происходящем – это не ябедничество, а желание подтвердить, что правила, обозначенные старшими, приняты и соблюдаются. Говоря иначе, он хочет услышать авторитетное мнение о границах, в том числе и в отношении поведения: «чтобы научить детей 4 - 5 лет соблюдать правила поведения, мало объяснить, необходимо постоянно упражнять в соответствующих поступках» [18].
Важным психическим новообразованием на этой стадии развития является умение оперировать в уме представлениями о предметах, их обобщенных свойствах, связях и отношениях между событиями. Изменения объясняются тем, что произошел «переход к наглядно-образному мышлению, так как способность оперировать образами формируется в среднем дошкольном возрасте» [10, с. 224]. Развивающееся мышление пробуждает широкий интерес к окружающему миру, что свидетельствует о проявлении познавательной активности через разнообразие «познавательных вопросов, эмоциональной вовлеченности в деятельность» [15, с. 245]. Нередко дети многократно обращаются с одними и теми же вопросами, чтобы дойти до сути явления. В своих интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации, о чем свидетельствуют вопросы: «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека), профессиональной деятельностью взрослых» [8, с. 81].
Обозначая особенности восприятия, можно сказать что на этом этапе развития характерно видение целостного образа предмета: дети 4-х – 5-ти лет «обычно не замечают даже основных частей, из которых состоит предмет, и их отличительных признаков» [4, с. 17]. Это означает, что они переходят к беспорядочному «выхватыванию» отдельных фрагментов и свойств. Так, например, если ребенку дать ощупать в матерчатом мешочке наручные часы, а потом спросить, как он понял, что это за объект, то будет назван какой-то один признак: «Я узнал часы по колесику» (заводной механизм у часов старого образца). О совокупности признаков не будет сказано ничего. Внимание ребенка пятого года жизни неустойчиво: слушая или рассматривая что-либо, он может быстро отвлечься, если появится более интересный раздражитель.
В среднем дошкольном возрасте становится более точной ориентировка в пространстве благодаря овладению такими понятиями, как «слева», «справа», «от себя», «на себя», спереди», «сзади» и проч. Осознание времени происходит при усвоении существенных признаков: утро – когда встает солнце; день – когда обедают; ночь – когда ложатся спать. Вместе с тем ребенок пятого года жизни в оценке суточных промежутков еще не точен. Основной трудностью является «недостаточный жизненный, особенности мышления; отсутствие наглядной формы времени, его текучесть и необратимость» [12, с. 94]. Ближе к пяти годам дети будут способны сделать элементарные выводы об изменчивости времени на примере смены сезонов (через организуемые взрослыми наблюдениями во время прогулок, через участие в праздниках, проводимых в определенный период года).
В среднем дошкольном возрасте продолжается развитие речи: Происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов с помощью сопоставления по созвучию, что нередко приводит к ошибкам. В четыре года ребенок способен освоить количественные отношения, выраженные числительными «мало», «много». Поскольку количество неразрывно связано со счетом, то дети пятого года жизни пытаются строить предложения по той же модели, что содержится в услышанном высказывании. Эта особенность языкового выражения мышления детей подмечена в монографии Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». Например, если сказать ребенку, что путешественники шли вчетвером, то он может уточнить: «всколькером?» [9, с. 140]. То есть детское сознание интерпретирует наречие «вчетвером» как окончание, характерное для существительного в творительном падеже, как если бы это были следующие словосочетания: работать плугом, шли с другом, увидеть за домом, вкусным медом, сидеть за столом.
На пятом году жизни проявляется активное стремление к взаимодействию со сверстниками. Дети охотно сотрудничают в практических делах (трудовые действия, уход за животными, растениями). Но наряду с этим все активнее стремятся к познавательному, интеллектуальному общению, которое реализуется в игре. Следует обратить внимание на то, что ее содержание претерпевает изменение. Если дети четвертого года жизни только начинают осваивать сюжетно-ролевые игры, то дети пятого уже способны принять на себя 3, а то и 4 игровые роли: «ребенок действует не так, как хочет, а так, как надо» [20, с. 64]. Примечательно еще одно новообразование возраста: «Ребенок может «выйти из роли», чтобы договориться о чем-то со сверстником» [5 с. 329]. Обсуждение игры может касаться изменения намеченной сюжетной линии, вплоть до отхода от нее. Когда реальное действие становится невозможным (например, перелет в разные концы земного шара), оно осуществляется в воображении и одновременно подчеркивается вербально: «Как будто мы уже вернулись с прогулки, теперь будем мыть руки и обедать» [5, с. 370].
Обобщая сказанное, сделаем вывод о том, что средний дошкольный возраст – это этап жизни между 4-мя и 5-ю годами. Происходит активное освоение окружающего мира за счет возрастающих физических возможностей и развития психических процессов. Дети пятого года жизни усваивают социальные правила и нормы, умеют сравнительно хорошо говорить, стремятся понять, как устроена окружающая действительность.
1.2 Обзор методического опыта по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста с культурой народов мира
Общеизвестно, что ребенок живет и развивается в определенных условиях, оказывающих влияние на мировоззрение, убеждение, систему ценностей. С детских лет он получает информацию о быте, обычаях, традициях, особенностях мировоззрения коренного населения. На основе этого происходит приращение новых знаний о мире (материальном и нематериальном), об отношении людей друг с другом, развитие коммуникативных компетенций. Чтобы обеспечить восхождение формирующейся личности к общечеловеческим ценностям и идеалам, образование должно быть погружено в культуру. Именно поэтому в дошкольных образовательных организациях проводится работа, направленная на ознакомление детей с культурой народов мира. Для подтверждения сказанного осуществим обзор источников по искомой теме.
В публикации А.И. Сидоровой отмечается, что пятый год жизни является тем благодатным периодом, когда ребенок уже многое понимает, стремится установить различия буквально во всем. Стало быть, необходимо помочь детям в удовлетворении их познавательной потребности: «Знакомство с народами разных стран происходит через чтение художественной литературы (народные песенки, потешки, стихи, сказки, поговорки), знакомство с животными, предметами быта (обувь, одежда, игрушки, мебель), знакомство растительным миром, архитектурой» [17]. Объясняя культурные различия между народами, пишет автор статьи, необходимо говорить детям о предпосылках. Допустим, на тех территориях, где достаточно тепло, основу рациона составляет растительная пища; там, где климат суровый, люди употребляют много рыбы и мяса. Последнее также свойственно типу кочевой культуры, к примеру, монголам. Другими словами, особенности обусловлены географическим местоположением (степи, горы, леса, тундра), социально-экономическими условиями (крупный или маленький город, деревня); особенностями исторического развития; характером и психологией каждого народа. Конечно, подчеркивает А.И. Сидорова, столь сложные понятия следует многократно упрощать для детского восприятия.
Своим опытом ознакомления детей средней группы с культурой народов мира поделилась Г.В. Беляева. Педагог составила календарный план, чтобы каждую неделю рассказывать воспитанникам что-нибудь новое: «о культуре американских индейцев, культуре Древней Греции, Египта, Китая, о музеях» [3, с. 48]. Содержание темы становится доступнее благодаря игровой форме подачи информации, использования фрагментов мультипликационных фильмов. Там, где это методически обосновано, применяются компьютерные развивающие игры. Расспрашивая детей о том, что их больше всего впечатлило после занятий, автор статьи получила ожидаемый ответ – древние страны. Так, «в культуре Древнего Египта очень интересуют пирамиды как одно из чудес света, фараоны и мумии» [3, с. 48]. Не менее живой интерес вызвал Китай, являющийся колыбелью восточной культуры. С помощью взрослых дошкольники выполнили первые проекты – в зависимости от познавательных предпочтений. Родителям были даны рекомендации, чтобы было проще собирать информацию о климате страны, растительном и животном мире, архитектурных сооружениях, музеях, театрах. Поскольку интерес к проекту поддерживался на протяжение длительного периода, то каждый ребенок смог рассказать «об особенностях жизни человека в данных природных условиях, о внешнем виде, жилище, одежде и быте» [3, с. 49].