Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от экологической обстановки в местах их проживания и обучения, социальной среды, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений[2].
Ещё в свое время Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье – это величайший труд воспитателя». И, безусловно, у каждого из нас возникает вопрос: «Кто должен формировать здоровье детей и кто должен заботиться в большей или меньшей степени о здоровье подрастающего поколения родители или школа?». И анализируя данную ситуацию, мы даём ответ: и те, и другие, и притом – равнозначной степени. Почему в настоящее время на повестке дня в каждом учебном заведении, толи это школа, средние специальные заведения, высшее звено – серьёзно обсуждают вопрос здорового образа жизни наших детей? Каждый понимает, что здоровые дети – это здоровая, работоспособная нация[5].
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным и наиболее важным направлениям государственной политики в области здравоохранения и образования[7].
Под здоровым образом жизни понимаются такие формы и способы повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные возможности организма, способствуют успешному восстановлению, поддержанию и развитию его резервных возможностей, полноценному выполнению личностью социально профессиональных функций[1]. Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности студентов, продление их творческого долголетия. Он содержит в себе следующие основные элементы: личную гигиену, отказ от вредных привычек, закаливание и оптимальный двигательный режим[11].
В настоящее время отмечается существенное ухудшение здоровья детей. Связано это с тем, что возрастает учебная нагрузка, что приводит к недостатку двигательной активности. Отсутствует культура здорового образа жизни. Дети неправильно питаются, не интересуются основами здорового образа жизни[8].
Основой образовательного процесса является урок. Использование физкультурных упражнений, динамических пауз, примеров из жизни, делает урок насыщенным, интересным, продуктивным и полезным. Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках и разных типов уроков биологии.
Цель исследования состоит в выявлении основных методов обучения при формировании здорового образа жизни на уроках анатомии и физиологии человека.
Объектом исследования является процесс формирования здорового образа жизни на уроках анатомии и физиологии человека.
Предмет исследования являются методы обучения, которые направлены на формирование здорового образа жизни на уроках анатомии и физиологии человека.
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать теоретические аспекты формирования здорового образа жизни человека;
2.Выявить методы обучения, используемые при формировании здорового образа жизни на уроках анатомии и физиологии человека;
3.Проанализировать состояние использования методов обучения, направленных на формирование здорового образа на уроках анатомии и физиологии человека;
4.Апробировать некоторые методы обучения, используемых при формировании здорового образа жизни на уроках анатомии и физиологии человека.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: беседа с преподавателем анатомии и физиологии по проблеме, анализ деятельности преподавателя по формированию здорового образа жизни обучающихся, наблюдение за обучающимися.
Статистико-математический метод обработки результатов.
Глава I. Формирование здорового образа жизни на уроках анатомии и физиологии человека
1.1 Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни человека
Как уже говорилось ранее, здоровый образ жизни (ЗОЖ) объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
По мнению Б. Спинозы, здоровье является важнейшим условием совершенства человека, оно оказывает большое влияние на духовное развитие человека, является необходимым условием для его культурного развития[15].
Высокий уровень заболеваемости школьников, обусловленный, с одной стороны, их недостаточно здоровым образом жизни, а с другой, высокой интенсивностью учебного процесса, указывает на необходимость и важность формирования у учащихся школы на уроках и во внеурочной деятельности важнейшей эколого-валеологической компетенции[12].
Составной частью биологического образования является формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, а значит формирование здорового образа жизни, поэтому основной задачей работы педагога считается воспитания у обучающихся сознательного отношения к своей жизни и здоровью, овладение основами ЗОЖ, жизненными навыками безопасного поведения. А основным признаком здоровья является высокая приспособляемость организма к изменяющимся условиям внешней среды. Здоровый организм способен переносить огромные физические и психические нагрузки, значительные колебания внешней среды и вывести его из равновесия очень трудно. И, наконец, характерным признаком здоровья является сохранение известного постоянства внутренней среды в организме - так называемый гомеостазис[4]. Он проявляется в том, что в норме поддерживается определенная температура, химический состав крови, насыщение артериальной крови кислородом и т.д.
Составляющие ЗОЖ: соблюдение режима дня, пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных привычек, закаливание, личная гигиена, положительные эмоции, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе[1].
Для формирования ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должны учитываться принципы здоровьесберегающей педагогики:
·Принцип ненанесения вреда;
·Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов;
·Принцип триединого представления о здоровье;
·Принцип субъект — субъективного взаимодействия педагога с учащимися;
·Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
Состояние здоровья школьников в последнее время вызывает серьезную тревогу. За годы обучения в школе возрастает число нарушений зрения, осанки, заболевания органов пищеварения, расстройства в деятельности центральной нервной системы детей с соответствующим ухудшением восприятия учебного материала. Неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма и наркомании[9].
Анатомия человека – это наука о структуре организма и систем в целом. Физиология – это наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах. Т.е. можно говорить о том, что это наиболее важные науки, изучая которые можно полностью раскрыть сущность здорового образа жизни человека и наглядно показать способы и приемы формирования ЗОЖ[3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алешина Л.И. Формирование мотивации здорового образа жизни будущего учителя в процессе профессиональной подготовки: дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 1999.
2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. №2.
3. Белогрудова В.П. Об исследовательской деятельности учащихся в условиях проектного метода / В. П. Белогрудова // Биология в школе. - 2005. - № 8. - С. 6-11.
4. Вольфович А.С. Подготовка будущих учителей к воспитанию у учащихся направленности на здоровый образ жизни: автореф. дис. канд. пед. наук. – Волгоград, 2002.
5. Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная ситуация //Валеология. – 2006. - № 1. – С. 53.
6. Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающее образовательное пространство // Педагогическое образование и наука. 2002. № 3.
7. Колбанов В.В. , Зайцев Г.К. Валеология в школе: метод. пособие. – СПб., 1992.
8. Марков В.В. Основа здорового образа жизни профилактика болезней: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001. – 320 с.
9. Медведев Л.Н. Окружающая среда и здоровье: учебное пособие по экологии человека для вузов. – Красноярск, 2003.
10. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб., 1997.
11.Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб., 1995.
12. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 2015. - № 2. – С. 3-14.
13. Чораян О.Г. Норма здоровья, проблемы, подходы к решению // Валеология. – 1996. - № 1. – С. 51.
14. Чумаков Б.Н. Валеология: учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. – М.: Пед. общество России, 2000. – 407 с.
15. Яковлева М. Подросток и алкоголь // Истоки. – 2005. - № 48. – С. 14.