Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот - домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. Вместе с тем многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью. В России каждый год почти 100 тыс. детей остаются без попечения родителей, 760 тыс. детей в нашей стране живут в социально опасных условиях,
Все это говорит о крайне острой проблеме социально-правовой защиты детей, в том числе оставшихся без попечения родителей, как наиболее незащищенной категории детей.
Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.
Большую опасность для детей представляют уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, внезапное оставление родителями своих детей и другие подобные ситуации. Усиление нестабильности в стране, рост числа беженцев, лиц, не имеющих определенного места жительства, рост преступности привели к увеличению числа детей, внезапно оставшихся без попечения родителей или находящихся в угрожающей ситуации в результате злоупотребления родителями своими родительскими правами и нуждающихся в немедленной помощи. В связи с этим своевременное обнаружение детей, оставшихся без родительского попечения, и принятие мер к их защите весьма актуальны.
Основной целью данного исследования является анализ и характеристика межведомственного взаимодействия социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации.
Исходя из цели работы, в ней необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать развитие, причины и основы реализации изучить социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей;
- исследовать нормативно-правовую базу системы защиты детей, оставшихся без попечения родителей в отечественном законодательстве;
- рассмотреть межведомственное взаимодействие и осуществление надзора и контроля в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Объектом настоящего исследования являются дети - сироты.
Предметом – сложившаяся в Российской Федерации система социально-правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Глава 1. Общая характеристика развития института социальной защиты детей – сирот, их проблем, возникновение причин и основ реализации.
1.1. Характеристика развития института защиты детей – сирот.
Процесс развития института защиты детей – сирот претерпевал множественные изменения в процессе развития общества и этапы его появления как и человечества в целом.
Проблема защиты детей – сирот возникло изначально ввиду процесса развития цивилизации, возникновения опасных условий обитания природных явлений, а также развитие технологий и большого количества соблазнов, которые сам же и сотворил человек.
В процессе развития эпох и истории человечества отношение к детям кардинально менялось и рассматривая развитие государства власть родителей над детьми возникла еще в первобытном обществе. В это время детей воспринимали как безымянных членов, хотя на тот момент человечество больше походило на животный мир.
В настоящее время ребенок является с самого рождения субъектом правовых и общественных отношений. В процессе развития общества менялось и отношение к детям и их правовое и социальное отношение. Но не смотря на активное развитие общества, согласование, введение и утверждение законов в защиту прав и свобод детей, они все равно подвергаются опасности и со стороны взрослых и внешних их природных явлений или технических процессов. И как бы не развивалось законодательство в сфере защиты детей, отстаивать свои права и интересы они не могут, поэтому необходимо определить особую и усиленную защиту со стороны государства.
Если вернуться к истории, то право родителей отдавать детей в рабство оставалось долгое время. После крещения Руси с принятием христианства церковь начала проявлять заботу о детях, учитывая стороны морали. Также церковь проявляла защиту брошенных детей, хотя и существовало призрение к детям – сиротам, особенно из высших слоев общества.
Постепенно формируется институт опеки над детьми – сиротами и формируется осуществление задачи для сохранения семьи осиротевшего ребенка, но также как и в ранние эпохи особо это не приветствовалось и появлялись сложности в осуждении и нравственном участии.
Ввиду этого можно сказать, что годы существования Московского государства пределов в осуществлении прав родителей над ребенком не существовало, а наказание за причиненный вред не ограничивалось сильным наказанием и варьировалось от ситуации. Но XVII – начале XVIII вв. начинают появляться идеи о государственном попечении детей – сирот, открывались специальные дома, где детей обучали грамоте и различным наукам. Так построенный в 1706 году специализированный дом для детей-сирот положил начало истории развития таких домов.
Более жесткие изменения в сторону защиты детей-сирот, начал внедрять Петр I. Например наказывали отца, если ребенок родился вне брака и нес за это ответственность, но при этом сохранялось право за родителями применять к детям домашние исправительные работы. Появлялись специально назначенные люди (магистры), которые должны были следить за детьми – сиротами, устраивая их в специальные дома, обучая их какому либо ремеслу, а в последствии раздавали в семьи по деревням, а также в монастыри при церкви.
При Екатерине II еще более активнее развивалась система устройства брошенных детей и до совершеннолетия поступали в общественные учреждения, а потом становились вольными. Однако при царе Алексее Михайловиче органы, которые возглавляли опеку, осуществлялись по системе сословности. Документальное оформление усыновления и удочерения законодательством не утверждалось.
В то время также начал возникать «патронат» - который предусматривал материальную и моральную помощь детям – сиротам, а в последствии такой «патронат» передавался родителям, взявшим опеку над ребенком, воспитание которого контролировалось.
Далее в истории отмечено такое развитие как осуществление специального надзора инспекторами. Строительство и развитие воспитательных домов расширялось, где воспитанники получали более объемное и разнообразное развитие в обучении ремеслу и рукоделию. Также расширялось система передачи из сиротских приютов в крестьянские семьи. За всем этим контролировала императрица Мария Федоровна.
Во второй половине XIX века появлялись приходские благотворительные организации в которых дети получали питание, уход и обучение. Приюты эти в основном формировались для бедных детей, которые работали круглосуточно. Также активно развивалось обучение и подготовка к будущей профессии, мастерские, в которых в дальнейшем воспитанники имели возможность работать.
Но если рассматривая, в процессе истории развития института опеки и защиты детей – сирот не могли не влиять внешние обстоятельства, которые очень сильно останавливали развитие и процесс формирования опеки.
Как, например после октября 1917 года на фоне Первой мировой войны организация и улучшение развитие домов для детей – сирот пошло на убыль и беспризорность приобрела большие масштабы. Война, революция, смена политических и общественных устоев повлияло и на развитие приютов и воспитательных домов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (вступила в силу для СССР (и России) 15.09.1990)
3.Декларация прав ребенка
(Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)
4. Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (последняя редакция)
5. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция
7. Федеральный закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" от 27.12.2018 N 501-ФЗ (последняя редакция)
8. Федеральный закон "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации" от 27.12.2018 N 501-ФЗ (последняя редакция)
9. Федеральный закон "Об опеке и попечительстве" от 24.04.2008 N 48-ФЗ (последняя редакция)
10. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция)
11. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021)
12. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020)
13."Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 04.02.2021)
14. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2020)
15. Указ Президента РФ от 26.03.2008 N 404 (ред. от 25.05.2020) "О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации"
16. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 10.07.2020) "О детском доме семейного типа" (вместе с "Правилами организации детского дома семейного типа")
17. Постановление Правительства РФ от 05.09.1998 N 1046 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате с первоначальной летной подготовкой"
18. Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 N 676 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
19. Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2012 N 344н "Об утверждении Типового положения о доме ребенка" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2012 N 24543)
Специальная литература
1.Инфантьев Дети-сироты. Остяки. / Инфантьев. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 727 c.
2. Ослон В.Н. Модельные программы сопровождения семей, воспитывающих детей-сирот сложных категорий // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 82–92.
3. Об опеке и попечительстве. О государственном банке детей, оставшихся без попечения родителей. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: КноРус, 2018. - 356 c.
4. Шульга Т.И. Технологии помощи при сопровождении замещающих семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ: монография /Т.И.Шульга. М.: Федеральный институт развития образования, 2016.-170с.