Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что работа с детьми инвалидами относится к категории сложнейших вопросов в социальной работе.
Важность повседневного внимания к решению социальных проблем инвалидов возрастает в связи с увеличением удельного веса этой категории в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно. Социальная реабилитация детей инвалидов является одной из актуальнейших проблем современной социальной работы. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Согласно Декларации о правах инвалидов инвалид –в современной научной литературе мы рассматриваем определение социокультурной реабилитации согласно последним нормативным документам, основная цель социокультурной реабилитации – создание равных возможностей детей инвалидов, включение их в социокультурную среду.
Степень изученности: многие авторы рассматривают социокультурную реабилитацию в нескольких направлениях: игротерапия, танцтерапия, арт-терапия, музыкотерапия, библиотерапия и др. Социокультурная реабилитация раскрыта в трудах Г.Ф. Нестерова, С.М. Безух, А.Н. Волкова и др.
Анализ научной литературы выявил, что многие авторы одним из средств интеграции инвалидов в социум выводят социокультурную реабилитацию.
Однако, теоретические основания социокультурной реабилитации в социальных учреждениях освещены не в полной мере. Противоречие заключается в несоответствии между необходимостью социокультурной реабилитации детей инвалидов и недостаточностью форм и методов этого вида деятельности в учреждениях социального обслуживания.
Проблема исследования – какого должно быть содержание социокультурной реабилитации детей инвалидов в учреждениях социального обслуживания.
Объект исследования – ГКУ ТО «ЦСПН» города Твери.
Предмет исследования – поддержка детей инвалидов ГКУ ТО «ЦСПН» города Твери.
Цель исследования – система поддержки детей инвалидов в городе Тверь.
Задачи исследования:
рассмотреть детей-инвалидов как объект социальной работы;
определить систему поддержки детей инвалидов;
изучить социальные проблемы детей-инвалидов и способы их решения;
рассмотреть систему организации органов социальной защиты инвалидов в городе Тверь;
дать характеристику мероприятий ГКУ ТО «ЦСПН» для детей-инвалидов» ;
определить диагностику проблем детей инвалидов в общественной организации инвалидов ГКУ ТО «ЦСПН» города Твери.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты системы поддержки детей инвалидов
1.1 Дети-инвалиды как объект социальной работы
Увеличение числа детей-инвалидов – одна из особо актуальных проблем настоящего времени. В России остроту проблеме добавляет то, что система оказания помощи данной категории детей до 1917 года не сложилась, а позднее, почти 70 лет работа с такими детьми проводилась в специальных учреждениях изолировано от общества.
Согласно «Декларации о правах инвалидов», инвалид - любой человек, не способный полностью или частично самостоятельно обеспечить потребности нормальной личной, а также социальной жизнедеятельности в силу врожденного или приобретенного недостатка или физических и умственных возможностей [5, с. 59].
Следует отметить, что в настоящее время используется более гуманная терминология. Термины «инвалид» и «ребенок-инвалид» постепенно заменяются терминами «дети-инвалиды» или «дети-инвалиды». Также избегают употребления следующих имен: слепой, заика, глухой, стараясь заменить их фразами: «человек с нарушениями слуха, зрения, развития речи». ВОЗ не рекомендует использовать термины умственная отсталость, идиотизм, глупость. Дефектологи при выявлении детей-инвалидов стараются использовать такие понятия, как «дети с нарушениями» или «дети с образовательными трудностями».
У детей-инвалидов определяется 4 степени нарушения здоровья:
1 степень определяется при легком, умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у детей, но не приводят к необходимости определять инвалидность у лиц старше 18 лет;
2 степень устанавливается при наличии ярко выраженных нарушений в функционировании органов и систем, которые ограничивают социальную адаптацию ребенка;
3 степень соответствует второй группе инвалидности у взрослых;
4 степень определяется при ярко выраженных нарушениях в функционировании органов и систем, которые приводят к социальной дезадаптации ребенка [9, с. 1879].
Основные заболевания, приводящие к инвалидности. Выявлены основные группы заболеваний, соответствующие определенным группам инвалидности. Одна из этих групп - нервно-психические заболевания. К наиболее частым заболеваниям этой группы относятся детский церебральный паралич, опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения, умственная отсталость, болезнь Дауна, аутизм. В этом случае следует различать умственную отсталость и умственную отсталость.
У детей-инвалидов с признаками умственной отсталости обычно нарушаются все компоненты умственной деятельности: память, мышление, внимание, речи, эмоциональной сферы, моторики. Но в результате специальных упражнений и занятий такие дети могут добиться хороших результатов. Проблемы таких детей требуют вмешательства специалистов в области педагогики и абилитации в контакте с семьей. Психическая инвалидность характеризуется многочисленными сдвигами, которые влияют на эмоциональные функции и поведенческие характеристики. Чаще всего эти заболевания возникают внезапно, в результате биохимических изменений, употребления наркотиков, переживания тяжелого, длительного стресса, психологических конфликтов [10, с. 4].
Психическое заболевание требует вмешательства медицинских и психиатрических специалистов. Существует сложное сочетание умственной отсталости и умственной отсталости. Это создает трудности при диагностике заболеваний.
Работа с такими детьми требует высококвалифицированных специалистов. Другая группа - это болезни внутренних органов, которые занимают ведущее место в структуре инвалидности ребенка. Это связано с частым переходом заболеваний в хроническую форму, сопровождающимися функциональными нарушениями.
Это связано с поздним выявлением нарушений и низким уровнем реабилитационных процедур. Из-за этого вида заболеваний дети не могут вести активный образ жизни, снижается уровень общения со сверстниками. Существует несоответствие потребности ребенка в нормальной жизни и неспособности ее полностью реализовать. Социальная депривация усугубляется длительным пребыванием ребенка в специальных учреждениях, где социальный опыт весьма ограничен, а общение происходит только между детьми-инвалидами. Результатом этого является задержка в развитии социальных, коммуникативных навыков, формирование не совсем адекватного представления об окружающем мире
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/180
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/government/181
4. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425/
5. Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: психологические основы: учебное пособие. / Л.И. Акатов. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 368 с.
6. ГКУ ТО «ЦСПН» города Твери – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--b1agwhibj2a5d.xn----7sbbdcs9alzqlhbm4mqb.xn--p1ai/ okazanie-pomoshchi/invalidy/deti-invalidy/index.php
7. Гусаков, Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России: моногр. / Д.Б. Гусаков. - М.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2017. - 260 c.
8. Гуслова, М. Н. Теория и методика социальной работы / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
9. Демченко, Ю.И. Сущность реализации и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов / Ю.И. Демченко // Молодой ученый. – 2015, № 11. – С. 1879-1881.
10. Ермолаева, Е. Е. О ранней помощи детям и их семьям / Е.Е. Ермолаева, А.М. Кузьмин // Аутизм и нарушения развития. – 2017. – Т. 15. – № 2. – С. 4-18.
11. Ефимов, О. И. Аутизм дружбе не помеха Книга о социальной адаптации детей с аутизмом / О.И. Ефимов. - М.: Диля, 2015. - 140 c.
12. Жигарева, Н. П. Комплексная реабилитация инвалидов в учреждениях социальной защиты / Н.П. Жигарева. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 216 c.
13. Концепция социальной политики в отношении детей с ограниченными возможностями в Санкт-Петербурге. - М.: Центр РНО, 2016. - 976 c.
14. Кравцова, Т.В. Модернизация института социальной ответственности / Т.В. Кравцова. - М.: Содействие - XXI век, 2018. - 991 c.
15. Лакеев, А.Е. Международно-правовые стандарты в сфере охраны здоровья в правовой системе Российской Федерации / А.Е. Лакеев // Медицинское право. - 2016. - № 3. - С. 28-33.
16. Логунов, А.П. Сценарии социальной инклюзии в развивающихся социальных государствах. РФ и страны СНГ / А.П. Логунов. - Москва: РГГУ, 2016. - 267 c.
17. Ломоносова, О. В. О формировании правовых основ организации ранней помощи детям и их семьям / О. В. Ломоносова, О. Н. Владимирова, Е. М. Старобина и др. // Реабилитация – ХХI век: традиции и инновации : сборник статей II Нац. конгр. с межд. участием (г. Санкт-Петербург, 12-13 сентября 2018 г.) / Минтруд России – СПб. : Р-КОПИ, 2018. – С. 241-247.
18. Махнач, А.В. Проблема сиротства в современной России. Психологический аспект / А.В. Махнач. - М.: Институт психологии (ИП) РАН, 2015. - 678 c.
19. Методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/274
20. Методические рекомендации по созданию системы ранней помощи в структуре доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов; Институт коррекционной педагогики Российской Академии образования, 2016. – 79 с.
21. Мухаметшина, Ч.М. Роль культуры в реабилитации граждан с ограниченными возможностями / Ч.М. Мухаметшина // Вестник Межрегионального открытого социального института. - 2016, № 2 (4). - С. 120-123.
22. Программы «Доступная среда». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://subsived.ru/lgoty/programma-dostupnaya-sreda
23. Профилактика социальных рисков детей и подростков. Лекции для родителей. Учебно-методическое пособие. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 256 c.
24. Наберушкина, Э.К. Социальная работа с инвалидами / Ярская – Смирнова Е.Р. – М.: Издательство Юниор, 2017. – 154 с.
25. Низова, Л.М. Социальная реабилитация и интеграция инвалидов в общество. / Л.М. Низова. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2015. - 208 с.
26. Старобина, Е. М. К вопросу о стандартизации деятельности в области ранней помощи детям и их семьям (научный обзор) / Е.М. Старобина, С.Г. Кривенков // Профилактическая и клиническая медицина. – 2018. – № 3 (68). – С. 20-26.
27. Старобина, Е. М. Об оценке качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям / Е.М. Старобина // Детская и подростковая реабилитация. – 2017. – № 4 (32). – С. 55-61.
28. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми / Е.И. Холостова. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 272 c.