Фрагмент для ознакомления
2
ведение
Актуальность исследования. В современном обществе свободное время и досуг становятся объектами научного интереса. Это обусловлено тем, что в их пространстве осуществляются специфические социальные процессы, реализующие потребности и мотивы личности, в обеспечении которых участвуют разнообразные социальные институты. На данный момент признано, что досуг является доминирующим пространством для духовного и физического развития современного человека.
Особую социально-культурную проблему составляет организация свободного времени в детском и подростковом возрасте, которые являются этапами интенсивного личностного развития. Неспособность детей и подростков самостоятельно организовать досуг, рационально и безопасно использовать свободное время часто приводит к серьезным социальным проблемам.
В научных исследованиях, посвященных социально-педагогической поддержке и социально-культурному сопровождению развития личности (А. Г. Асмолов, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Л. М. Митина, Н. Н. Михайлова, Г. И. Симонова, Т. А. Стрельникова и др.) вопросы организации свободного времени рассматриваются в контексте личностной самореализации.
Непосредственное отношение к тематике нашей работы имеют исследования, посвященные анализу свободного времени в целом и досуговой сферы, в частности (В. А. Артемова, В. И. Болгова, Л. А. Гордон, Б. А. Грушина, В. Н. Пименова, С. Г. Струмилина, Э. В. Соколова. Б. А. Трегубова и др.).
Объект исследования - культурно-досуговой деятельности в подростковых клубах.
Предмет исследования - организация культурно-досуговой деятельности в подростковых клубах.
Цель исследования - изучить особенности организации культурно-досуговой деятельности в подростковых клубах. Поставленная цель определила следующие задачи:
Введение
-определить общее понятие «досуг», его формы, принципы, функции;
-рассмотреть особенности организации досуга подростков;
-проанализировать роль и место подростковых клубов в современном социуме детей в условиях сезонного детского оздоровительного лагеря;
-раскрыть особенности использование современных форм досуга в работе с подростками на примере подростково-молодежного клуба «Ровесник» г. Волгограда;
-разработать досуговую программу подросткового клуба.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и систематизация выводов;
- изучение социально-педагогической документации;
-анализ практического опыта работы подростковых любительских объединений и клубов по интересам;
- социально-культурное проектирование.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1 Теоретико-методологические основы изучения деятельности клубов по организации досуга подростков
1.1 Досуг: общее понятие, формы, принципы, функции
Современные подходы к определению понятия «досуг» демонстрируют многообразие его сущностных интерпретаций. Ю. А. Стрельцов понимает досуг как особое интеллектуальное и эмоциональное состояние, понимаемое как «созерцание».
Досуг рассматривается как конкретная деятельность, принципиально понимаемая не как трудовая, поскольку он ориентирован в большей степени на процесс самореализации личности, а не на социальное воспроизводство, т.е. результат.
Досуг как «время выбора», использование которого индивидуально и многообразно, актуализирует понятие времени. Это момент добровольного выбора, основанного на поиске и становлении. Досуг - это «самосозерцание», конкретная деятельность по самореализации, добровольный выбор, поиск, становление социально ответственных отношений и поведения[12].
Такое многообразие интерпретаций позволило Г. Е. Зборовскому утверждать, что досуг является одним из ключевых элементов культуры, взаимосвязанным с общими проблемами общества, семьи, политики, экономики, труда и т.д. То есть, понятие «досуг» шире не только понятия «свободное время», но и перечня видов деятельности, наполняющих его.
Социально-педагогическая и социально-психологическая целесообразность организованной досуговой деятельности, по мнению Л. A. Акимовой, может стать фактором благоприятного психического и физического развития детей и подростков, содействующим компенсации стрессовых состояний, снижению у них уровня тревожности и агрессивности, предупреждению асоциального поведения, реабилитации при выходе из кризисных ситуаций и т.д.
В этой сфере реализуются многие их социокультурные потребности и удовлетворяются определенные желания и интересы. Именно в сфере досуга подростки более чем где-либо выступают в качестве свободных индивидуальностей, принимают самостоятельный выбор, проявляют навыки контроля и самоконтроля.
Досуг - это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах во внеучебное время. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Досуг при определенных обстоятельствах может и стать важнейшим фактором физического развития детей, так как занимаясь интересным и любимым делом дети поддерживают свое эмоциональное здоровье, а также досуговая деятельность напрямую способствует выходу из стрессов, снятию агрессии, тревожных состояний. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше превращать задатки в способности, реализовать то лучшее, что в нем есть.
Досуг детей - свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и другими видами полезной деятельности по собственному влечению детей[4].
Досуг для подростков, значит многое - это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно полноценно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.
Именно досуг формирует некий микро социум, дающий детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных ролях, ребенок учится, принимает определенные правила и нормы, тем самым облегчая процесс адаптации и социализации.
В подростковом возрасте свободное время становится пространством, оказывающим огромное влияние на все сферы жизнедеятельности, личностного развития, системы межличностных отношений, поэтому важно максимально системно, полноценно и эффективно использовать социально-педагогический потенциал свободного времени подростков. В отличие от свободного времени, как нами уже упоминалось, досуг интегрирует в себе отдых и труд, то есть является деятельностью, в процессе которой реализуются желания, интересы и социокультурные потребности подростков.
Ценность досуговой деятельности для подростков заключается в том, что они получают возможность добровольно, свободно и самостоятельно попробовать себя в различных социальных ролях, недоступных им (по разным причинам) в условиях семьи и школы.
Можно вывести следующие основные характеристики досуга[8]:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
-досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг стимулирует творческую инициативу;
- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аванесова Г. А. Культурно-досуговая деятельность. Теория и практика организации / Г. А. Аванесова. М.: Аспект-Пресс, 2016. – 201 с.
2. Акимова Л. А. Социология досуга: Учебное пособие / Л. A. Акимова; МГУКИ. М., 2018. – 123 с.
3. Андреева А. А. Особенности организации досуговой деятельности подростков / А. А. Андреева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Меркурий, 2015. – С. 1-3.
4. Артеменко З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская. – Мн.: Новое знание, 2015.-315 с.
5. Беспятова Н.К. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации. М.: Айрис-пресс, 2003.-176 с. – (Методика).
6. Блудная Л.И. и др. Энциклопедия зимних праздников. Спб.: «Респект», 2011, - 464 с.
7. Богданов Г.П. Школьникам – здоровый образ жизни. – М.: Физкультура и спорт, 2009 г.
8. Воловик А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. М.: МПСИ Флинта, 2018. – 232 с.
9. Воспитание и развитие личности в социуме. Педагогические технологии. Комплексно-целевая программа. – Нижний Новгород: Арабеск, 2017 г.
10. Гимазетдинова О. В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности : Монография / О. В. Гимазетдинова, В. К. Крючек. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003 – 218 с.
11. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени / Б. Грушин. – М: Профиздат, 2017. – 167 с.
12. Ковшарова, Я. А., Филиппова И. Н., Филоненко А. А. Методика организации досуговой деятельности детей «Праздник Детства» // Молодой ученый. — 2019. — №8. — С. 793-796.
13. Крестьянов В. П. Педагогика досуга: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и высших учебных заведений культуры / В. П. Крестьянов. Орел: ОГУ, 2018. – 156 с.
14. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик ; под ред. Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт, 2019. – 568 с.
15. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений (2-е изд.)/Серия «Библиотека школьника».-Ростов н/Д: Феникс, 2014.-352 с.
16. Фришман И. И. Досуг в детском лагере как социокультурное явление // Народное образование: журнал. 2017. № 3. - С. 171-175.
17. Холостова Е.И. Технология социальной работы : учеб. для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2013. - 478 с.
18. Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки. Трудности и радости совместного бытия. – М.: 2012 г.