Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья отражает особенности, черты общества. Семья формирует нормы и традиции.
Из-за серьезных экономических и общественных изменений, происходящих в последние десятилетия в мире, изменяются социокультурные и семейные ценности. На это указывает высокий уровень разводов и бездетность. По данным ЕМИСС в 2020 году в России распалось 73 % браков, для сравнения в 2018 и 2019 годах распалось 65 % браков. 30 лет назад данное соотношение было равным 42 %, а 70 лет назад распадалось всего лишь 4 % брачных союзов. Если в 2017 году среди бездетных доля тех, кто вообще не хотел детей, была 10%, то сегодня уже почти четверть - 23%. В том числе среди молодых респондентов без детей доля декларирующих нежелание иметь детей выросла с 8 до 20%. Для молодых людей в современном мире более значимым сейчас является личностная и профессиональная самореализация, достижение социального успеха. Изменяется и характер семейных отношений. Молодые люди, живя в современном динамичном мире, испытывают эмоциональные перегрузки и для них важно, чтобы в семье они находили покой, понимание, поддержку [10].
Осознание важности понятия «семья» благополучно влияет на супружеские отношения. Если партнеры правильно оценивают значимость семейной жизни, ставят семейные ценности на первый план, занимаются воспитанием детей, организацией быта, то можно считать такой брак успешным. Семейное воспитание формируется под влиянием родительской семьи, особенностей личности супругов, их жизненной ситуации, зависит от национальности, к которой принадлежат члены семьи. Для каждой страны, каждой культуры существуют свои семейные ценности и нормы семейного воспитания. Что характерно для одной страны, совершенно недопустимо в другой.
Семья для каждого человека играет роль, как в воспитании, так и в формировании личности. Именно в семье закладываются такие качества в человеке, как любовь, доброта, честность, здоровье, нормы и правила поведения. В любой национальности есть свои традиции и обычаи в создании семьи и в воспитании детей. В нашем исследовании мы попытаемся изучить особенности семейного воспитания в разных национальных культурах.
Цель исследования: изучение особенностей семейного воспитания в разных национальных культурах (Россия, Китай, Монголия, Армения).
Объект исследования: семейное воспитание
Предмет исследования: особенности семейного воспитания в разных национальных культурах
Для достижения поставленной цели мы выдвинули следующие задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы проблемы семейного воспитания.
2. Проанализировать и сравнить основы семейного воспитания, методы, формы и содержание в России, Китае, Монголии, Армении.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение и сравнение полученной информации.
Теоретическая значимость исследования: уточнено понятие «семейное воспитание», также в ходе нашего исследования мы изучили особенности семейного воспитания, характерные для российских, монгольских, китайских и армянских семей, выявили национальные особенности семейных отношений.
Практическая значимость исследования: Материалы курсовой работы могут быть использованы в теоретических работах по психологии.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты семейного воспитания
1.1. Понятие и содержание семейного воспитания
Воспитание — это целенаправленный процесс развития личности. Самая важная и особая роль в воспитании детей принадлежит только семье. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической, духовной, нравственной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Те качества, которые ребенок приобрел в детские годы в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ведь именно в семье ребенок находится дольше всего, и именно в ней закладываются основы личности ребенка.
Семейное воспитание — это систематическое, целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи и семейного уклада в целом. На семейное воспитание влияет не только наследственность, но и здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, а также отношение к ребёнку. Всё это переплетается и в каждом случае проявляется по-разному [8]. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, потому что «проводником» семейного воспитания является родительская любовь к детям, которая вызывает ответные чувства детей к своим родителям.
Самой главной задачей семейного воспитания является подготовка детей к жизни в уже существующих социальных условиях. Путем усвоения детьми знаний, умений и навыков формируется личность ребенка в условиях семьи.
Счастье детей зависит от благополучной атмосферы в доме, от семьи, которая окружает ребенка, от родителей в частности. Ведь именно родители – это первые учителя, ведь только они имеют самое сильное влияние на своих детей. Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребёнка меньшее влияние, чем предыдущий [14].
Семья играет в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с этим никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Поэтому семья может выступать не только в качестве положительного фактора воспитания, но и в качестве отрицательного. В связи с этим возникает вопрос, как минимализировать отрицательное влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка.
Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Ребёнок, который недополучил родительской любви на протяжении всего «счастливого» детства обязательно, к очень большому сожалению, вырастает недоброжелательным, озлобленным на весь мир, чёрствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда даже замкнутым, неприкаянным и даже чрезмерно застенчивым, что в будущем может очень отрицательно повлиять на жизнь ребёнка. Ребёнок, который вырос в атмосфере чрезмерной любви, ласки, заботы, благоговения и почитания, маленький человечек рано развивает в себе черты эгоизма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия, что тоже может сказаться отрицательно во взрослой жизни ребёнка. Никогда и ни при каких условиях у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и необходимая из всех обязанностей родителей — это относиться к ребёнку в любом возрасте с любовью, пониманием, заботой, лаской и внимательностью, ведь это никогда не повредит в любом возрасте растущего человека.
Семейное воспитание – это процесс воздействия на детей родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Семья для ребенка является не только средой обитания, но и воспитательной средой. Семья и ребенок – это зеркальное отражение друг друга. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет, социализацию личности. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни.
Составными компонентами содержания семейного воспитания являются:
физическое воспитание;
интеллектуальное воспитание;
нравственное воспитание;
эстетическое воспитание;
трудовое воспитание [13].
Физическому воспитанию детей сегодня выделяется большая роль, так как здоровье ребенка находится в приоритете. Оно включает в себя здоровый образ жизни, правильный режим дня, занятия в спортивных секциях, закаливание. Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направлен на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья. Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни - главные составляющие успеха физического воспитания в семье.
Задачи физического воспитания можно сформулировать следующим образом:
– укрепление здоровья, правильное физическое развитие;