Фрагмент для ознакомления
2
Под термином здравоохранение понимается система организационных мероприятий по охране и улучшению здоровья населения.
Понятие здравоохранение возникло тогда, когда были созданы необходимые условия для деятельности организованных сообществ, государств, их властей, по охране и укреплению здоровья населения как социальной обязанностью. Если все эти условия возникли в период цивилизованного развития общества, то формирование охраны здоровья как системы произошло сравнительно недавно. Выделяют следующие этапы развития системного подхода в здравоохранении. В докладе «ВОЗ-2000» по поколениям реформ в здравоохранении разделена только вторая половина XX столетия. При этом первое поколение реформ (1940–60-е гг.) связывается с «формированием национальных систем охраны здоровья, а также с расширением социального страхования», второе поколение (1970–1980-е гг.) – с развитием первичной медико-санитарной помощи, Алматинской конференцией 1978 г. и стратегией достижения «Здоровье для всех к 2000 г.» и наконец, третье поколение реформ – 1990-х гг. – с «переходом от командно-административной к рыночной экономике в странах постсоветского пространства, а именно заменой общественных систем охраны здоровья комбинацией страхования и частных платежей.
Рассмотрим понятие государственное управление системой охраны здоровья. Большой вклад в интерпретацию к понятию «Государственное управление системой охраны здоровья» внесли следующие ученые (Приложение 1) [Кабичкина, 2018, с. 271].
Одни авторы приближают понятие государственное управление системой охраны здоровья как область науки управления, другие как целенаправленную, непрерывную управленческую деятельность органов государственной власти, основной целью которой является обеспечение качественной и высокотехнологической медицинской помощи, а также регулирование и контроль финансовых и материальных ресурсов.
Положительным в данных научных трактовках видится широкое понимание охраны здоровья как одного из важных объектов государственного управления. На наш взгляд исследуемые определения имеют и ряд недостатков. Во-первых, авторы не придают существенного значения эффективности управления, а также деятельности неправительственных объединений и гражданской позиции, не учтен принцип долгосрочных приоритетов устойчивого социального-экономического развития [Улумбекова, 2019, с. 141].
Таким образом, по результатам анализа подходов к пониманию «государственного управления системой здравоохранения» были выделены следующие признаки, отражающие сущность исследуемого определения: эффективность управления, научная обоснованность, учет долгосрочных приоритетов устойчивого социального-экономического развития; обеспечение согласованности интересов субъектов и т.д.
1.2 Классификация инструментов государственного управления системой охраны здоровья
Для обеспечения успешного управления системой охраны здоровья, необходимы эффективные инструменты. На основании рисунка 1 была выделена следующая группа основных инструментов государственного управления системой охраны здоровья: стратегические, правовые, инструменты целеполагания и планирования, инструменты финансирования, инструменты эффективности [Тихомиров, 2019, с. 69].
Рис. 1. Классификация инструментов государственного управления системой охраны здоровья
Выбор инструментов управления определяется, прежде всего, приоритетными направлениями государственной политики в области развития охраны здоровья. На начальном этапе развития независимого государства целевое предназначение инструментов управление здравоохранением, обеспечивающее общей цели государственного управления здравоохранением, ограничивалось следующими инструментами: правовыми – закрепление общегосударственных принципов функционирования охраны здоровья и обеспечение единства составляющих его компонентов, а также инструментами финансирования – распределение бюджетных ресурсов в зависимости от приоритетов управленческой деятельности в системе охраны здоровья [Петровский, 2016, с. 100].
В начале 2000-х годов в рамках новой парадигмы государственного управления, бюджетирования ориентированного на результат появились инструменты, использующие показатели эффективности и результативности.
Следует отметить, что переход на программно-целевое планирование в здравоохранении позволяет формировать четкую систему критериев и индикаторов оценки эффективности деятельности государственных органов управления здравоохранением. Таким образом, основной задачей проводимых реформ является достижение эффективности и результативности государственного управления в сфере здравоохранения.
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы здравоохранения в России
Главный документ, регламентирующий политику государства, является Конституция РФ в нём здравоохранению, относят важную роль, а именно Глава 2 Статья 41, в которой говорится, что каждый человек имеет право на получение медицинскую помощь и охрану своего здоровья. Помощь ему могут оказывать в государственных и местных лечебных учреждениях, которая оказывается бесплатно, за счет финансовых вложений государства и иных средств, а также в РФ происходит финансовая поддержка государства в виде программ, направленных на поддержку здоровья населения [Конституция РФ, 2020].
1. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятый верховным советом РСФСР в 1992 году:
Ст. 1. Права и свобода даны и принадлежат человеку от рождения;
Ст. 2. Права и свободы, закреплены данной декларацией и эти права могут быть, только ограничены в случаях нарушения нравственности и закона;
Ст. 7. Каждый имеет право на жизнь и не кто не может быть лишен ее;
Ст. 25. Все люди, имеет право на оказание качественной медицинской помощи.
Следующим документом, который имеет огромную значимость является:
ФЗ PФ от 21 ноября 2011 года № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» [Федеральный закон № 323].
В законе говорится о следующих направлениях в здравоохранении: правовая система, направленная на профилактическое лечение граждан; законопроект организации доступности, оказания помощи; правовая система в области благополучия санитарно-эпидемиологического направления; правовая система в вопросе, выделения финансовых средств. В главе 2, статье 4, ФЗ РФ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан говорится об основных принципах в области здорового благополучия населения: предпочтение взглядов больного человека на оказании ему помощи; защита социальных прав в случае инвалидизации; защиты здоровья детей; невозможность отказа в обеспечении помощи; простата и надежность медицинской помощи; сохранение тайны о диагнозе пациента; профилактического направления в области здоровья.
2. Санитарно-эпидемическую обстановку в области здравоохранения регламентирует СанПиН 2.1.2.2645-10 года «О санитарно-эпидемическом благополучии населения». В данном документе говорится о том, что медицинские учреждения обязаны соответствовать санитарным нормам, а именно требования к отделке, постройки, реконструкции, размещении учреждений. Так же данные требования предъявляются к учреждениям, оказываемым медицинскую помощь. Прописаны требования к освещению, уровню воздухообмена, а также определяет медицинскую и санитарную деятельность лечебных учреждений [СанПиН 2.1.2.2801-10].
3. ФЗ № 326 «Об обязательном медицинском страховании РФ» был принят Государственной думой 19.11.2010 года в данном законе описано, что правовые отношения между страховщиком и страхователем, регулируются и контролируются государством, а также описываются основные положения и обязанности сотрудников и граждан, суммы оплаты страховых взносов, способы выплат при возникновения страхового случая, а также алгоритм, проводимых мероприятий по возмещению денежных средств по факт у наступления страхового случая [Федеральный закон № 326].
Нормы административного права регламентируют порядок доступа к медицинской деятельности, а также порядок лицензирования и осуществления контроля профилактической и медицинской помощи, регулирование и организацию процесса оказания медицинской помощи, а также многие иные вопросы. Вместе с тем, в главе 6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ регламентированы условия наступления административной ответственности при нарушении законодательства в сфере здравоохранения. Анализ приведенного выше перечня основных законов, регулирующих общественные отношения в сфере здравоохранения, показывает, насколько разнятся и неоднородны они по своему составу и по характеру регулируемых отношений.
Тем не менее, имея свои цели и задачи нормативные документы, взятые в отдельности и во взаимосвязи, направлены на обеспечение правовой базой деятельность по здравоохранению и охране здоровья граждан. Гарантии обеспечения охраны здоровья граждан, на современном этапе, связаны с совершенствованием законодательства в сфере здравоохранения, которое можно рассматривать как процесс закрепления правовых средств и способов, направленных на усиление позитивных факторов, способствующих реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в современных условиях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // СЗ РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Правовая справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. - № 32. - ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – Ст. 410.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 23.11.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // Российская газета. - № 148-149. – 06.08.1998.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.12.2020) // Парламентская газета. - № 151-152. - 10.08.2000.
7. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. 01.04.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: «Российская газета», N 274, 03.12.2010,»Российская газета», N 275.
8. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об основах обязательного социального страхования»// Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, N 29, ст. 3686, «Российская газета», N 139, 21.07.1999.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 22.12.2020) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 22.11.2011,»Российская «, N 263, 23.11.2011,
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», которое признает утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 294.
11. СанПиН 2.1.2.2801-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Изменения и дополнения N 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10
12. Доклад ГС РФ О задачах субъектов РФ в сфере здравоохранения – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://liman.astrobl.ru/sites/ default/files/doclad_zdr_2019.pdf
13. Карепина, О.И. Развитие государственного финансового контроля в сфере здравоохранения / О.И. Карепина // Финансы и кредит. 2016. № 30 (702). – С. 33-49.
14. Кабичкина, Ю.М. Проблемы финансирования физической культуры и спорта в России / Ю.М. Кабичкина // Современные научные исследования и разработки. ‒ 2018. ‒ № 3 (20). ‒ С. 271‒276.
15. Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru
16. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ffoms.ru
17. Петровский, А. В. Криминологическое прогнозирование преступного поведения молодежи / А.В. Петровский. - М.: Юридический центр, 2016. - 807 c.
18. Пивоваров, С.Э. Методология комплексного прогнозирования развития отрасли / С.Э. Пивоваров. - М.: Наука, 2015. - 193 c.
19. Писарева, О. М. Методы прогнозирования развития социально-экономических систем / О.М. Писарева. – М.: Машиностроение, 2019. - 592 c.
20. Полунина, Н. В. Общественное здоровье и здравоохранение / Н.В. Полунина. - М.: Медицинское информационное агентство, 2016. - 544 c
21. Постановления Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2019 г. N 971-пп «Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Оренбургской области медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.orenblood.ru/aboutus/documents/TPGG2020.pdf
22. Программа Оренбургской области «Укрепление общественного здоровья» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/1175178646/?*=JhmLFXLcisbkId%2Bkcb%
23. Тихомиров, Н. П. Демография. Методы анализа и прогнозирования / Н.П. Тихомиров. - М.: Экзамен, 2019. - 256 c.
24. Тынгишева, А. М. Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения / А.М. Тынгишева // Молодой ученый. – 2019. – №49. – С. 133-136.
25. Улумбекова, Г.Э. Здравоохранение в России. 2019–2024 гг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medknigaservis.ru/wp-content/uploads/2019/10/NF0015016.pdf
26. Улумбекова, Г. Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года» / Г.Э. Улумбекова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 594 c.
27. Цифровая революция в здравоохранении: достижения и вызовы, [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://news.rambler.ru/ economics/37055138-tsifrovaya-revolyutsiya-v-zdravoohraneniidostizheniya-i-vyzovy
28. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
29. Чеканова А.И. Проблемы правового регулирования предоставления бесплатной медицинской помощи в рамках обязательного медицинского страхования в РФ. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf