Фрагмент для ознакомления
2
«Единственная известная мне роскошь — это роскошь человеческого общения», — писал Антуан де Сент–Экзюпери. Но почему же люди не всегда ценят эту роскошь? Почему конфликтуют, взаимодействуя друг с другом?
К далекой древности, а именно к идеям и трудам античных и древнекитайских мыслителей, относятся первые попытки научного объяснения конфликта. Так, выдающийся древнегреческий философ Гераклит рассматривал конфликт как обязательный атрибут человеческого общества. По его мнению, общество без конфликтов существовать не может, поскольку все в мире рождается только через вражду и распри. Конфликты как следствие неравенства между людьми, вражды, ненависти их друг к другу трактуют конфликт Платон и Аристотель. Подобную мысль высказывает и древнекитайский философ Конфуций, утверждая в своих многочисленных трактатах, что конфликты порождаются неравенством и «непохожестью» людей, а также их многочисленными пороками: упрямством, лестью, корыстолюбием, себялюбием и т.д.
Анализируя труды Конфуция, уже в древности философы в качестве одного из основных средств предупреждения конфликтных ситуаций рассматривали организацию системы воспитательных мер, ориентированных на повышение нравственности — «улучшение нравов и устранение пороков» людей.
Появление в конце эпохи Средневековья идей гуманизма и индивидуализации объективно обусловливает новую веху в разработке проблемы конфликта. Выдающиеся мыслители этого времени, — Ф. Бекон, Т. Мор, Э. Роттердамский резко критикуют конфликтные формы существования общества, осуждают все возможные социальные столкновения и конфликты и выступают за мир и согласие между людьми. Именно в это время появляются и первые труды мыслителей, посвященные изучению причин возникновения конфликтов и путей их предупреждения. Так, Т. Гоббс и Дж. Локк в качестве основной причины конфликтов между людьми называют невозможность реального удовлетворения всех их потребностей. По мнению мыслителей, согласия достичь возможно лишь в результате принуждения к нему людей. Другими словами, между людьми должен быть заключен некий общественный договор о бесконфликтном взаимодействии, соблюдение которого должно стимулироваться страхом наказаний.
Ф. Бекон же, как результат достаточно детализированного анализа причин возникновения конфликтов, выделяет материальные, политические и психологические условия их возникновения.
Весьма интересны взгляды на конфликт и его причины английского экономиста эпохи Просвещения А. Смита, который в разработанной им Теории нравственных чувств формулирует идею «любви к себе», согласно которой определенная степень эгоизма человека, его корыстные интересы при условии их гармонии с общими устремлениями к благополучию и счастью позволит избежать конфликтных ситуаций в обществе.
По мнению А. Смита именно стремление человека к его собственному благополучию побуждает его к благоразумию и справедливости. Более того, именно благоразумие и справедливость, по мнению мыслителя, являются основными предпосылками, как предупреждения, так и разрешения конфликтов.
Таким образом, уже на первых этапах разработки проблемы конфликта мыслители предпринимают попытку объяснить сущность данного феномена с позиций его специфики как явления социального; исследуют причины конфликтов и пути их предупреждения и разрешения.
Являясь явлением социальным, особый интерес исследованию проблемы конфликта проявляют социологи и психологии. Так, представитель немецкой школы социологии Г. Зиммель, исследуя разнообразные формы социального взаимодействия, в качестве одной из таких форм выделяет конфликт. Согласно позиции данного исследователя, именно конфликт объективно является важнейшей формой общественного развития.
Психологи же, исследуя проблему конфликта, в первую очередь, обращаются к изучению его как психологического феномена. При этом исследователи обращают внимание на тот факт, что конфликт — это не что иное, как достаточно ярко эмоционально окрашенный способ разрешения возникающих противоречий, предполагающий активность субъектов взаимодействия. Прокомментируем сделанный нами вывод некоторыми определениями понятия «конфликт»:
– как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями;
– как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон (субъектов конфликта), направленной на преодоление противоречий;
– как актуализировавшееся противоречие, противостоящие ценности, установки, мотивы определяет конфликт Б. И. Хасан и т.д.
Конфликт - важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, и, как следствие — «форму отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями» ;
– конфликт как процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества.
Первым ученым, кто обратил внимание на данную сторону конфликта, был Р. Дарендорф.
В дальнейшем данную особенность конфликта подробно исследует М. В. Башкин, делая вывод о возможном позитивном эффекте конфликтной ситуации для развития субъекта в случае, если противоречия к конфликту как таковому не приводят и его участники находят в себе силы прибегнуть к эффективному, бесконфликтному взаимодействию и с позитивным эффектом разрешить все возникшие проблемы. Не случайно еще одной стороной проблемы конфликта, объективно привлекающей внимание интерес исследователей, является проблема предупреждения и эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Итак, конфликт — это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок). Выделяя в качестве основной причины возникновения конфликта проблемную ситуацию, ученые предпринимают попытку исследовать и такие его структурные составляющие, как конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие; стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта и исходы конфликтных действий (Л. А. Петровская). Интерес ученых к изучению данных частных характеристик конфликта, с нашей точки зрения, можно объяснить тем, что противоречия, проблемные ситуации, являющиеся отправной точкой конфликтной ситуацией, не всегда приводят к ее возникновению, — трансформируются непосредственно в конфликт. Как установлено исследователями, конфликт возникает лишь в ситуации явной и острой несовместимости интересов и потребностей субъектов.
1.2 Сущность и особенности внутриличностного конфликта
Многие авторы под внутриличностным конфликтом прежде всего понимают мотивационный конфликт, борьбу мотивов. Так, по мнению В.С. Мерлина, «психологический конфликт представляет собой результат острого недовольства глубинных и актуальных мотивов и отношений личности» .
Если в процессе деятельности возникает состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, которая выражается путем обострения существующих ранее или возникновение новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями личности, то такое состояние определяется как психологический конфликт.
Психологи Т.А. Немчин, С.В. Цицарев, соглашаясь с тем, что внутриличностный конфликт - это, прежде всего, конфликт мотивов, обращают внимание на необходимость различать понятия «конфликт мотивов» и «мотивационный конфликт». Они считают, что «мотивационный конфликт» - это конкуренция, которая возникает в процессе выбора тактики действий при уже существующей деятельности, когда решение принимается в процессе самой деятельности . В свою очередь, конфликт мотивов предшествует деятельности. Собственно, до тех пор, пока существует конфликт мотивов, само действие не начинается. Начало деятельности относится к моменту завершения борьбы мотивов, когда один из них становится ведущим, решающим.
Е.С. Кузьмин, В.Е. Семенов определяют внутриличностный конфликт как столкновение противоположно направленных мотивов. «Внутриличностный конфликт - столкновение примерно равных по силе и значимости, - утверждают исследователи, - но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, влечений одного человека, отражающее противоречивые связи с социальной средой» .
Подобные трактовки внутриличностного конфликта как мотивационного конфликта можно найти в работах М.Д. Левитова, Л.И. Божович, Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогоровой, Е.С. Мазур и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алекова Г. В., Динамика внутриличностного конфликта у лиц с синдромом алкогольной зависимости // Мир образования - образование в мире. — 2012. — № 4 (48). — С. 178-185.
2) Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2016. 591 с.
3) Баранов Е. Г., Динамика внутриличностного конфликта // Мир образования - образование в мире. — 2017. — № 3 (67). — С. 97-105.
4) Брурсон Х., Мыслевирусы : как не отравлять себе жизнь вредоносными мыслями. — Москва : Альпина паблишер, 2015. — 75, [2] с.
5) Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. –СПб.: Питер, 2008. –544 с.
6) Денисов А. А., Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности: на примере эмпирического исследования эмоционального выгорания у стоматологов // Развитие личности. — 2015. — № 4. — С. 98-112
7) Дмитриева Н. В., Зависть и связанные с ней виды психологических защит // Философия образования. — 2009. — N 2 (27). — С. 234-242.
8) Жуков Б., Зачем человеку лень? // Вокруг света. — 2018. — № 10. — С. 89
9) Ильин А. Н., Парадоксы общества потребления // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2016. — № 1. — С. 23-43.
10) Карвасарский Б. Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1998
11) Козырев Г. И., Может ли внутриличностный конфликт быть кентавр-проблемой? // Социологические исследования. — 2006. — N 12. — С. 122-126.
12) Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. Методы социальной психологии. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1977, 129 с.
13) Лейбин В. М. Психоанализ. Психоанализ: Учебное пособие. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008
14) Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.
15) Мерлин В. С., Психология индивидуальности : избранные психологические труды. — Москва. — Воронеж : Издательство Московского психолого-социального института : МОДЭК, 2005 [т.е. 2004]. — 542, [1] с.
16) Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности/В. С. Мерлин. – М. : Педагогика, 1986
17) Немчин Т. А., Состояния нервно-психического напряжения. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1983. — 166 с.
18) Петровская Л. А. О понятийной схеме социально–психологического анализа конфликта// Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.- М., 2007.
19) Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. –М.: Прогресс, 1994. –234 с;
20) Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи., 1990
21) Теславская О. И., Эскапизм как предмет исследования в современной научной психологии // Психологический журнал. — 2017. — Т. 38, № 6. — С. 52-64
22) Фанталова Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика: монография / Е.Б. Фанталова. –М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. –141 с.
23) Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Перевод Анистратенко А., Знашева И.В. –М.: Эксмо, 2018. –256 с.
24) Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Алетейя СПб, 1999. –310 с
25) Фрейд З. «Я» и «Оно»: в 2 т. – Тбилиси, 1991
26) Фромм Э. З. Иметь или быть / Перевод Э.М. Телятниковой – Москва: АСТ, Астрель, 2010. –320 с
27) Фромм Э.Человек для себя. Минск: Издатель В.П. Ильин, 1997. –с. 40
28) Хайдеггер, М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина — М.: Ad Marginem, 1997. Переизд.: СПб.: Наука, 2002; М.: Академический проект, 2010
29) Хасан Б. И., Сергоманов П. А. Психология конфликта и переговоры. - М.:Академия, 2018. 192 с
30) Хорни К. Наши внутренние конфликты. / Пер. с англ. –М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. –560 с.
31) Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2003
32) Эллис А., Дрезден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд. / Перевод с англ. Т. Саушкиной. —СПб.: Издательство «Речь», 2002. —352 с.: ил
33) Эрик Г. Эриксон. Детство и общество.–Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.—592 с.
34) Ядова М. А., Молодежь в мире глобальных угроз: социально-психологические последствия // Россия и современный мир. — 2020. — № 3. — С. 265-274