Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования
Такое общественно-политическое движение, как феминизм, становится все более популярным, поскольку люди стали получать информацию из множества каналов, не только таких как телевидение, радио, газеты (старые медиа), но и социальных сетей, где уровень интерактивности обуславливает возникновение глубоких дискуссий, где возможно обнаружение актуальных социальных проблем, столкновении контрадикторных мнений. Развитие технологий позволяет выносить на обозрение острые социальные вопросы, а глобальные сети, - высказываться каждому желающему. В связи с этим любая теория, движение, идея могут иметь значительные аудитории сторонников и антагонистов. Одним из таких движений стал феминизм, главной целью которого является борьба за права женщин. Кроме этого, проблема степени свободы и наличия прав у женщин волнует все больше представительниц молодежи, которые с юного возраста заботятся о наличии всей полноты гражданских прав в своем будущем, поэтому они активно поддерживают движение в той мере, в какой считают нужным и могут себе позволить.
Помимо всего вышеперечисленного, стоит отметить, что данное движение вызывает множество споров и критики, однако философских текстов и теорий, относящихся к этому явлению и разбирающих его сущность, не так много. Кроме того, на ряд вопросов, которыми занимается феминизм, до сих пор нет однозначных ответов. «Актуален ли феминизм в современном обществе?» - вот один из вопросов, на который нет ни однозначного ответа, ни подробных исследований.
Исходя из всех доводов, можно убедиться в том, что феминизм требует рассмотрения и изучения себя как феномена современной культуры.
Степень разработанности проблемы
Вопросом о необходимости феминизма с объективной позиции нейтрального наблюдателя занимались немногие. Недостатком исследования данного общественно-политического движения является его крайне субъективное рассмотрение: одни авторы монографий рассматривают лишь положительные стороны феминизма (которых большинство), другие же, напротив, приводят аргументацию против актуальности феминистских практик.
Я же в исследовании рассмотрю данный вопрос с обеих точек зрения, для этого использую работы ряда авторов: С. Ушакин , Е.Гопов и А.Усманова , А.Нуджут , И.Жеребкина , М.Харитонов .
Объект исследования: феминизм третьей волны как общественно-политическое движение за права женщин
Предмет исследования: социальный запрос на феминизм как универсалию современной культуры
Цель исследования: показать, существует ли объективная необходимость в борьбе за права женщин
Задачи исследования:
– Рассмотреть критику феминизма на рубеже истории: конец XX и начало XXl вв;
– определить, за какие права борются феминистки третьей волны;
– рассмотреть критику в адрес феминизма представителей философии;
– проанализировать отличительные черты насилия над женщинами и мужчинами.
Методологические основания исследования. Методологической основой данной работы выступает следующий набор методов: сравнительный, дедуктивный, индуктивный и социально-исторический. Выбор данной методологической базы обусловлен характером изучаемого предмета.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Феминистическое движение не представляет собой единую теорию, а подразделяется на множество направлений, течений и групп
2. Спецификой феминизма третьей волны является добавление элементов квир-теории, антирасизмa, интернационализма и дестигматизация женской сексуальности.
3. В настоящее время коммерческая торговля телом является важной темой политики феминизма, как и в середине XIX века. Кампании против регуляции государством институтов торговли телом играют важную роль и в развитии первой волны феминизма (с середины XIX века до Первой мировой), и сейчас.
4. Феминизм привёл ко многим изменениям в западном обществе, в том числе: предоставление женщинам права голоса на выборах; широкий спектр профессий с заработной платой, более или менее сопоставимой с заработной платой мужчин той же профессии; и др.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в следующем: дана характеристика, определена специфика противоположных когнитивных позиций для того, чтобы дать объективную оценку феминистскому движению. Это исследование станет еще одним шагом к разрешению дихотомии исследовательских позиций в рассмотрении феминизма как социокультурного феномена. Кроме этого, подробный разбор аргументации каждой из враждующих сторон позволит дать наиболее полную картину данному течению, что может являться базой для дальнейших исследований.
Нейтральный взгляд на проблему очень важен при рассмотрении какого-либо явления, поскольку именно подобное отношение к проблеме позволяет стать ближе к решению конфликтов в этом вопросе.
Структура работы
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и библиографии. Основная часть состоит из двух глав, в каждой из которых – по три параграфа. В первой главе рассматриваются основные положения, которые включает в себя такое общественно-политическое движение, как феминизм: ряд проблем, которое он затрагивает, историю его возникновения, а также особенности этого течения в наше время (третья волна феминизма). Это позволит представить разграничить сферу его влияния, круг вопросов, которые он затрагивает. Вторая глава исследования направлена на рассмотрение данного движения с разных сторон. Для этого будут использованы аргументы сторонников и противников феминизма. Исходя из всех полученных данных, мы сможем стать ближе к разрешению конфликтов между двумя сторонами.
Глава 1. Феминизм. Основные положения.
1.1. Понятие феминизма. Характеристика вопросов, относящихся к данному движению
Термин «феминизм» образован от латинского слова «femina» – женщина и впервые было сформулирован французским социалистом-утопистом Шарлем Фурье в конце XVIII в. По сути своей, феминизм понимается как теория равенства полов, лежащая в основе движения за освобождение женщин, однако на сегодняшний момент не сформировано четного и однозначного определения данного понятия. Сами теоретики данного направления, такие как П. Эллиот, Н. Менделл, А. Рич, Б. Хуке, К. Видон, Л. Карта, рассматривают его в контексте четырех позиций.
Во-первых, это целостная теория, связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам, во-вторых - социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. Также этим термином характеризуют социальное движение, несущее идеи конфронтации с гендерно-классовой системой и любую идеологию, вступающую в диалектическое противоречие с женоненавистническими устремлениями, взглядами и действиями.
Таким образом, можно сказать, что движение феминизма заключает в себе разного рода политические, культурные, экономические, сексуальные, расовые и этнические измерения и действия, ориентированные на защиту прав женщин и основанные на представлениях о правовом равенстве полов.
Важно отметить, что, несмотря на некую общую идею, проходящую через все феминистическое движение, оно не представляет собой единую теорию, а подразделяется на множество направлений, течений и групп. Этот факт продиктован различиями в положении и общественном статусе женщины в разных странах, историческими событиями региона и религиозными предпосылками и т.д. Потому исследователи отмечают большое количество классификаций различных направлений феминизма как социального движения по следующим критериям:
1) география - американский, европейский, третьего мира, постсоветский.
2) этнос - феминизм «белых», «черных» и «цветных».
3) конфессия - христианский, исламский.
4) принадлежность к направлениям в философии и психологии - модернистский; постмодернистский и постструктуралистский, психоаналитический.
5) методы и направленности действий - экофеминизм, пафицистский, сепаратистский.
6) сексуальная ориентация и идентичность приверженцев - лесбийский, садомазохистский, а также объединяющий всех непризнанных обществом индивидов нетрадиционной сексуальной ориентации (квир-феминизм).
7) идеология - либеральный, социалистический и марксистский, радикальный.
1.2. Краткая история феминизма
Первым «звоночком», провозгласившим нужду в выделение женской тематики в особый предмет рассмотрения, большинство исследователей называют работу М. Уоллестоункрафт «О подчинении женщин» от 1792 года, однако последние данные говорят о том, что первой о правах и обязанностях женщин своего времени ещё в XV веке написала француженка Кристина де Пизан. В то время те, кого сейчас бы мы охарактеризовали как феминистов и феминисток, не использовали данный термин, а называли себя «адвокатами женщин», или «защитницами прав женщин» .
Существует достаточное множество примеров женщин-феминисток, которые боролись и декларировали права женщин ещё до эпохи становления самого феминистического течения как такового, и которые до сих пор являются идолами для современных представительниц данных взглядов. Среди них, например, Эбигейл Смит Адамс, жена второго президента США, которая хоть и не вела политической деятельности, но прославилась в данных кругах за свои смелый идеи о месте женщин в политической жизни страны и система образования; и Олимпия де Гуж, стоящая на передовой Великой Французской революции вместе со своим программным сочинением «Декларация прав женщины и гражданки», в котором изложены её требования права на развод для женщин, замены церковного брака гражданским и т.п., и казненная за свои идеи в 1793 году.
Из российской истории феминизма выделяется имя Марии Трубецкой, которая, по сути, является первой его представительницей на территории Восточной Европы. Она была первой, одевшей брюки , создала общество для помощи брошенным на произвол судьбы женщинам, где помогала им снимать недорогие комнаты и искать работу, а также именно она открыла Высшие Женские Курсы – первое высшее учебное заведение для женщин, тем самым открыв женщинам империальной России доступ к знаниям .
На этом, достаточно раннем существования (вплоть до середины 20 века), феминизм затрагивал лишь вопросы простейшие права женщин как полноправных членов общества: права на труд и равную оплату, право на голосование и участие в политике . В частности эти идеи подавались так называемыми суфражистками - представительницами женского движения второй половины XIX века в Англии, среди которых были Эммелин Панкхерст, Эстер Хобарт Моррис, Констанция Маркевич, Эмили Дэвисон и уже упомянутая Олимпия де Гуж. Отмечался также и мужской суфражизм в лице философов, юристов и политиков, настроенных на общественный прогресс и гендерное равноправие, например философа Джона Стюарта Милля, политика Чарльза Дилка, экономиста Генри Фосетта и других. Этот этап истории движения называют первой волной феминизма
Однако, нововведений, продвигаемых суфуражистками, определенно было недостаточно для истинной эмансипации женщин и признания их равными мужчинами. Изменилось всё лишь после наступления 1960 годов: феминизм все больше и больше преображался и приобретал всеобъемлющий социально-политический характер. Историки назвали это второй волной феминизма. Её представители направляли свою критику на идею того, что женщины могут реализовать себя исключительно в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей, а также вынесли на общий суд положение о том, что повседневное насилие и подавление женщин происходит не только в политической и правовой сфере, но и в сфере домашних отношений, в коллективе, в сфере культуры и досуга. Именно на этом этапе и с подачи феминисток той эпохи проблема необходимости глубинных изменений культуры и утверждении свободной, самодостаточной и автономной женской личности, становится важным вопросом, требующим конкретных мер и преобразований в большинстве сфер общественной жизни. Вероятно потому, во второй половине 70-х гг. ХХ в. в США и на Западе в целом, проводились многочисленные акции в защиту прав женщин, создавались организации и множество небольших групп неформального характера, а само феминистское движение и их идеи приобрели массовый характер и все чаще становились предметом обсуждения среди масс .
Среди известных феминисток той эпохи можно отметить Симону де Бовуар, которая хотя сама и не считала себя феминисткой, но является автором книги «Второй пол» - основы идеологии феминизма. Писательница затрагивает биологические и социальные аспекты зависимости женщины и описывает утопическое общество, где женщины учатся, работают и живут наравне с мужчинами и свободны от «репродуктивного рабства».
1.3. Особенности третьей волны феминизма
Феминизм третьей волны отказывается от понимания женской гетеросексуальности как стандарта и нормы и критикует феминизм второй волны за чрезмерную сосредоточенность на опыте белых женщин среднего класса в определении женственности, что побуждает возникновение феминизма цветных, культурного феминизма и некоторых других поднаправлений. Феминистки политически активны, организуют женские правительственные и неправительственные организации, женские транснациональные сети, а само движение дифференцируется и обретает различные области специализации. Но, несмотря на все нововведения, основа их идеологии все так же - привилегии, права и положение в обществе не должны определяться половой принадлежностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алешичева Т. Снова в седле. Новая жизнь вестерна // Сеанс. 2018. № 67. С. 146–151.
2) Батуренко С. А., Интеллектуальные предпосылки формирования феминистского дискурса в истории русской социологии // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. — 2019. — № 4. — С. 193-208
3) Бегимбетова И., Силиконовая фемина // Коммерсантъ ДЕНЬГИ. — 2016. — № 9. — С. 24-28
4) Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. - М.: РОСПЭН, 2016.
5) Гапова Е. И. Антропология гендерной теории / Е. И. Гапова, А. Р. Усманова. – Минск: «Пропилеи», 2000 – 384 с.
6) Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй научно-практической конференции 3–4 октября. - Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.
7) Гизатуллина Г. А., Экология женственности // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2016. — № 1. — С. 37-42
8) Гордон Л., Клопов Э., Оников Л. Социальные проблемы быта // Коммунист. 1974. № 17.С. 49-52
9) Дашкова Т.Ю. Гендерная проблематика: подходы к описанию. URL: http://www.el-history.ru/node/431 (дата обращения: 16.02.2021).
10) Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века. Проект «Таганрог» / под ред.Н. М. Римашевской. - М.: ИСЭПН, 2001
11) Жеребкина И. Прочти мое желание / И. Жеребкина – М.: Идея пресс, 2000 – 256.
12) Здравомыслова О. М., В контексте сопротивления: феминистская повестка для нового поколения // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. — 2019. — № 3 (125) (май-июнь). — С. 35-38
13) Здравомыслова О. М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации.- М.: Едиториал УРСС, 2003
14) Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне. - М.:УРСС,1998
15) Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. – С. 543.
16) Ксенофонтова Н. А., От домашнего насилия до политического терроризма // Восток. — 2016. — № 2. — С. 180-187.
17) Курцвейл Р. Эволюция разума. М.: Эксмо, 2016
18) Лаптенюк С. Д. Мораль и семья. - Минск, 1967
19) Лапшина И., Протест дочерей : (из истории феминизма в России) // Природа и человек. XXI век. — 2016. — № 3. — С. 74-75.
20) Марговская М., Добьемся мы освобожденья? // Наука и религия. — 2016. — № 3. — С. 3-5.
21) Марговская М., «Женский вопрос» остается открытым // Наука и религия. — 2020. — № 3. — С. 24-27
22) Мартин-Иогансон Э., Духовное вымирание в Европе: идеология гендерного равенства // Свободная мысль. — 2019. — № 6 (1678). — С. 35-48.
23) Мильчин К., Азбука феминизма для мужчин. Как общественно активные женщины спасают человечество // Русский репортер. — 2016. — № 6. — С. 44-49
24) Муслумова Т. В. Феминизм: истоки, этапы развития и основные направления/Т.В. Муслумова//Вестник ШГПУ, №4. . [Электронный ресурс] - 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/feminizm-istoki-etapy-razvitiya-i-osnovnye-napravleniya - Дата доступа: 16.02.2021.
25) Новикова В., Феминизм: защита прав или?.. // Молодая гвардия. — 2020. — № 3. — С. 135-141.
26) Нуджут А. Мне 20 лет и я разведена / А. Нуджут, – М.: РИПОЛ классик, 2010 – 100 с.
27) Окно в русскую частную жизнь. Супружеские пары в 1996 году / Н. Римашевская, Д. Ванной, М. Малышева и др. - М.: Academia, 1999
28) Пронченко З., Гибридная война полов: своеобразие освободительного пафоса в самом важном из искусств // Диалог искусств. — 2019. — № 4. — С. 70-72
29) Пушкарёва Н.Л. Что такое «гендер»? (Характеристика основных концепций) // Гендерная теория и историческое знание: материалы Второй международной научно-практической конференции. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2005.
30) Пэйн Л., «Не брюки делают из человека пастора»: мода и гендерные стереотипы в контексте доктрин американского ривайвелизма конца XIX-начала XX века // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2016. — Вып. 2: весна. — С. 11-48
31) Харчев А. Г. Семья в советском обществе. - Л., 1960.
32) Тимишина Е. Л., Женское движение в России в зеркале современной отечественной историографии // Исторический журнал: научные исследования. — 2016. — № 2 (32). — С. 134-142.
33) Тяпин И. Н., Концепция гендерного конструирования: этико-гносеологический анализ // Философия и общество. — 2020. — № 1. — С. 96-115
34) Ушакин С. А. Поле пола / С. А. Ушакин. – М.: ООО «Вариант», 2007 – 320 с.
35) Халилов В. М., Семейные ценности в кинематографе США // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2019. — № 12. — С. 95-108
36) Халилов В. М., Гендерные репрезентации в кино США // США. Канада. Экономика - политика - культура. — 2016. — № 6. — С. 67-87
37) Харитонов М. М. Понятие сексуального домогательства (харассмента) и механизмы противодействия ему в трудовом праве России / М. М. Харитонов // Журнал Высшей школы экономики. ¬– 2019. – №6. – С. 52-76.
38) Хасбулатова О. А. Российская гендерная политика в XX столетии: мифы и реалии. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005
39) Хоуксуорт М.. Гендер и публичная сфера: западная генеалогия // Ab Imperio. 2007. №1. С. 329–354
40) Хультман М., Экологическая маскулинность: ответ на социальные кризисы нашего времени // Народонаселение. — 2020. — № 2. — С. 61-71.
41) Шаров К. С., Сделаем Бога политкорректным? // Вопросы философии. — 2019. — № 6. — С. 86-96
42) Шубная Е., Скованные одной цепью // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2016. — Вып. 1: зима. — С. 331-336
43) Янкова З. А. О семейно-бытовых ролях работающей женщины // Социальные исследования. - М., 1969. Вып. 4. С. 79-85
44) Frazer E., N. Lacey.The politics of Community: A Feminist Critique of the Liberal – Communi-tarian Debate. Toronto, 1993