Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В литературе имена собственные выступают интересным предметом для изучения, как с позиции лингвистики, так и с точки зрения литературоведения. Вся литература в данном видении представлена источником, который содержит все разряды онимической лексики: фиктонимы, культонимы, идеонимы, антропонимы, топонимы, зоонимы, теонимы и т.д. Имена собственные с нами всю жизнь. Увидеть запас лексики русского языка без онимики трудно, ибо она является главной частью, «сердцевиной» любого языка. Потому имена собственные интересны и вызывают интерес к себе исследователей языка. Накоплено о них большое количество работ. Например, В. Бланар, В.А. Никонов, А.В. Суперанская [7; 21-22;34-38]. Они внесли огромный вклад в развитие ономастики.
В последнее время растет и количество исследований по ономастике пушкинских произведений, например, работы Ю. А. Карпенко, Г. Ф. Ковалева, В. М. Калинкина и др.[ 15; 16; 14 ].
Имена в литературе интересны с позиции своеобразия их применения в художественном тексте, выяснение своеобразия литературных имен в сопоставлении с онимической лексикой как представителем общеязыковой ономастики.
« Говорящие » имена используются особо, по мнению исследователей, потому что их роль в художественном произведении велика. Одним словом автор характеризует, оценивает своего героя моментально. Особенность использования « говорящих » имен состоит в ироничности или сатирической окраске. Конечно, если автор поставил перед собой определенные художественные цели, то употребляет « говорящее » имя в соответствии со своим замыслом.
Часто имя выносится в заглавие произведения и является своеобразным общим знаковым символом всего художественного материала. Имя героя, не иначе, представляется одним из средств создания художественного образа. В. А. Никонов, например, указывал, что имя героя может быть одним из средств, который позволяет создать художественный образ; оно может выступать своеобразной характеристикой социального статуса изображаемого героя, транслировать содержание национального и местного колорита, а при описании действия в далеком прошлом, то описать достоверность исторической действительности [ 21-22 ].
Значимость онимической лексики в реализации идеи художественного произведения подчеркивают многие исследователи. Например, В. Н. Михайлов считает, что ономастика литературы должна стать важным элементом образно-художественной культуры любого произведения, выступать в качестве ансамбля наименований, которые воссоздают к ней отношение[ 19 ].
Чтобы лучше понимать идею автора, необходимо разбираться в особенностях имен героев, событиях, местах, где разворачиваются жизненные истории.
Цель данной работы заключается в изучении использования ономастикона в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1. Изучить литературу по теме исследования;
2. Узнать о ономастиконе романа «Евгений Онегин»;
3. Определить функции и задачи, выполняемые именами собственными в тексте произведения;
4. Выявить роль имен собственных в изображении художественного образа.
Объект изучения: ономастикон в художественном произведении.
Предмет изучения: ономастикон романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Методы изучения:
- анализ литературы по теме изучения;
- метод филологического анализа текста;
- сопоставительный метод.
1.Теоретические аспекты ономастикона романа А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
1.1.Понятие ономастикона
В языкознании выделяется раздел – ономастика (греч.onomastike – «искусство давать имена», onomastikos – «относящийся к имени»), который занимается исследованием собственных имен[2]. Ономастикой еще называют и объединение всех имён собственных, к которым относят имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей и другие.
Различные разряды ономической лексики вошли в состав литературных произведений, чаще всего придавая важнейшую роль в понимании художественного писательского замысла и идеи произведения. Чем знаменитее мастер, тем выверено идет подборка имени своему герою. Лингвист В.В. Виноградов по этому поводу говорил о важности имен, фамилий, прозвищ в художественной литературе, акцентируя внимание на структурное их своеобразие в разных жанровых и стилистических формах, об их образных характеристических функциях[10].
Исследование данного пласта языковой лексики, как ономия, разрешает языковедам проанализировать необычность стиля некоторых авторов. Ономия художественного произведения имеет свой удивительный мир, и некоторые художники слова пользуются огромнейшим запасом имен собственных своеобразно, создавая свой своеобразной ономастикой часть художественного пространства в целом.
В работе будут использованы следующие термины:
Ономастика – раздел лингвистики, наука об именах собственных.
Оним – имя собственное.
Антропоним – разновидность онима, имя собственное: имя, отчество, фамилия человека, прозвище, уменьшительное имя и т.д.
Топоним – разновидность онима, имя собственное – географическое название, именование городов, улиц, рек, морей, гор и т.д.
Зооним – разновидность онима, имя собственное – кличка животного.
Ономастическое пространство художественного текста – все имена собственные, упомянутые автором в тексте, в их взаимодействии [9].
Поэтонимы внутри строк художественного текста являются элементами общейсистемы лексики текста, помогая осуществить раскрытие сюжетных действий, эмоциональных сценических переживаний, историй и географических реалий, которые ставит целью изобразить в своем творении автор. Содержательный аспект имени собственного в художественной литературе велик, потому что тут и наглядность, и яркая характеристика героя иногда обеспечивается одним только его именем. Антропонимия художественной литературы – это сегодня более изученная часть поэтической ономастики, так как входит в любой художественный текст. Антропонимы художественной литературы определяются в двух понятиях: «литературные» и «поэтические». Об этом говорят в своих трудах Н.В. Подольская [ 29 ], В.И. Болотов
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Альтман М. С. О собственных именах в произведениях Пушкина / М. С. Альтман // Учёные записки Горьковского университета. Серия ист.-филол.,1964.
2. Антропонимика / Ред. В. А. Никонов, А. В. Суперанская. – М., 1970.
3. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста: Учебник / Л. Г.,Бабенко, И. Е.Васильев, Ю. В. Казарин– Екатеринбург, 2000.
4. Бакастова Г. В. Имя собственное в художественном тексте / Г. В. Бакастова // Русская ономастика. - М.,1984. - С. 23-27.
5. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая // Белинский В.Г. Поли, собр. соч. М., 1955. T.VTI;
6. Белый А.А. «Génie ou neige» Вопросы литературы № 1, 2008. С.115.
7. Бланар В. О внутренне обусловленных семантических изменениях / / Вопросы языкознания. 1971. № 1. С. 3 — 13.
8. Болотов В. И. Лингвистический статус имени собственного и его функционирование в тексте // Ономастика. Имя и культура. - М., 1993. - С.44.
9. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. - М.: Просвещение, 1983.
10. Виноградов В.В. Задачи стилистики. - М., 1971, стр. 27
11. Васильева С.П., Ворошилова Е.В. Литературная ономастика: учебное пособие для студентов филологических специальностей / С.П. Васильева, Е.В. Ворошилова; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2009. – 138 с.
12. Веселовский С.Б. Ономастикон: древнерусские имена, фамилии, прозвища.
13. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.- М.: Рус.яз – Медиа, Дрофа, 2008.
14. Калинкин В. М. Поэтика онима. Донецк, 1999.
15. Карпенко Ю.А. Имя собственное в художеcтвенной литературе. Филологические науки. — 1986. — №4 — С. 34-40.
16. Ковалев Г.Ф. О чем говорят имена в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин" // Русистика сегодня: традиции и перспективы. София 2017, с.507-511.
17. Лотман Ю. М. Роман в стихах Пушкина "Евгений Онегин": Спецкурс. Вводные лекции в изучение текста // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960—1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 393—462. (ФЭБ)
18. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин": Комментарий: Пособие для учителя // Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя; Статьи и заметки, 1960— 1990; «Евгений Онегин»: Комментарий. — СПб.: Искусство-СПБ, 1995. — С. 472—762. (ФЭБ)
19. Михайлов В.Н. О роли собственных имен в литературном творчестве. Вопросы русской литературы. Выпуск 2, Львов, 1976, стр. 75.
20. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
21. Никонов В.А. Имя и общество. - М, 1974.-С.234
22. Никонов В. А. Антропонимика / В. А. Никонов // Краткая литературная энциклопедия. – М., 1962.
23. Никонов В.А. Словарь русских фамилий / В.А. Никонов. – М.: Наука, 1993.– 376с.
24. Обухова Е. С. Лицейские друзья в антропонимиконе А С Пушкина (1813-1817 гг) / Е С Обухова // Сборник студенческих работ филологического факультета ВГУ, Вып 5 - Воронеж, 2004 - С 98-106
25. Обухова Е. С. Женские имена в лицейской лирике А С Пушкина / Е С Обухова // Материалы по русско-славянскому языкознанию Международный сборник научных трудов Вып 29 Часть 1 / Под ред Г Ф Ковалева — Воронежский государственный университет — Воронеж, 2008 —С 347-358
26. Обухова Е.С. Имена литературных предшественников в лицейской лирике А С Пушкина /ЕС Обухова // Эйхенбаумовские чтения-5 Художественный текст история, теория, поэтика. Материалы международной конференции по гуманитарным наукам Вып 5 (ч 1) - С 30-37
27. Обухова Е.С. К проблеме ономастикона лицейской лирики А С Пушкина (1813-1817гг)/ЕС. Обухова // Эйхенбаумовские чтения Материалы международной конференции, посвященной 70-летию Воронежского государственного педагогического университета, Вып 4 — Воронеж, 2003 - С 12-18
28. Обухова Е. С. К проблеме составления ономастикона лицейской лирики А.С. Пушкина (1813-1817) /ЕС. Обухова // Сборник студенческих работ филологического факультета ВГУ, Вып. 4 — Воронеж, 2003 - С 55-60 Писарев Д.И. Пушкин и Белинский // Писарев Д.И. Соч. М„ 1956, Т.З. С.306-338;
29. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская – М., 1978.
30. Пушкин А. С. Евгений Онегин: Роман в стихах // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. (ФЭБ)
31. Русская ономастика и ономастика России / Под ред. О. Н. Трубачёва. – М.,1994.
32. Савченко М.М. Они были на Кубани. – Краснодар, 1999.
33. Сомов В.П. Поэтические иносказания Пушкина / В.П. .Сомов. - М.: Паритет, 1999. - 384 с.
34. Справочник личных имён народов РСФСР / Под ред. А.В. Суперанской. - М., 1987.
35. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен / А.В. Суперанская. – М.: Эксмо, 2006. – 544 с
36. Суперанская А. В. Неофициальные формы русских имён // Русская речь. –2001. – № 1.
37. Суперанская А.В. Справочник личных имён народов РСФСР. - М., 1987.
38. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. – М., 1973.
39. Супрун В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / В.И. Супрун . – В.: Перемена, 2000. – 172с.
40. Таич Р.У. Опыт антропонимического словаря писателя / Р.У. Таич //Антропонимика. – М., 1970. – С. 314 – 319.
41. Тихонов А. Н., Бояринова Л. З., Рыжкова А. Г. Словарь русских личных имён/ А. Н. Тихонов, Л. З. Бояринова, А. Г. Рыжкова – М., 1995.
42. Тенегин А. Н. О некоторых приёмах анализа собственных имён / А. Н. Тенегин // Исследования по лексикологии и словообразованию. – Красноярск, 1970. – С. 183-197.
43. Федосюк Ю. Русские фамилии. Популярно-этимологический словарь. – М.: Просвещение, 1974. – 223с.
44. Фомин А. А. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы / А.А. Фомин - Вопросы ономастики. – 2004, – №1. С. 108.
45. Фомичёв С.А. «Евгений Онегин»: Движение замысла. — М.: Русский путь, 2005.
46. Фонякова О.И. Имя собственное в художественной картине мира писателя /О.И. Фонякова // Словоупотребление и стиль писателя. – СПб., 1995. – С.47 –61.
47. Шерешевская Е.Б. Имя собственное как знак (значение имени собственного) / Е.Б. /Шерешевская // Актуальные проблемы лексикологии и
словообразования. – Новосибирск, 1976. Вып. 5. – С. 91-97
48. Шмелев Д. Н. Слово и образ / Д. Н. Шмелев. – М., 1964
49. Щетинин Л. М. Слова, имена, вещи. Очерки об именах / Л. М. Щетинин – Ростов н/Дону, 1966.
50. Якобсон Р. Работы по поэтике / Р. Якобсон. - М., 1987
51. Никишов Ю.М. О пророчествах Пушкина http://st-hum.ru/content/nikishov-yum-o-prorochestvah-pushkina
52. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. https://itexts.net/avtor-yuriy-nikolaevich-tynyanov/197596-poetika-istoriya-literatury-kino-yuriy-tynyanov/read/page-22.html
53. Словарь языка русской поэзии XX века. Т.2. Григорьев В.П. и др. https://b-ok.global/book/5610314/9ec7a7
54. Этимологический словарь Макса Фасмера https://gufo.me/dict/vasmer
55. Словарь языка Пушкина в четырех томах https://pushkin-digital.ru/node/453