Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена очередной пенсионной реформой, проведенной в прошлом году. Проведение пенсионной реформы 2018 года актуализировало проблему реализации права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение. Принятию соответствующего закона предшествовал широкий общественный дискурс. В преддверии очередной реформы самым ожидаемым был бы анализ эффективности предшествующих изменений, объективности аргументации в их пользу и пересмотр не оправдавших себя новаций и именно в контексте обеспечения прав застрахованных лиц и усиления их гарантий.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с пенсионным обеспечением в Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие пенсионное обеспечение семей военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение пенсионного обеспечения семей военнослужащих, граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф.
Задачами работы ставится:
- рассмотреть правовое регулирование и реформирование пенсионного обеспечения в РФ;
- изучить правовое регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих;
- рассмотреть государственную пенсию лицам пострадавших в радиационных или технических катастрофах;
- исследовать порядок реализации гражданами, пострадавших в радиационных или техногенных катастрофах права на одновременное получение двух пенсий.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
1. Пенсионное обеспечение в РФ. Пенсионное обеспечение семей военнослужащих
1.1. Пенсионное обеспечение в РФ: правовое регулирование и реформирование
Пенсионная система Российской Федерации в очередной раз претерпевает изменения, на этот раз в части последовательного повышения пенсионного возраста, что неизбежно скажется на степени реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение. В частности, переход на исчисление страховой пенсии по старости на основании суммы присвоенных баллов и стоимости одного балла многие считают ошибочным. В их числе и вице-премьер Т. Голикова, которая довольно сдержанно признала, что «балльная формула так и не заработала в полном объеме», что современная методика расчета стоимости пенсионного коэффициента «осуществляется немного запутанным образом», она «неочевидна и непонятна». А это, как известно, весьма существенный недостаток для системы социального обеспечения, созданной для людей и в защиту их конституционных прав. Следует согласиться с выводами Т. Голиковой о том, что пенсионная система должна быть понятной и именно для «реальных пользователей этого института», что пенсия должна зависеть от стажа и заработка работника и что существующая балльная система «нивелирует усилия человека с точки зрения его стажа и высокой зарплаты». И тем не менее эта система принципиально не изменится, а лишь будет модернизирована с 2025 года.1
Таким образом, один из недостатков балльной системы - ее непрозрачность, непонятность, запутанность. Другой - непредсказуемость. Введенные с 2015 года две новые категории с очевидностью доказывают это: 1) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР) страховых взносов на страховую пенсию, продолжительности страхового стажа; 2) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет ПФР в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий.2
С помощью индивидуального пенсионного коэффициента от абсолютных цифр, выраженных в рублях, переходим к относительным. Эти относительные цифры и формируют сами пенсионные права. Посредством же стоимости пенсионного коэффициента снова переходим к абсолютным цифрам - размеру пенсии. Определить размер пенсии не получится хотя бы потому, что спрогнозировать стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на момент выхода на пенсию невозможно: ведь пенсия будет рассчитываться исходя не из текущей стоимости коэффициента, а из его показателя на момент выхода на пенсию. В условиях нестабильного, плохо прогнозируемого экономического развития это еще более сложная задача. Такая запутанная система начисления пенсии, лишенная убедительности в будущности перспектив, разубеждает как самих застрахованных лиц, так и работодателей в необходимости участия в системе пенсионного страхования, демотивирует их выбор в пользу легальной трудовой деятельности и надлежащего исполнения обязанности по уплате страховых взносов.
А. Сафронов, проректор Академии труда и социальных отношений, говоря о российских проблемах балльной системы, обращает внимание на весьма важное обстоятельство: она неплохо действует в странах со стабильной экономикой.3 Следовательно, речь идет о главном недостатке избранной правовой конструкции - ее неприменимости в конкретных условиях. А это весьма существенный недостаток, ибо хорошим является не абстрактный закон, а тот, который адекватно отражает реалии времени и состояние общества с учетом перспектив развития. На значимость этого момента давно указал председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, говоря о необходимости учитывать в правотворчестве (правда, применительно к конституционным нормам и законам) как «реальную жизнь», так и «ее путь»: «Примат реальности над юридическим творчеством - это абсолютная аксиома... У реальной жизни есть свои законы и свои права. Она идет своим путем. Вы должны предугадать этот путь, начать двигаться по нему и в юридическом творчестве - увлечь жизнь в нужную сторону».4 При этом речь должна идти о поиске не идеальной юридической формулы, а оптимальной для того или иного конкретно-исторического периода развития. Поэтому наличие адекватных социальным реалиям правовых норм позволяет, по выражению В.Д. Зорькина, «оседлать» общественный процесс и «направить его в нужное русло».5 Современное правовое регламентирование в области пенсионного обеспечения вряд ли этому требованию соответствует, хотя и решает в той или иной мере и на какое-то время проблему дефицита бюджета ПФР.
Следующий не менее серьезный недостаток предшествующей пенсионной реформы - пересмотр роли трудового стажа. Известно, что трудовой стаж имеет правовые последствия в том случае, если пенсионное обеспечение обусловлено осуществлением лицом трудовой деятельности (трудовая пенсия), и не имеет таковых последствий, если оно предоставляется гражданину как члену общества (социальная пенсия). С 1 января 2015 г. трудовая пенсия была заменена на страховую, и одним из условий для получения страховой пенсии согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»6 (далее - Закон о страховых пенсиях) стал не трудовой, а страховой стаж - это период трудовой деятельности лица, в течение которого исчислялись и уплачивались страховые взносы. Разница значительная: осуществление трудовой деятельности целиком зависит от одного лица, а исчисление и уплата страховых взносов - от другого. Таким образом, все обусловливается тем, исполнил ли страхователь свою обязанность по уплате страховых взносов и обеспечил ли страховщик, как это было ранее, а теперь налоговый орган эту уплату взысканием. Реализация прав застрахованного лица поставлена в прямую зависимость от надлежащего исполнения иными лицами - страхователем, страховщиком и налоговым органом - предусмотренных Законом обязанностей. При этом застрахованное лицо не обеспечено действенными и простыми механизмами воздействия на ситуацию неисполнения страхователем или налоговым органом их обязанностей. И если учесть тот факт, что пенсия есть источник существования, а ее размер обеспечивает качество этого существования, то пагубность такого последствия, как неуплата страховых взносов, для застрахованного лица более чем очевидна.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 6965.
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, N 51, ст. 4831.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Российская газета, N 296, 31.12.2013.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4832.
7. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // 0Собрание законодательства РФ, 01.04.1996, N 14, ст. 1401.
8. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 21, ст. 699.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П // Собрание законодательства РФ, 16.07.2007, N 29, ст. 3744.
10. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. N 2-П // СПС «КонсультантПлюс».
11. Определение Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2014 г. N 309-О // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 2, февраль, 2013.
13. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ. N 4 (2016), Определение N 67-АПУ16-9, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.
14. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 31 октября 2016 г. по делу N 33-14700/2016 // СПС «КонсультантПлюс».
15. Азарова Е.Г., Андриченко Л.В., Бочарникова М.А., Голованова Н.А., Захаров М.Л., Коршунова Т.Ю., Ломакина Л.А., Плюгина И.В., Серегина Л.В., Чиканова Л.А. Аналитический обзор на тему: «Соответствие российского законодательства требованиям международной организации труда» / отв. ред. Л.А. Чиканова // СПС КонсультантПлюс. 2014.
16. Дидятковский М.Ю. Право государственного гражданского служащего Российской Федерации на государственное пенсионное обеспечение: новеллы правового регулирования // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2016. N 3 (48). С. 61 - 68.
17. Зорькин В.Д. Кризис доверия и государство. Конституционные нормы и законы не должны вступать в жесткое противоречие с реальностью // Российская газета. 2009. 10 апр. С. 12.
18. Ильясова Е.Ф. Принцип единства и дифференциации: сущность и проявления в нормах трудового права // Молодой ученый. 2016. N 6.6 (110). С. 69 - 71.
19. Ломакина Т.В. Актуальные вопросы назначения страховой пенсии по старости военным пенсионерам // Право в Вооруженных Силах. 2016. N 1. С. 26.
20. Напсо М.Б. Актуальные проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение в контексте реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Современное право. 2019. N 2. С. 38.
21. Пашкова Г.Г. Реализация принципа социальной справедливости в праве социального обеспечения // Социальное и пенсионное право. 2016. N 2. С. 6.
22. Тресков В.И. Ветераны, инвалиды, чернобыльцы - ваши льготы и привилегии. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 13. С. 34.
23. Трофимова Г.А. Социальное государство как эффективный механизм // Административное и муниципальное право. 2016. N 8. С. 706.
24. Чупрова Е.В. Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации: учебное пособие // СПС КонсультантПлюс. 2017.
25. Ясакова Е. Зафиксирует на шесть лет // Российская газета. 2018. 3 окт.