Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Неотъемлемым элементом общественной безопасности в стране является пожарная безопасность. Обеспечение пожарной безопасности – это одна из ключевых задач государства. Обусловлено это тем, что, «пожарная безопасность, наряду с другими видами безопасности, является необходимым условием стабильности существования, жизнедеятельности и развития государства и общества в целом». Сегодня состояние пожарной безопасности в Российской Федерации, по мнению исследователей, явно носит «выраженный кризисный характер и является мощным дестабилизирующим фактором, негативно влияющим на экономику и демографическую ситуацию». Такое мнение имеет под собой все основания, поскольку ежегодно в России пожарами наносится значительный ущерб экономике и отдельным гражданам.
Согласно данным статистики, ежегодно в Российской Федерации происходит от 10 тыс. до 35 тыс. лесных пожаров, причем наибольшее их количество случается в период с начала апреля по конец октября. Пожары фиксируются на всей территории страны, однако наибольший вред, как правило, наносят горящие леса и торфяники в европейской ее части, в наиболее густонаселенных территориях страны. Опасность пожаров состоит в том, что они в большинстве случаев несут за собой невосполнимость наносимого ущерба. Ежегодно в пожарах гибнут тысячи человек, в том числе дети, также тысячи травмируются, получают прямой материальный ущерб.
Эти данные показывают актуальность деятельности государства в сфере обеспечения пожарной безопасности и в том числе актуальность совершенствования правового регулирования административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Объектом исследования в работе является институт ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Предмет изучения – законодательные нормы и правоприменительная судебная практика в сфере привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.
Цель работы – изучить особенности современного правового регулирования ответственности за нарушение требований пожарной безопасности и его применение в судебной практике.
Для достижения цели определены следующие задачи работы:
1) изучить понятие, сущность и элементы пожарной безопасности;
2) охарактеризовать нарушения пожарной безопасности и их последствия;
3) раскрыть административную ответственность за нарушение противопожарных требований;
4) рассмотреть дисциплинарную ответственность за нарушение противопожарных требований;
5) изучить уголовную ответственность за нарушение противопожарных требований.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных специалистов, исследующих различные аспекты пожарной 6 безопасности и административной ответственности за нарушение требований в данной сфере (В.А. Гуциева, А.Г. Елагина, В. Лизвинской, Е.В. Роговой, Б.В. Россинского, Т.Г. Скибневской, М.М. Султыгова, Х.И. Цечоева).
Методологической основой работы стали следующие ключевые методы научного анализа: описательный, сравнительно-типологический, нормативный.
Нормативно-правовой основой работы являются Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Указ Президента РФ от 01.01.2018 № 2 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года», Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» и другие нормативные акты. Структура работы соответствует поставленным задачам, включает в себя введение, четыре раздела основной части, заключение и список использованных источников и литературы.
1. Правонарушения в сфере пожарной безопасности: общие положения
1.1. Система обеспечения пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций не только государства, но и каждого руководителя конкретного объекта защиты. Реализация этой функции в Российской Федерации осуществляется через систему обеспечения пожарной безопасности.
Законодательно понятие системы обеспечения пожарной безопасности закреплено в статье 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» .
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положением ГСТУ 2272 2006 ССБП под термином «пожарная безопасность» понимается состояние любого вида объекта или сооружения, при котором исключена вероятность развития пожара. Таким образом обеспечивается защита материальных ценностей и жизни людей. Сам пожар в нормативном акте характеризуется как неконтролируемое горение, которое происходит вне специально организованного очага.
Все требования к пожарной безопасности, процессам производства, хранения, реализации, проектирования должны быть отражены в нормативных актах. В соответствии с Федеральным законом о техническом регламенте по пожарной безопасности к ним относятся следующие: своды правил; национальные стандарты; ГОСТы; СНИПы. К необходимым документам, на основе которых должна соблюдаться пожарная безопасность, относятся также прописанные нормы, специальные программы и рекомендации.
Основные требования сформулированы в двух Федеральных законах:
«О пожарной безопасности»;
«О техническом регулировании» .
Пожарная безопасность на предприятии: правила, техника, требования В качестве главных требований по пожарной безопасности в организации можно выделить следующие:
В любом здании должна быть специально разработана система. Ее цель - обеспечить требуемый уровень защиты от пожара и вызывающих его факторов.
При разработке системы должно быть учтено наличие не только средств для организации тушения, но и запланированы мероприятия, которые предотвратят возникновение пожара.
При развитии пожароопасной ситуации конструкция определенный период времени должна сохранять целостность. Это один из самых важных аспектов, который поможет сохранить жизнь и здоровье людей. Должны соблюдаться меры по предотвращению распространения огня на соседние сооружения.
Это требование возможно соблюдать в том случае, если выдерживается необходимое по нормам расстояние между постройками. Кроме того, отдельное внимание уделяется наличию противопожарных преград. Они предназначены для разделения одного здания от другого. При проектировании строительства должны учитываться необходимые меры, которые предотвратят распространение опасных веществ, выделяемых при горении. Для этого разрабатываются системы антизадымления и пожаротушения.
Одно из требований, которые выдвигает противопожарная безопасность РФ, основывается на обеспечении доступа в зону возгорания техники МЧС. Но в современных условиях это не всегда возможно обеспечить.
Для грамотной организации мероприятий по устранению возгорания нужно правильно определить категорию помещения. Законодательством выделяются пять категорий в зависимости от целей использования и хранящихся материалов:
Категория А - в таких помещениях находятся легковоспламеняющиеся вещества. К ним относятся малярные цехи, комплексы и склады с нефтехимией, водородные станции. К первой категории относят школы, детские дошкольные учреждения, больницы, интернаты.
В группу Б входят помещения, в которых находятся вещества, способные возгораться при температуре более 28 градусов. Такая категория присваивается помещениям, где работают с керосином, мазутом и дизельным топливом.
Трансформаторные помещения, склады угля, автомобильные гаражи, библиотеки причисляются к категории В.
Умеренно-пожароопасным помещениям присваивают категорию Г.
Группа Д включает в себя здания с пониженной пожароопасностью .
При определении категории специалисты принимают в расчет не только материалы, находящиеся внутри, но и площадь свободного помещения. Проверки обеспечения пожарной безопасности на предприятии Каждое предприятие проверяется на соблюдение противопожарных требований. Проверка проводится только аттестованными сотрудниками МЧС.
Существует два вида проверок состояния пожарной безопасности на предприятии: плановая; внеплановая при поступлении обращения, жалобы, в случаях возникновения ЧС. Приход инспекторов обязателен в момент, когда открывается новый магазин, проводится регистрация предприятия. Во время проверки специалистами оценивается общее состояние помещения, наличие противопожарных средств, уровень обучения персонала, порядок проведения инструктажа.
Инспектор проверяет соблюдение всеми сотрудниками противопожарного режима, наличие отдельных мест для курения, исправность доводчиков на двери, состояние перекрытий, цокольных и подвальных этажей.
Отдельное внимание инспектора МЧС уделяют проверке документов. В организации должны быть следующие локальные акты: приказы о назначении ответственных лиц за пожарную безопасность; журнал, в котором прописывается график проведения инструктажа; список обновления огнетушителей; планы, схемы эвакуации.
Факторы возгорания, которые наносят вред материальным ценностям и здоровью граждан, носят названия опасные. Все факторы подразделяются на основные и второстепенные. К основным относятся те, которые возникают по причине начала процесса возгорания.
Пламя. Наибольшая часть пожаров развивается в процессе горения пламени. Оно представляет наибольшую опасность для людей. За счет теплового излучения пожар может распространяться на несколько десятков метров.
Увеличенная температура окружающей среды. Любой пожар сопровождается повышением тепловой энергии. Количество выделяемого тепла зависит от интенсивности пожара и материалов, которые находятся в помещении. Опасность повышения температуры определяется уровнем влажности воздуха. Чем она выше, тем больше опасность получения ожогов для людей.
Токсичные продукты горения. Наиболее опасными факторами для жилых и общественных помещений, где находятся люди, например, школьники в образовательном учреждении, являются токсические вещества. В процессе горения выделяется угарный и углекислый газ, которые наносят большой вред здоровью.
Пожар определяется, как неконтролируемое горение. Выделяется пять этапов его протекания:
Начальной стадией называется процесс возгорания до полного охвата огнем горючей поверхности.
Временной промежуток до момента, пока будут подключены первые приборы пожаротушения, считается свободным развитием.
К развивающей стадии относится полный охват пламенем поверхности и достижение максимальной скорости выгорания.
Этап полного развития достигается в тот момент, когда горение устойчиво на всех поверхностях, все параметры достигают максимального значения.
Стадия затухания начинается с момента снижения скорости выгорания .
В числе основных функций системы обеспечения пожарной безопасности необходимо выделить следующие:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима;
организация и осуществление профилактики пожаров.
Фрагмент для ознакомления
3
Введение
Именно в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра получает наибольшее развитие. Большинство педагогов и психологов единодушны во мнении, что сюжетно-ролевые игры способствуют обогащению кругозора, формированию социально-коммуникативных умений ребенка, обладают высоким потенциалом для развития речи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время одной из главных проблем дошкольного образования в России является снижение уровня развития ролевой игры. Как показывают исследования, у подавляющего большинства современных дошкольников ролевая игра не достигает своей развитой формы и остается на низком уровне (Смирнова, Рябкова, 2013).
Ещё одной проблемой стало снижение значимости ролевых игр. Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности для здоровья и развития детей приводит к редукции этой деятельности. Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на теоретических знаниях все более вытесняют игру из жизни школы и детских садов. Редукция культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства, проникновение видео и компьютерных технологий в детство приводят к тому, что игра как активная деятельность ребенка подменяется потреблением экранной информации. Компьютерный экран все больше вытесняют игру, физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, общение со сверстниками (Смирнова, Соколова, 2016).
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется комплексом существующих противоречий в практике работы дошкольных образовательных учреждений:
между признанием значимости сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста и использованием ее преимущественно как формы образовательной деятельности дошкольников;
между существующим интересом дошкольников к сюжетно-ролевым играм и тенденцией исчезновения игровой деятельности из жизни детей.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования – определение методического сопровождения, способствующего эффективному развитию сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста под руководством воспитателей в условиях ДОО.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методическое сопровождение развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: качественные изменения игровых умений на протяжении дошкольного детства в сюжетно-ролевых играх возможны благодаря осуществлению методического сопровождения деятельности воспитателей при разработке поэтапной и пошаговой стратегии развития сюжетных игр, предполагающей:
1. проектирование педагогом вариативных и инвариантных игровых сюжетов для совместной игровой деятельности с детьми;
2. организацию развивающей предметно-пространственной среды.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ содержания и характера методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
3. Разработать содержание методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей.
Методологической основой исследования является теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Теоретической основой исследования являются: теории и концепции развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Н.А.Короткова, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин и др.); идеи педагогического сопровождения детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская, О.В.Солнцева и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами будут использоваться следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий этапы; качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад.
Методологической основой исследования является теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Теоретической основой исследования являются: теории и концепции развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин и др.); идеи педагогического сопровождения детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении О.В.Солнцева и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами будут использоваться следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание методического сопровождения может быть использовано методической службой ДОО для обеспечения развития сюжетных игр детей на протяжении старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы организации сюжетно-ролевой игры детей шестого года жизни
1.1. Сущность сюжетно-ролевой игры
Игра занимает одну из центральных позиций в жизни дошкольника, являясь доминирующим видом самостоятельной деятельности. Самые важные новообразования происходят под воздействием сюжетно-ролевых игр в период дошкольного воспитания и обучения. Значительным подтверждением значимости сюжетно-ролевых игр являются многочисленные труды ученых в области психологической науки (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн).
Они считали, что игра – это ведущая деятельность в дошкольном периоде, поскольку именно под ее влиянием осуществляются существенные благоприятные изменения в психике ребенка с целью перехода на более высокую ступень развития.
Особенность сюжетно-ролевых игр заключается в активизации активных точек психический функций, способствующих формированию важных качеств и особенностей личности старших дошкольников.
Стоит отметить влияние, которое оказывает сюжетно-ролевая игра на произвольность психических процессов, таких как память и внимание. Рассматривая структуру ролевой игры, Д. Б. Эльконин выделил следующие компоненты: игровые действия, сюжет и содержание игры, воображаемую ситуацию, правила и роль, которую принимает на себя ребенок.
Сюжет - это та область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, классовой принадлежности детей, их семейного быта, географических и производственных условий, непосредственно их окружающих. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем уже и однообразнее сюжеты их игр.
В отличие от него, содержание отражает то главное, что ребенок выделяет в человеческих отношениях. Здесь отражается более или менее глубокое проникновение ребенка в человеческие отношения.
Роль является, по мнению Д. Б.Эльконина, центральным компонентом игры и одновременно ее структурной единицей, которая объединяет в себе нормы, правила, способы поведения людей в различных ситуациях и игровые отношения. Ролевая игра в своей развитой, развернутой форме строится на моделировании отношений между людьми. Эти отношения дошкольник познает и осваивает через принятие роли взрослого.
Мнимая ситуация, где ребенок принимает на себя роли других людей или персонажей и реализует типичные для них действия, создается по правилам, диктуемым самой ролью. Отношение ребенка к окружающему миру и действия в различных ситуациях перестраиваются под влиянием роли. Это влияние распространяется на игровую ситуацию и действия в игре, одновременно выходя за пределы игровой деятельности. Роль оказывает влияние на мироощущение и поведение вне игры. Беря на себя роль, ребенок добровольно принимает требования, необходимость подчиняться правилам, которые диктует роль: врач должен помогать людям, лечить их, заботиться об их здоровье, солдату правила прописывают необходимость героического поведения, готовность воевать с врагом, жертвовать собой, быть решительным и смелым, и смелость должна быть самой настоящей, хотя опасности — только мнимые.
Дошкольник встает на позицию разных людей и в пределах одного сюжета видит ситуацию многогранно — со стороны всевозможных ролей.
Проигрывание роли происходит с помощью определенных игровых действий, внутренне направленных на взрослого. Они носят изобразительный характер и относительно свободны от операционально-технической стороны деятельности.
В работе Е.О.Смирновой, И.А.Рябковой представлена структура сюжетной игры более развернуто, в нее включены разные составляющие, каждая из которых представлена в двух планах: реальном и идеальном. К ним относятся[9]:
Предметный материал игры (игрушки и предметы-заместители), который традиционно не входит в структуру игры, несмотря на то, что игрушки и другие предметы являются самым распространенным средством создания мнимой ситуации и без них не обходится почти никакая детская игра. Самые распространенные игровые предметы - это игрушки. В строгом смысле игрушкой (т. е. средством игры) является предмет, позволяющий ребенку выйти за пределы воспринимаемой ситуации. Среди них выделяют образные игрушки, предметы оперирования, маркеры пространства.
Пространство игры. Это занимаемая в игре площадь, «охват» (много/мало места) и другие характеристики пространства (тесно/свободно, далеко/близко, высоко/низко и т. д.). Посредством этих характеристик пространство разграничивается и придает смысл, т. е. обосновывает те или иные действия. Например, «идти в магазин» нужно, потому что он находится на некотором расстоянии от дома. Дети, для которых протяженность становится важной характеристикой пространства, обязательно намечают этот путь в игре (действием или словом), хотя в реальности «магазин» может находиться на границе с «домом». Выдерживание пространственных границ в игре, стремление обозначить их сообщает о развитых пространственных представлениях.