Фрагмент для ознакомления
1
Введение
3
1.
Важность выявления психических расстройств фельдшером
5
1.1
Общая характеристика психических расстройств
5
1.1.1
Невротические расстройства
7
1.1.2.
Личностные расстройства
11
1.2
Важность выявления фельдшером психических расстройств
16
2.
Практические рекомендации по улучшению условий труда
27
Заключение
29
Список литературы
31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. На стыке психологии и медицины существует одна из весомых проблем – это пограничные личностные психические расстройства. Теоретическая и практическая медицина сегодня характеризуется повышенным вниманием к познанию пограничных психических расстройств, что напрямую связано с проблемой их роста во всем мире. Особый подход рассматривается к методам лечения и профилактики личностных психических расстройств. По мнению ВОЗ, пограничность психических расстройств определяется у 10% населения развитых мировых стран. В основном это явление обусловлено постоянным перенапряжением, которое возникает из-за противоречий между относительным несоответствием темпов научно-технического с одной стороны и развитием и совершенствованием адаптации – с другой [3].
Сегодня причина перенапряжения таится в необходимости освоения новых способов хранения и переработки информации, овладение новой техникой, что требует больших умственных усилий, в значительном уменьшении физической нагрузки, неспособности разрешить конфликты на работе или в кругу семьи.
Ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, возникновение пандемии, усиливая это перенапряжение, часто способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии. Поэтому определяет значительности роли фельдшера в вопросах психогигиены и психопрофилактики в рамках охраны психического здоровья человека. Решение этого вопроса связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.
В последние годы внимание исследователей сосредоточилось на некоторых вопросах изучения особенностей и природы пограничных психических расстройств, которые до конца еще не изучены.
Большой вклад в изучение пограничных психических расстройств внесли отечественные психиатры В.М. Бехтерев, В.Х. Кандинский, В.А. Гиляровский. Изучению невротических расстройств были посвящены работы Б.Д. Карвасарского, Е.Д. Красика, М.Н. Михайлова, М.В. Мясищева. Исследованием распространенности невротических расстройств занимались такие авторы как А.В. Мурашов, М.В. Коркина. Сложность и полиморфизм клиники, разнообразие неврозов изучали такие выдающиеся отечественные ученые как И.П. Павлов, К.М. Быков, П.К. Анохин [45, с. 89].
Цель данной работы заключается в определении важности выявления фельдшером психических расстройств.
Задачи, которые необходимо решить, чтобы достигнуть поставленной цели:
1. Изучить литературу о распространенности невротических расстройств и их особенностях;
2. Определить важности выявления фельдшером психических расстройств;
3. Составить практические рекомендации для улучшения условий труда фельдшера по работе с людьми, имеющими невротические расстройства.
Объект изучения: процесс выявления фельдшером психических расстройств.
Предмет изучения: важность выявления фельдшером психических расстройств.
1. Важность выявления психических расстройств фельдшером
1.1. Общая характеристика психических расстройств
Термин «психопатия» ввел I. Koch (1891, 1900), который в созданной им классификации пограничных состояний выделил вместе с другими психическими аномалиями варианты конституциональных психопатий, не изменяющих своей сути на протяжении жизни.
В психиатрии России учение о психопатических личностях получило огромное развитие в 80-х годах XIX в. Например, исследования истории отечественной психиатрии, которые провел О. В.Кербиков, показали, что это было инициировано потребностями судебно-психиатрической экспертизы. Взгляды В.Х. Кандинского на психопатии нашли отражение в работе «Случай сомнительного душевного состояния перед судом присяжных». Основой психопатий, по мнению В.Х. Кандинского, является неправильная организация нервной системы (ЦНС), которая приводит к непостоянству, изменчивости, дисгармонии всей душевной жизни. Возникновение психопатий он видел в наследственной отягощенности или влияния внешних факторов на ЦНС в ранний постнатальный период [49].
Таким образом, в российской психиатрии к началу XX в. было дано в общем виде понятие психопатии как врожденной или приобретенной на ранних этапах развития личностной аномалии.
С начала 70-х годов определение «психопатии» в психиатрической литературе постепенно заменяется понятием «расстройства личности». Этот термин точнее отражает сущность имеющихся у пациентов нарушений и лишен социально отрицательного звучания.
Психиатр, основоположник подростковой психиатрии А.Е. Личко изучил и проанализировал основные виды психопатических нарушений подросткового поведения, в результате появилась типология акцентуаций характера.
Большое внимание вопросам пограничных психических расстройств уделяется в работах Н.И. Фелинской, Г.К. Ушакова, Ю.А. Александровского, А.А. Меграбяна, А.А. Гройсмана [29].
В монографии Г.К. Ушакова «Пограничные нервно-психические расстройства» дана авторская систематика пограничных психических расстройств, подробно представлена связь между особенностями предшествующего и способствующего развитию болезни состояния и клиникой пограничных состояний. Прослежены тенденции формирования акцентуированных личностей, психопатий и аномальных развитей. Описан механизм возникновения пограничных психических расстройств и указаны факторы, которые способствуют их становлению. Анализ факторов содействовал появлению практических рекомендаций профилактического характера [45].
В работе Ю.А. Александровского «Пограничные психические расстройства» приводится систематизированное изложение теоретических, клинико-диагностических, терапевтических и организационных вопросов пограничной психиатрии [1].
В руководстве А.В. Батаршева «Диагностика пограничных психических расстройств личности» дано описание состояния проблем пограничных невротических расстройств, расстройств личности и поведения. И самое главное – практическая значимость работы в рекомендованных психодиагностических методиках по определению психических состояний, которые позволяют точно судить об отграничении норм от патологии [3].
Работа В.М. Блейхера, И.В. Крука «Клиническая патопсихология» уже посвящена более узким, но так необходимым сведениям о наиболее часто применяемых методиках когнитивных исследований высших психических функций[6].
В своей книге «Неврозы» Б.Д. Карвасарский описывает соматические расстройства при неврозах, их динамику, дифференциальную диагностику неврозов с психопатиями, невротические и неврозоподобные расстройства. В книге идет речь о групповой психотерапии как основном методе лечения неврозов, их вторичной и третичной профилактике [17].
В труде А.Б. Смулевича «Пограничная психическая патология в общемедицинской практике» описан процесс диагностики, лечения и профилактики пограничных психических расстройств. Освещается вопрос об организации помощи при пограничных психических расстройствах и терапии основных ее форм [29].
Но, несмотря на работы многих видных психологов по изучению вопроса о пограничных психических расстройствах, эта проблема мирового уровня не достаточно изучена и остается по-прежнему актуальной.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. – М.: Медицина, 1993.
2. Архангельский А.Е. Общая психопатология. - СПб.: Образование, 1994.
3. Батаршев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004.
4. Бахур В.Т. Различные варианты невроза навязчивых состояний //Врачебное дело. – 1961 № 6. 3 с.
5. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. Москва, 1993.
6. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов. – Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностики. – СПб.: Питер, 2002.
8. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1986.
9. Васильева А.В. Рационально–эмоционально–поведенческая терапия в лечении пограничных расстройств. – СПб.: Иваново, 2000.
10. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие /Под ред. И.Б.Гриншпуна. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
11. Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. - М.: Мол. Гвардия, 1990.
12. Гальперин П.Я. Введение в общую психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 2002.
13. Голенков А.В. Пограничные психические расстройства студентов Чувашии: Монография. - Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 1996.
14. Гройсман А.Л. Медицинская психология. - М.:Издательство Магистр, 1998.
15. Дружинин В.Н. Эксперементальная психология. – СПб.: Питер, 2001.
16. Захаров Н.П. Психотерапия пограничных психических расстройств и состояний зависимости. - М.: ДеЛи принт, 2004.
17. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Медицина, 1990.
18. Кербиков О.В. Избранные труды. - М.: Медицина, 1971.
19. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. – 6-е изд., исправленное. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
20. Королев В.В. Актуальные вопросы пограничной психиатрии. – М.: «Знание», 1979.
21. Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985.
22. Кречмер Э. Строение тела и характер. М., 1995.
23. Лакосина Н.Д., Трунова Н.М. Неврозы, невротические развития личности: Клиника и лечение. – М.: Медицина, 1994.
24. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев.: Вища школа, 1981.
25. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. - М.; Екатеринбург, 1999.
26. Мясищев В.М. Личность и неврозы. - Л., 1960.
27. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001.
28. Общая психопатология: Пособие для врачей /А.О.Бухановский, Ю.А.Кутявин, М.Е.Литвак. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003.
29. Пограничная психопатология в общемедицинской практике //Под ред. Академика РАМН А.Б. Смулевича. – М.: «Русский врач», 2000. 4с.
30. Психологическое обследование детей и подростков: Практикум /Сост. А.В.Голенков; Чуваш. Ун-т. Чебоксары, 2004.
31. Психология здоровья /Под ред. Г.С.Никифорова СПб.: СПбГУ, 2000.
32. Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2002.
33. Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приема к условиям обучения в вузе //Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. - Минск, 1976.
34. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2004.
35. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.-М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
36. Свядощ A.M. Неврозы и их лечение. - М.: Медицина, 1980.
37. Селье Г. Стресс без дисстресса. - М.: Прогресс, 1979. С.
38. Семейная психотерапия при неврозах и психических заболеваниях. Метод, рекомендации /Под ред. В.К.Мягер, Р.А.Зачпицкого Л., 1977.
39. Семке В.Я., Положий Б.С. Пограничные состояния и психическое здоровье. – Томск: Изд-во Томского университета, 1990.
40. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии.-СПб.:ООО «Речь», 2000.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 1997.
42. Судебная психиатрия //Под ред. Г.В. Морозова. М.: Юридическая литература, 1990.
43. Тегранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988.
44. Уолис Э., Хенкин Б. Искусство психологического исцеления. - К.: Пресса Украины,1992.
45. Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. - М.: Медицина, 1978.
46. Филатов А.Т. Аутогенная тренировка. - Киев: Здоровье, 1979.
47. Хрестоматия по патопсихологии /Сост. Б.В Зейгарник и соавт. М.: Изд - во МГУ, 1981.
48. Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: «Питер», 1999.
49. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М.: Международная педагогическая академия,1995.
50. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Психология личности. Тексты. М., 1982.