Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы объясняется тем, что в контексте современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье - высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
1.1 Охрана здоровья как право и как предмет правового регулирования
В круг категорий национальной безопасности вошло право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ, суть и особенности его реализации. Об этом прямо говорится в Указе Президента РФ №254 от 02.06.2019 г., о стратегии развития здравоохранения в стране . Неудовлетворенность населения качеством медицинского обслуживания в государственных лечебных учреждениях расценивается сегодня как вызов безопасности нации. Все больше граждан предпочитают обращаться за помощью в частные клиники. Тем самым в деле охраны здоровья растет дифференциация по имущественному признаку, что создает социальную напряжённость в обществе. Все граждане России имеют равные права на охрану здоровья – и это декларируется основными нормативными документами. Но реализация этих прав на практике порождает целый круг проблем.
1.2 Законодательство об охране здоровья
В уставе ВОЗ термин «здоровье» определяется не отсутствием конкретных заболеваний у человека, он обозначает состояние полного благополучия: физического, душевного, социального. Охрана здоровья – это комплекс мер по сохранению или восстановлению этого благополучия. Гарантированное государством право на охрану здоровья впервые сформулировано в ст. 42 Конституции СССР от 07.10.1977. Здоровье граждан стало основной ценностью, которую обязано защищать государство – и это положение закреплено в ныне действующей Конституции РФ (12.12.1993 ).
Статья 41 Конституции РФ констатирует:
Граждане России имеют право на охрану здоровья и безвозмездную медицинскую помощь.
Услуги государственных лечебных учреждений оплачиваются из госбюджета, страховых и благотворительных фондов.
Помощь оказывается на 3-х уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.
В целях охраны и укрепления здоровья государство поощряет проведение мероприятий по развитию физкультуры и спорта, улучшению экологии в местах обитания людей.
Пути реализации конституционных положений намечены в последующих законодательных актах.
Главный нормативный документ, регулирующий российское здравоохранение в настоящий момент — закон №323-ФЗ, принятый 21 ноября 2011 г. Полное название звучит так: «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» .
В ст. 18 закона право на охрану здоровья граждан определяется как система мер государства:
По обеспечению безопасных условий труда
По созданию благоприятных возможностей для отдыха
По охране среды обитания людей
По государственному контролю на рынке продуктов питания и лекарственных препаратов
По оказанию эффективной медицинской помощи
Заметим, что приоритетной в этом комплексе является профилактика заболеваний и травм, медицинское вмешательство лишь завершает комплекс государственных мер по сохранению здоровья граждан. Право граждан на качественную и квалифицированную медицинскую помощь установлено в статье 19 Закона №323-ФЗ. В других статьях этого закона дается конкретизация той помощи, которую гарантирует государство всем жителям страны.
ГЛАВА 2. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
2.1 Право на охрану здоровья и право на медицинскую помощь
В чем заключается право на охрану здоровья и медицинскую помощь, какие услуги пациент может получить бесплатно и как защитить свои права с помощью страхового представителя.
Центральным правом граждан РФ в сфере здравоохранения является право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Оно отражено в Конституции РФ и ФЗ «Об охране здоровья» и является базовым при формировании системы ОМС.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь реализуется в том числе через реализацию базовой программы ОМС, в которой названы гарантированно бесплатные медуслуги. На основе государственной программы регионы разрабатывают свои территориальные программы. При этом основные виды медицинской помощи во всех программах остаются бесплатными.
1. Первичная медицинская помощь, включает в себя: помощь пациенту специалистом со средним медобразованием в поликлинике или дневном стационаре; первичную помощь врачей общего профиля; первичную помощь врачей-специалистов по профилям.
2. Специализированная медпомощь в условиях круглосуточного или дневного стационара. Включает в себя профилактическую и лечебную работу, выявление заболеваний, ведение беременности, родов с применением сложных медицинских технологий и специальных методов.
3. Высокотехнологичные медицинские технологии. Включает самые современные методики лечения, оперирования и диагностики.
4. Скорая медицинская помощь (за исключением частной «скорой помощи»). Включает в себя помощь пациентам, нуждающимся в срочном медицинском вмешательстве, в том числе в медицинской эвакуации.
Также пациентам доступен ряд услуг по паллиативной медпомощи. Речь идет о специальных методах избавления неизлечимо больных от боли. Право на медицинскую помощь по указанным видам подразумевает бесплатную организацию: медицинской профилактики (профосмотры взрослых и детей, диспансеризация и диспансерное наблюдение); диализа; химиотерапии; ЭКО; медицинской реабилитации.
2.2 Право на выбор врача и медицинской организации
Пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации.
Одним из основных прав пациента при оказании ему медпомощи является его право на выбор врача и медицинской организации.
Для того, чтобы понять, как реализуется право на выбор врача, необходимо рассмотреть базовые положения этого документа. В группу лиц, которые могут делать такой выбор, включаются только застрахованные в системе ОМС лица. Выбрать можно не любую организацию, в которой пациент хочет обслуживаться, а только ту, которая участвует в программе госгарантий. Это может быть, как районная поликлиника, так и частный медицинский кабинет. Запрещено менять организации часто, согласно порядку, он может сделать это раз в год. В качестве исключений предусмотрен случай, когда пациент сменил место своего жительства. Медработники не должны выяснять мотивы смены организации, человеку достаточно предъявить письменное заявление, в котором указаны данные, определенные п. 4 Порядка.
Для того, чтобы реализовать право граждан на выбор медицинской организации, необходимо предоставить в новое медучреждение свой страховой полис, паспорт или свидетельство о рождении ребенка. Если пациент принял решение обслуживаться в текущем медучреждении и в дальнейшем, подавать каждый год заявление не нужно. При прикреплении к новому медучреждению пациенту должны сообщить, какие специалисты в нем работают, какова их территория обслуживания, и как часто другие выбирают тех или иных специалистов. Граждане, которые не определились с выбором, обслуживаются в тех ЛПУ, к которым были прикреплены до вступления в силу Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (ч. 16 ст. 100 Закона № 323-ФЗ).
2.3 Право на информацию о состоянии здоровья и факторах, влияющих на здоровье
В статье 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» указано, что каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья. Таким образом, пациенту должны сообщаться все сведения о наличии или отсутствии у него заболевания, прогнозируемом исходе, методах лечения и прочее, принимая во внимание возраст, психическое состояние, настрой на лечение и иные, заслуживающие внимания обстоятельства.
Вся информация о состоянии здоровья пациента предоставляется лично лечащим врачом или иными медицинскими работниками, которые непосредственно принимают участие в лечение данного пациента. Данная мера представляется действительно необходимой, в связи с тем, что медицинский работник в личной беседе может компетентно ответить на вопросы пациента, а также поддержать его в необходимом случае.
Пациент (или его законный представитель) имеет право на ознакомление с медицинской документацией, которая отражает состояние его здоровья. Кроме того, он имеет право по запросу получать копии медицинских документов и выписки из них, в том числе и в электронной форме. Пациент также может забрать медицинские препараты, которые имеют к нему непосредственное отношение, например, гистологические блоки и стекла или же архив операционного материала, включая возможность получения консультаций в других лечебно-профилактических учреждениях.
К сожалению, право пациента на получение информации о состоянии своего здоровья иногда вступает в коллизию с институтом врачебной тайны в части предоставления сведений о состоянии здоровья лицам, страдающим психическими заболеваниями или же при прогнозируемом неблагоприятном исходе, когда закон дает право выбора врачу лица, которому будет сообщен диагноз пациента или не сообщен вовсе.
Особенности сообщения врачом диагноза пациенту, в том числе при прогнозируемом неблагоприятном исходе
Проблему врачебной тайны следует рассматривать не только с точки зрения сохранения в тайне сведений о состоянии здоровья пациента от третьих лиц, но и прав медицинских работников на сокрытие информации непосредственно от самого больного. Указанная проблема остается нерешенной уже на протяжении долгого времени и заключается в том, что нередко врачи злоупотребляют данным правом, а также не предоставляют пациенту право самостоятельно определять судьбу и ход дальнейшего лечения.
2.4 Особенности права на здоровье у отдельных категорий граждан
В правовом поле государственной медицинской сферы выделено несколько категорий, для которых предусмотрены отдельные гарантии и право получения медпомощи. Это семьи, матери и беременные, несовершеннолетние граждане, инвалиды, военнослужащие, а также лица, находящиеся под стражей.
Специфика оказания медицинских и смежных услуг таким категориям обусловлена социальными, профессиональными, медицинскими особенностями (услуги семейного доктора, надлежащая бесплатная помощь и социальные гарантии для беременных и семей с детьми, освидетельствование во время призыва, медпомощь для заключенных и др.). О том, какими правами в области охраны здоровья владеют названные группы населения, расскажем в данной статье.
Права семьи в области здравоохранения.
Охрана здоровья семьи предусмотрена на государственном уровне. В некоторых случаях льготы и права одного из членов семьи (военного, сотрудника правоохранительных органов) распространяются на супруга и детей. Семейный доктор может быть выбран после общей договоренности всех членов семьи и может оказывать медицинские услуги по месту регистрации (фактического пребывания). Если несовершеннолетний (не зависимо от возраста) нуждается в лечении в стационарных условиях, то один из членов семьи (не обязательно мать) вправе находиться с ребенком в медучреждении и получить больничный лист за весь срок пребывания в больнице.
ГЛАВА 3. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ
3.1 Обязанность граждан заботиться о здоровье
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» наряду с правами предусматривает и обязанности граждан, в числе которых – обязанность «заботиться о сохранении своего здоровья» (ч. 1 ст. 27). Эта законодательная норма вызвала разноречивые суждения ученых и специалистов. Обязанность заботиться о сохранении своего здоровья (ч. 1 ст. 27 Федерального закона № 323-ФЗ). Эта норма не является беспрецедентной. Аналогичное положение имелось еще в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении: «Граждане СССР должны бережно относиться к своему здоровью и здоровью других членов общества» (ч. 3 ст. 4 Основ).
С принятием в 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. Верховным Советом РФ 22.07.1993 г. № 5487-1) обязанность бережного отношения к здоровью из федерального законодательства временно исчезает. Федеральный закон № 323-ФЗ возрождает ее, хотя и в иной редакции. Возможно, такой законодательный «зигзаг» был обусловлен позицией Комитета конституционного надзора СССР, который в своем заключении указал, что обязанность граждан бережно относиться к своему здоровью «не предусмотрена ни Конституцией СССР, ни международными актами о правах человека и не может обеспечиваться мерами принудительного характера».
3.2 Обязанность граждан проходить медицинский осмотры
С 1 апреля начинают действовать новые правила медосмотров.
С 1 апреля действуют новые правила медосмотров. Их вводят два документа. Первый — приказ Минздрава от 28.01.2021 № 29н. В нем откорректировали старый порядок и установили требования к направлениям на осмотр. Второй — Приказ Минздрава России, Минтруда России от 31.12.2020 № 988н/1420н. Он устанавливает Перечень факторов и работ, при которых проводят обязательные медосмотры.
Таким образом на сегодняшний день перечень обязательных медицинских процедур был значительно расширен, и теперь он выглядит следующим образом:
анкетирование работников в возрасте 18 лет и старше в целях: сбора анамнеза, выявления отягощенной наследственности, жалоб, симптомов, характерных для следующих неинфекционных заболеваний и состояний: стенокардии, перенесенной транзиторной ишемической атаки или острого нарушения мозгового кровообращения, хронической обструктивной болезни легких, заболеваний желудочно-кишечного тракта; определения факторов риска и других патологических состояний и заболеваний, повышающих вероятность развития хронических неинфекционных заболеваний: курения, риска пагубного потребления алкоголя, риска потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, характера питания, физической активности;
3.3 Обязанность граждан проходить лечение
В некоторых случаях человеку требуется лечение, так как он представляет опасность как для себя, так и для окружающих. Случается это не только при наркозависимости или зависимости от алкоголя, которые приводят к потере контроля над своим поведением, но и при наличии заразных болезней, требующих изоляции пациента от общества.
Вопрос о принудительном лечении достаточно непростой. Ведь по сути человека лишают свободы, хотя он не совершил противоправного деяния. В разных странах мира этот вопрос решается различными способами.
Меры медицинского характера предусмотрены законодательством большинства стран мира. Согласно международному праву, принудительное лечение обязаны проходить преступники, страдающие психическими заболеваниями. Считается, что преступник, который болеет психическим расстройством, не может нести ответственность и в полной мере осознавать значение своих деяний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно ФЗ РФ № 323 от 21.11.2011 каждый человек имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается не только охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, но и оказанием доступной и качественной медицинской помощью.
При этом каждый человек имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, вт. ч. в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.