Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Огромную роль в развитии народного хозяйства занимает транспорт. большое значение имеет железнодорожный транспорт, что является огромнейшей транспортной системой.
Устойчивое экономическое положение страны в условиях рыночной экономики находится в зависимости от устойчивой работы железнодорожного транспорта, который имеет возможность предоставить своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, предоставлять грузовладельцам новые не общепринятые услуги.
Эксплуатационная длина магистральных железных дорог Российской Федерации на конец 2020 г. г. составила 96,6 тыс. км. Это почти 8% мировой железнодорожной сети. Однако железнодорожный транспорт РФ выполняет свыше 30% пассажирооборота и 40% грузооборота железных дорог всех государств мира. Во внутреннем грузообороте транспорта общего применения удельный вес железных дорог составляет свыше 85%. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта внутри страны составляет 63,8%, в пассажирообороте – 47,6%. Затраты на транспорт — это огромная доля в индивидуальном бюджете граждан нашей страны, поэтому сейчас необходимо очень рационально рассчитать себестоимость перевозок и определять наилучшие возможные пути ее уменьшения.
Железнодорожный транспорт играет особенную важную роль в развитии экономики любой страны, потому что, когда перевозки грузов осуществляются на основании потребностей производства, они предосталяют правильное функционирование и развитие всех его сфер, организаций и регионов.
Железнодорожный транспорт – жизненно необходимая сфера хозяйства, которая обеспечивает экономическую безопасность и целостность страны.
Российские железные дороги (РЖД) – это мощная и развитая транспортная система. На начало 1997 г. главные показатели технической вооруженности сети железных дорог можно описать нижеперечисленными данными: эксплуатационная длина – 76,3 тыс. км., протяженность электрофицированных линий – 28 тыс.км., двухпутных линии - 25,7 тыс.км., развернутая длина главных путей – 115,2 тыс. км. Существующее путевое хозяйство и подвижной состав дают возможность водить грузовые поезда весом 9–13 тыс. тонн. На долю железнодорожного транспорта отводится свыше 60 % общего объема перевозок грузов страны. В 1996 году – 1047 млн.т. грузов (1203 млрд. ткм.), тогда как всеми иными типа митранспорта лишь 233,8 млн.т. При эксплуатационной длине, которая составляет 6% протяженности железных дорог мира, на российских магистралях обеспечивается 24% мирового грузооборота. Но это не значит, что работа железнодорожного транспорта РФ превосходна. Последние десять лет, так же, как и во всей экономике страны, на железных дорогах существует снижение производительности труда и уменьшение производства. Плохо применяется подвижной состав, увеличилась аварийность, замедлился оборот грузовых вагонов. Срочная реконструкция необходима большому количеству железнодорожных вокзалов. Быстро увеличились тарифы (исходя из некоторой информации, индекс роста грузовых тарифов, к которым относятся вагоны и контейнерные перевозки в 2005 по отношению к 2001 г. составил 12521 единиц).
Задачи курсовой работы:
1. Изучить особенности оформления документов в международных перевозках,
2. Рассмотреть воздействие объема и структуры перевозок на проезд в международном сообщении.
1. Правовая база перевозок железнодорожным транспортом
1.1 Правовая база перевозок железнодорожным транспортом
а) Международные перевозки
В Единой Конвенции о международных перевозках прописаны главные общие правила перевозки пассажиров и грузов на железных дорогах в международном сообщении.
Соглашение о международном пассажирском сообщении и Многосторонние Соглашение о международном грузовом сообщении, подписанные РФ, странами СНГ, Прибалтийскими странами, Болгарией, Албанией, Вьетнамом, Польшей, Ираном, КНДР, КНР, Монголией.
Двусторонние договоры в сфере железнодорожных перевозок с Турцией, Австрией, Югославией, Финляндией.
Для компании международных перевозок по железной дороге на сегодняшний день разработан и функционирует ряд международных объединений, которые реализуют главные положения многосторонних соглашений, в том числе вопросами практической работы железных дорог и совершенствования грузовых и пассажирских перевозок. К ним относятся такие как Организация Сотрудничества Железных Дорог (ОСЖД), которая была основаны в 1956 году. На сегодняшний день в её состав входят: Россия, Албания, Болгария, Белоруссия, Венгрия, Китай, Вьетнам, КНДР, Латвия, Куба, Литва, Монголия, Молдавия, Польша, Румыния, Эстония, Украина, Чехия.
Международная Ассоциация Железнодорожных Конгрессов (МАЖК), которая была создана в 1885 г. Ее главная цель - осуществление конгрессов для обмена опытом по современным проблемам, распространение и публикация технических данных.
Международный Союз Железных Дорог (МСЖД), который основан в 1922 г состоит из представительства 30 государств Европы, Африки и Азии.
Международная Конференция по Пассажирским Тарифам, что была создана в 1975 г. — это неправительственная организация по согласованию и выработке тарифов на перевозки багажа и пассажиров между европейскими государствами. Главные цели компаний: поиск согласованных решений по внутренним и международным тарифам для зарубежных граждан, проведение единой тарифной политики, в том числе ориентировка работы по созданию тарифов в разных международных сообщениях.
Кроме данных компаний есть целый ряд свыше мелких региональных объединений: Латиноамериканская железнодорожная ассоциация (АЛАФ), Европейская Конференция Министров Транспорта (ЕКМТ), Ассоциация высокоскоростного движения на железнодорожном транспорте, которая включает12 стран мира, и пр.
б) Внутренние перевозки
Главные документы, которые регулируют железнодорожные перевозки по территории РФ, это:
1. Транспорт как база транспортной системы РФ, что должна обеспечивать потребности жителей страны в услугах и перевозках, в том числе жизнедеятельность всех областей экономики.
2. «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (с изменениями на 23 ноября 2020 года). Устав регулирует отношения, которые появляются между пассажирами, перевозчиками, грузоотправителями, владельцами железнодорожных путей, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта, иными физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта, устанавливает их обязанности, права и ответственность.
Устав содержит нормативные документы, где перечислены правила, что обязательные для всех участников системы обслуживания и пользования железнодорожным транспортом. К данным документам можно отнести:
- Правила перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа.
- Порядок перевозки почтовых отправлений.
- Правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, в том числе багажа, грузов и грузобагажа для семейных, личных, домашних и других нужд, которые не связаны с реализацией предпринимательской работы.
- Правила оказания услуг по применению инфраструктуры железнодорожного транспорта.
3. Федеральный Закон «О естественных монополиях» (с изменениями на 29 июля 2017 года)
1.2 Законодательная база деятельности Российских железных дорог
При осуществлении перевозок железные дороги (далее - ж.д.) вступают в конкретные отношения с грузовладельцами. Данные взаимоотношения регламентируются конкретными положениями и нормами, обязательными и едиными как для ж.д., так и для всех компаний, фирм и лиц, которые используют их услуги. Главный документ, который определяет обязанности и права, в том числе нормы ответственности железных дорог, с одной стороны, и тех компаний, и лиц, что применяют их, и с другой, это Устав железных дорог, который имеет силу закона.
Первый Устав железных дорог был введен в августе 1920 г., название он носил «Общий Устав железных дорог РСФСР». Колоссальные изменения, которые произошли в экономике СССР в будущие годы, привели государство к поэтапному пересмотру организации работы железных дорог и введению новых правовых актов.
С 1920 г. по 1955 г. Устав значительно был изменён четыре раза: в 1922, 1927, 1935, 1955 гг. Из-за реконструирования организации коммерческой и грузовой работы железных дорог в 1964 году был введен новый Устав железных дорог СССР, который с конкретными дополнениями и изменениями, вносимыми Советом Министров СССР (за период с 1969 по 1991 гг.), и Правительством РФ (1995 г.), действует и по настоящее время.
Действующий Устав содержит 179 статей и делится на 7 разделов:
Глава I. Общие положения
Глава II. Перевозки контейнеров, грузов и повагонными отправками грузобагажа
Глава III. Взаимодействие перевозчиков и владельца инфраструктуры при подготовке и реализации перевозок грузов, пассажиров, грузобагажа, багажа
Глава IV. Железнодорожные пути необщего пользования
Глава V. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении
Глава VI. Перевозки багажа, пассажиров, грузобагажа
Глава VII. Ответственность владельцев инфраструктур, перевозчиков, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), операторов морских терминалов, пассажиров
Глава VIII. Акты, иски, претензии
Глава IX. Переходные и заключительные положения
У Министерства путей сообщения (МПС) есть право с участием заинтересованных ведомств утверждать и разрабатывать в установленном порядке нормативные акты, которые действуют на железнодорожном транспорте и регламентируют конкретные аспекты работы этой отрасли. В связи с этим, в различное время были утверждены и разработаны: Технические условия крепления и погрузки грузов, Правила перевозок грузов. Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-автомобильном и железнодорожно-водном сообщении, Правила перевозок экспортно-импортных грузов. Дополнения и изменения к Уставу, Техническим условиям и Правилам перевозок перечислены в специальных сборниках. Все они вводятся в действие с момента опубликования, приобретают силу закона и считаются обязательными для железных дорог, грузополучателей и грузоотправителей. Устав изначально защищает государственные интересы, которые описываются удовлетворением потребностей народного хозяйства в грузовых перевозках, в том числе железнодорожный транспорт остаётся на сегодняшний день одним из самых дешевых видов транспорта. Кроме Устава очень значимый документ для грузополучателей и грузоотправителей — это Правила перевозок грузов, в которых достаточно подробно описываются: