Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «политическая система» стало использоваться в нашей стране в конце 70-х годов. Однако и в настоящее время нет единого мнения относительно сущности этого понятия. [24, с. 58].
Политическая система в трактовке Большого юридического словаря имеет два направления:
1) совокупность норм, которые устанавливают конституционно-правовой статус государства, политических партий, общественных и религиозных организаций и регулируют их взаимоотношения (как комплексный конституционно-правовой институт);
2) совокупность государственных и общественных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная (политическая) власть (в материальном смысле). [15, с. 556]
Словарь по конституционному праву предлагает следующее определение политической системы: характер организации власти в соответствующем обществе и государстве, система ее институтов, соотношение государственных и общественных начал в управлении публичными делами, положение личности, реальный политический режим. [42, с. 98]
По мнению А.И. Демидова, политическая система – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, граждан и государства. [22, с. 54]
И.А. Зосименко и И.И. Ахмедова считают, что политическая система – это «это совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть». [23, с. 22]
Термин «система» (от греч. systema) означает целое, составленное из частей. Он универсален, используется в самых различных областях человеческих знаний, в том числе в политологии и правоведении. В интересующем нас плане значимо то, что понятием «система» охватывается целостное множество элементов, взаимосвязанных между собой. [15, с. 608]
Применительно к политической системе таким качественным фактором, объединяющим структурные элементы, является их способность участвовать в политической жизни страны, в деятельности, связанной с осуществлением государственной власти. При определении особенностей государства, политических партий и других элементов политической системы следует исходить, с одной стороны, из их обособленности (автономности), специфических целей и задач, функций, норм деятельности, а с другой, из характера и степени их взаимодействия с иными структурными элементами и структурой (системой) в целом. [19, с. 92]
В политике можно выделить две группы субъектов: действующие непосредственно и действующие опосредованно.
К первой группе относятся:
1. Личность как начальный субъект политики. Личность действует в политике непосредственно, лично, независимо от статуса и выполняемой социально-политической роли: избиратель лично голосует; демонстрант участвует в политической акции; член партии выполняет свои обязанности в соответствии с политической идеологией и решениями партии; лидер партии координирует деятельность политической партии; лидер государства осуществляет политическое управление. «Политическое участие является важнейшим показателем демократичности общества, степени развитости гражданского общества, соучастия граждан в политике и политическом управлении».
2. Государство, как основной субъект политики, действует непосредственно как единое целое, управляя обществом и представляя страну на мировой арене.
3. Политическая партия, скреплённая идеологическим единством, в политической сфере действует как непосредственный субъект.
4. Общественно-политическая организация, общественно-политическое движение действуют в политике непосредственным образом при определённых условиях (достижение политической цели).
5. Межгосударственные объединения являются субъектами непосредственного действия на мировой арене в мировой политике.
Ко второй группе относятся субъекты, действующие в политике опосредованно, через своих представителей: народ, социальный слой, класс, нация, социальная общность и др. Эти субъекты не могут действовать как единое целое, им присущи внутренние конфликты и противоречия, они институционально не оформлены. [48, с. 63]
Нормативная основа политической системы общества представляет собой комплексное образование и включает следующие элементы:
- правовые нормы, отличающиеся политическим содержанием (Конституция РФ, федеральные законы;
- нормы, содержащиеся в актах партий, общественно-политических движений, общественных организаций;
- политические обычаи;
- политические традиции;
- нормы морали (нравственности). [43, с. 111]
Развитие России в первые годы после распада СССР было связано с конституционным оформлением российской государственности.
25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия в связи с отсутствием Советского Союза как государства. В этот же день Верховный Совет РСФСР издал Закон РСФСР от 25.12.1991 № 20-94 «Об изменении наименования государства Российская Федеративная Советская Социалистическая республика» (рисунок 1).
Рисунок 1. Фотокопия текста закона РСФСР от 25.12.1991 № 20-94 «Об изменении наименования государства Российская Федеративная Советская Социалистическая республика»
После распада СССР перед Россией встали задачи создания политической организации нового государства, ликвидация последствий системы советской власти; разработки и принятия нормативных правовых актов, обеспечивавших деятельность вновь созданных центральных и местных органов власти; обеспечение общественного согласие различных социальных групп; определения векторов развития внутренней и внешней политики России. [14, с. 312]
В России существовала сложная по структуре политическая система, сложившаяся еще в «перестроечное» время. Правовая основа государства носила переходный характер. Во главе государства стоял избранный народом президент, который одновременно возглавлял правительство. Законодательную власть олицетворял двухпалатный Верховный Совет, имевший функции контрольного и распорядительного органа. Судебную власть представлял Конституционный суд.
На V съезде народных депутатов Российской Федерации (октябрь 1991 г.) Б.Н. Ельцин выступил с программой радикальных экономических реформ по либерализации цен и зарплаты, свободе торговли и приватизации. Для реализации программы депутаты наделили Президента РФ особыми полномочиями. 6-8 ноября 1991 г. было сформировано правительство во главе с Б. Ельциным и двумя вице-премьерами: отвечавшим за политические вопросы Г. Бурбулисом и министром экономики и финансов Е. Гайдаром, курировавшим экономическую реформу. При правительстве также действовал институт советников, где ведущую роль играл американский экономист-либералу Д. Сакс.[28, с. 78]
Е.Т. Гайдар появился на политической арене в 90-е. Возглавив «правительство реформаторов» и отвечая за экономическое развитие, он стал автором «шоковой терапии» – экономической теории и комплекса базирующейся на ней радикальных экономических реформ, приведших к значительному росту инфляции, сокращению реальных доходов граждан и обнищанию населения, увеличению разрыва между различными слоями общества, падению объема инвестиций, сокращению ВВП и промышленного производства. [31, с. 130]
Изменения во внутреннем государственном устройстве России заключались в изменении количества субъектов РФ, а также в федеративном устройстве государства. Все советские социалистические республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года – автономные области и АССР) стали республиками. Автономные округа получили возможность выйти из состава РСФСР. Воспользовался возможностью Чукотский автономный округ, выйдя из состава Магаданской области. Чеченская республика и Ингушетия появились в результате разделения Чечено-Ингушской АССР. Города Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального значения. [16, с. 76]
После подписания 31 марта 1992 года регионами Российской Федерации (за исключением Татарстана, Чечни («Ичкерии»), Ингушетии) договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти (федеративного договора, включенного в действующую Конституцию) и с принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 г. равноправными субъектами Российской Федерации стали все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область.
Кроме переименования территорий (Горьковская область в Нижегородскую, Калининская в Тверскую, Куйбышевская в Самарскую), произошло и изменение состава субъектов РФ (объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край, присоединение Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю). До 1 декабря 2005 года в РФ было 89 субъектов. [26, с. 202]
Самостоятельность бывших союзных республик толкала их на пересмотр границ, а у России не было таможенной и пограничной служб. В мае 1992 г. был подписан Указ о создании Вооруженных сил, до этого дня официально у России не было ни флота, ни армии (рисунок 2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Фотокопия текста закона РСФСР от 25.12.1991 № 20-94 «Об изменении наименования государства Российская Федеративная Советская Социалистическая республика» // Государственный архив Сахалинской области. URL: https://ys.sakh.com/photos/main/list9/749535
2. Копия Указа Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации» // Государственный архив Сахалинской области. URL: https://giaso.ru/news/228/71/12-dekabrya-2018-goda-25-letie-prinyatiya-konstitutsii-rossijskoj-federatsii.html (Дата обращения 11.02.2020)
3. Копия Указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Государственный архив РФ. URL: http://www.rusarchives.ru/federal/garf
4. О порядке назначения и освобождения от должности глав администраций краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения : Указ Президента РФ от 07.10.1993 № 1597. URL: https://base.garant.ru/182253/ (Дата обращения 11.02.2020)
5. Выступление Президента РФ Б.Н. Ельцина по Центральному телевидению о новой Конституции от 09.11.1993 // Аудиозаписи выступлений, обращений и интервью Б.Н. Ельцина из архива Гостелерадио. URL: https://www.youtube.com/watch?v=CNNPwnqtLuI
6. Выступление Б.Н. Ельцина на Центральном телевидении по поводу выхода Указа Президента РФ от 21.09.1993 № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» // Аудиозаписи выступлений, обращений и интервью Б.Н. Ельцина из архива Гостелерадио. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gEVtzOSDzwA
7. Карта результатов выборов в Госдуму 1993 г. Политические партии, занявшие первые места по результатам голосования. URL: https://www.electoralgeography.com/new/ru/countries/r/russia/russia-legislative-election-1993.html/nggallery/slideshow
8. Политическая карта России. URL: https://z-rus.ru/zr_history_26.php
9. Фотография фрагмента «Российской газеты» от 23.09.1993. URL: https://urokiistorii.ru/article/51862
10. Фотокопия бюллетеня для голосования. Референдум 12.12.1993 // Муниципальное учреждение «Муниципальный народный музей истории Пермского района». URL: https://contragents.ru/culture/exhibits/8559225
11. Фотокопия фрагмента газеты «Правда» от 23.09.1993 // URL: http://nlr.ru/res/inv/ukazat55/cat_show.php?p=8&rid=7953
12. Аллакулыев М.Б. Причины конституционного кризиса 1993 г. в исторической литературе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. № 4, 2010. С. 53-63.
13. Алексеев Р.А. Избирательные кампании парламентских выборов (1993-2016 гг.) и особенности электорального поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2018. № 3. С. 195-206.
14. Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2007 : учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2008. 831 с.
15. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М. : ИНФРА-М, 2003. 703 с.
16. Бродовская Е.В. Трансформация политический системы постсоветской России: анализ базовых тенденций // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2008. № 1. С. 74-81.
17. Бунич А.П. Осень олигархов. История прихватизации и будущее России. М.: Яуза – ЭКСМО, 2005. 443 с.
18. Васильев В.А. От разрушения социализма к олигархическому капитализму // Социально-гуманитарные знания.2017. № 2. С. 159-172.
19. Волгин Е.И. Демонтаж однопартийной системы в СССР: политические и правовые аспекты // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2016. № 5. С. 90-106.
20. Горева Н.А. Трансформация политического режима в постсоветской России : автореф. дис. ... канд. полит. наук. Воронеж, 2010. 25 с.
21. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Потери и обретения в России девяностых : Ист.-соц. очерки экономики положения нар. Большинства. М. : Эдиториал УРСС, 2000. 304 с.
22. Демидов А.И. Политический ресурс идеологии // Вестник Поволжского института управления. 2012. № 1 (30). С. 53-58.
23. Зосименко И.А., Ахмедова И.И. Структура политической системы современной России // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2015. № 4 (72). С. 22-26.
24. Кожевникова Ю.С. Политическая система России как политико-правовое образование // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. 2000. № 1. С. 56-68.
25. Кононов О.И. Конституционная реформа 1993 г. и формирование системы местного самоуправления РФ (1993-1999) : автореф. дис…. канд. истор. наук. Москва, 2012. 20 с.
26. Короткевич В.И. История современной России. 1991-2003: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 296 с.
27. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4. С. 91-103.
28. Кузнецов А.П. Политическая система России: политический и государственно-правовой аспекты // Юридический мир. 2008. № 2. С. 78-80.
29. Левада Ю. Политическое пространство России полгода до выборов: 1995 и 1999 гг. // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1999. № 4. С. 7-13.
30. Лукин А.В. Невежество против несправедливости : политическая культура российских демократов (1985-1991). М.: Научная книга, 2005. 500 с.
31. Логвенков И.С. Демонтаж СССР: историография причин, условий и факторов // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2017. № 4. С. 129-145.
32. Малхозова Ф.В. Конституционно-политический кризис в России 1992-1993 гг. : автореф. дис. ... канд. истор. наук. Москва, 2005. 20 с.
33. Мальцев Г., Экимов А., Ефимов В. Новый российский парламент: надежда на будущее // Рос. Федерация. 1993. № 1. с. 34
34. Матюшин М.Н. Разделение властей как фактор построения правового государства в России : автореф. дис. …канд. социол. наук. Ярославль, 2000. 24 с.
35. Олейник Т.В. Российская олигархия: становление и политический триумф (1995-1999 гг.) // Вестник Чувашского университета.2010. № 2. С. 72-77.
36. Осипов Г.В. Россия: надежды и прогнозы // Социально-политический журнал. 1994. № 3-5. С. 10-15.
37. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. М. : Изд-во РАГС, 1998. 734 с.
38. Поняев И.М. Политический кризис 1993 года в России: предпосылки, причины и упущенные возможности разрешения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2017. № 5. С. 206-215.
39. Родионова. Ю.В. Политическое пространство регионов России в период трансформации институтов государственной власти : 1993-2005 гг. : автореф. дис… канд полит. наук. Н. Новгород, 2005. 22 с.
40. Ростоу Д. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. № 5. С. 9.
41. Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. М.: Совпадение, 1998. 366 с.
42. Словарь по конституционному праву [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/constitutionallaw (Дата обращения 12.02.2020)
43. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России : учеб. пособие. М. : Проспект, 2004. 326 с.
44. Согрин В.В. Политическая история современной России. 1985-2001: от Горбачева до Путина. М.: Инфра-М, 2001. 260 с.
45. Тарасова Е.А. Российские конституционные кризисы 1992-1993 гг. : автореф. дис. ... канд. истор. Санкт-Петербург, 2004. 17 с.
46. Тонконогов А.В. Олигархический капитализм как угроза национальной безопасности современной России // Общество: политика, экономика, право. 2015. № 1. С. 8-13.
47. Фурман Д.Е. Политическая система России в ряду других постсоветских систем: научное издание. М. : Русский сувенир, 2009. 116 с.
48. Чернов Е.А. Политическая субъектность групп интересов в современной России: исследовательский потенциал системного анализа // Вестник Поволжского института управления. 2011. № 1. С. 61-65.
49. Шашкова Я.Ю. Роль партий в институциональном дизайне современной российской политики. Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. – Барнаул: Фонд «Алтай – 21 век», 2004. – С. 52-53
50. Эпоха Ельцина : Очерки полит. истории / [Ю. М. Батурин, А. Л. Ильин, В. Ф. Кадацкий и др.]. М. : Вагриус, 2001. 815 с. :
51. Юрченков Е.Ю. Конституционно-политический кризис в РФ в 1992-1993 гг. Историографический обзор // Инновации и инвестиции. 2015. № 2. С. 34-37.
52. Ясин Е. Развитие постсоветской экономики: из прошлого в будущее // Вопросы экономики. 2017. № 6. C. 5-21