Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Планирование-это процесс управления, который представляет собой скоординированную деятельность по выбору путей достижения целей компании, на основе принятой стратегии или технологии работ.
Планирование деятельности предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих преемственную последовательность дости-жения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования доступных компании ресурсов в широком смысле.
В настоящее время для рыночной экономики все большую актуаль-ность имеют вопросы формирования источников прибыли, собственных инвестиционных ресурсов. Однако контроль над этими категориями не-возможен без грамотного стратегического планирования и последующего контроля. Долгосрочное планирование представляет собой реальную пер-спективу организации, состоящую из мероприятий, направленных на бо-лее эффективную деятельность на протяжении долгого периода. В итоге стратегическое планирование является инструментом достижения желае-мого результата, документом, который определяет позицию организации в экономическом пространстве, и средством интеграции действий всех отде-лов и подразделений.
1 Теоретические аспекты бизнес-планирования
1.1 Понятие бизнес-планирования, цели, функции и принципы
Успех в бизнесе во многом зависит от планирования эффективности его развития, аккумулировании информации о собственных состояниях и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурен-тов и т д.
Бизнес-план обосновывает наиболее важные аспекты нового пред-приятия или проекта и позволяет привлечь инвестиции и внедрить иннова-ции в обществе. Как правило, бизнес-план разъясняет цели нового пред-приятия, их достижимость и конкретные планы их достижения. Начиная предпринимательскую деятельность, необходимо четко понимать потреб-ность в материальных, финансовых, трудовых и интеллектуальных ресур-сах, ясно представлять источники их получения, а также как можно более точно рассчитать эффективность этих ресурсов в процессе деятельности предприятия. Для достижения стабильного успеха в современных рыноч-ных условиях предпринимателям необходимо эффективно и точно плани-ровать деятельность, регулярно собирать и анализировать актуальную информацию как о собственных состояниях и перспективах, так и об об-щем состоянии рынка и конкурентов.
Безусловно, планирование требует немалых усилий, обеспечивая при этом немалые выгоды, такие как:
1. координация деятельности предприятия;
2. улучшение информационного обмена;
3. рациональное использование ресурсов предприятия;
4. разграничение обязанностей и ответственности сотрудников;
5. прогноз ожидаемых перемен и подготовка к внезапному измене-нию на рынке;
6. снижение рисков деятельности предприятия;
7. улучшение контроля предприятия.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности что отражено в работах авторов Омск - О.В. Шумаковой, В.Ю Епанчинце-ва, Ю.И Новикова [5,6,10]. Ценность бизнес плана определяется тем, что: дает возможность определения жизнеспособности проекта в условиях кон-куренции, содержит ориентир развития организации, служит важным ин-струментом в получении денежной поддержки от инвесторов. Из высказы-ваний авторов можно сделать вывод что бизнес-план представляет собой комплексный план развития предприятия. Составляется бизнес-план на ближайшие 3 - 5 лет. Он определяет цели предприятия и его политику в области продукции, маркетинга, производства, управления, финансирова-ния. В этом документе анализируются все проблемы, с которыми может столкнуться предприятие, и определяются способы их решения. Размер и содержание плана сильно зависит от того для каких целей он пишется, а также в какой сфере ведется бизнес. Например, для открытия производ-ства, желательно очень подробно, пошагово прописать весь процесс его изготовления, от склада сырья, до передачи конечному потребителюзаказ-чику. Тогда как для строительства какого-либо магазина или объекта не-движимости под сдачу в аренду, можно обойтись менее подробным и де-тальным планом. Здесь напротив важна простота, и нужно описать сам проект и расчеты со сроками его окупаемости.
1.2 Содержание бизнес-планирования за рубежом и в современной российской практике
Российская практика бизнес-планирования во многом основывается на использовании зарубежного опыта. Это можно объяснить тем, что к началу 90-х годов XX века в РФ появилась необходимость в разработке бизнес-плана - новой для российских условий формы внутрипроизвод-ственного планирования. В условиях рыночной экономики поменялась си-стема финансирования, задачи, цели, планирование, появились новые эко-номические структуры.
На сегодняшний день в РФ более известны следующие основные за-падные методики по разработке бизнес-планов:
методика Всемирного банка реконструкции и развития;
методика UNIDO;
методика фирмы «Ernst&Young»;
методика фирмы «Goldman, Sachs&Co».
Можно выделить основу всех перечисленных выше методик состав-ления бизнес-планов. Именно таким ядром рассматриваемых методик яв-ляются следующие разделы, которые органично связаны организацион-ным планом -конкретной схемой реализации проекта, с соответствующим просчетом потенциальных рисков:
план производства;
план маркетинга;
финансовый план.
1.3 Роль бизнес-планирования в зарубежном опыте и его становле-ние и развитие в современной российской практике
В качестве примера рассмотрим форму составления бизнес-плана UNIDO и американский бизнес-план.
Главной целью деятельности организации UNIDO является достиже-ние всеобщего высокого развития, поддержка государств с развивающейся и переходной экономикой.
Бизнес-план по стандарту, который рекомендуется UNIDO, должен иметь следующую структуру:
1. Резюме.
2. Описание отрасли и фирмы.
3. Описание услуг (товаров).
4. Продажи и маркетинг.
5. План производства.
6. Организационный план.
7. Финансовый план.
8. Оценку эффективности проекта.
9. Гарантии и риски компании.
10. Приложение.
Типовой американский план содержит иную структуру:
1. Титульный лист.
2. Вводную часть, основные положения предлагаемого проекта.
3. Анализ положения дел в отрасли.
4. Существо предлагаемого проекта.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Оценку риска.
8. Финансовый план.
9. Приложение.
Подход к построению типового бизнес-плана, который был предло-жен экспертами ЮНИДО, более удобен. Он позволяет специалисту, созда-ющему данный документ, не упустить значительных моментов в описании планируемой или текущей деятельности предприятия и представить ре-зультаты в виде, самым подходящим для восприятия финансистами. Такая методика выполняет роль единой базы, некоторого универсального языка, который позволяет общаться между собой специалистам в сфере инвести-ционного проектирования, финансового анализа, менеджерам фирм из разных государств. Большинство известных на текущий момент компью-терных систем для бизнес-планирования опираются на методику ЮНИДО. Система, которая была создана специалистами ЮНИДО, имеет одно пре-имущество перед отечественными разработками - она по определению со-ответствует методике, которую используют в работе крупнейшие зарубеж-ные инвестиционные институты, такие как Мировой Банк или Европейский Банк Реконструкции и Развития. Помимо этого, такая структура универ-сальна, а при необходимости ее легко можно видоизменить под конкрет-ный проект. Стандарт бизнес-плана по UNIDO является наиболее подроб-ным из всех. По этой причине он может быть использован начинающими бизнесменами.
При рассмотрении специфики бизнес-планирования в США можно выявить следующее: большое распространение получает теория, которая связана с ориентацией на максимизацию ценности фирмы, исходит из предпосылки, что ни прибыль, ни рентабельность, ни объем производства не имеет права рассматриваться в качестве критерия эффективности дея-тельности предприятия, его финансового управления. В его основе нахо-дятся концепции, которые базируются на обосновании взаимосвязи эконо-мических и социальных факторов общественного развития, значимость ко-торой является очевидной в условиях развитых рыночных отношений.
2 Методологические основы зарубежного опыта бизнес-планирования и его адаптация в современной российской практике
2.1 Особенности бизнес-планирования в России и за рубежом
За рубежом бизнес планирование начинается с изучения местности, где открывается бизнес. Изучается спрос, конкуренция, преимущества и эффективность ведения бизнеса. Бизнес планирование в России и за рубе-жом имеет массу особенностей и различий. В нашей стране стараются про-считать уровень прибыли и расходов, за рубежом стараются весьма де-тально изучить все особенности и перспективы развития бизнеса, а это в свою очередь имеет невероятно важное значение для последующего разви-тия бизнеса. У нас крайне редко, особенно малые предприниматели, про-изводят расчет вложений в популяризацию, то есть, рекламу. За рубежом по данному вопросу производится детальный анализ, оценивается эффек-тивность тех или же иных мероприятий, производится процесс детальной оценки преимуществ различных рекламных фирм, с учетом их цен и ре-спектабельности и пр.
При формировании бизнес проекта за рубежом внимательно оцени-вают все нюансы и моменты, которые имеют важное значение для разви-тия. В нашей стране чаще всего просчитываются только необходимые ин-вестиции, рациональность осуществления таких инвестиций, а также уро-вень возможной прибыли;
Зарубежное бизнес планирование в обязательном порядке учитывает все аспекты инвестирования. То есть, к бизнес проекту привлекаются раз-личные инвесторы, которые способны помочь в развитии бизнеса. В нашей стране такое понятие как бизнес инкубаторы остается на заднем плане, именно по этой причине, интерес к вопросу инвестиции проявляется крайне редко.
Таким образом, можно сразу же сказать о том, что бизнес планиро-вание за рубежом и в России имеет ряд сходных характеристик, также су-ществуют определенные нюансы, которые в нашей стране не имеют суще-ственного значения, но для зарубежных компаний имеют серьезные пер-спективы. Так что, нужно отметить, что сама суть планирования за рубе-жом формируется на основании различных аспектов, каждый из которых продумывается и просчитывается крайне внимательно.
Естественно, нужно учитывать, что в нашей стране малому предпри-нимателю, который только начинает свой путь становления в бизнесе, по-лучить перспективы кредитования, практически нереально. В тоже время кредитование за рубежом развито более значительно. Именно по этой причине в европейских странах и Америке именно благодаря кредитова-нию появилась уникальная возможность активизировать рост малого биз-неса.
В планировании каждая деталь имеет существенное значение. И от того, насколько детально вы расписали план своих действий, план развития бизнеса, зависит успех всего вашего мероприятия. Именно по этой при-чине вам нужно быть крайне внимательными, стараться сделать все воз-можное, чтобы ваше планирование было четким, точным с учетом всех особенностей спроса, конкуренции, особенностей местности, где вы будете вести свой бизнес и пр.
В начале XX в. возникает такое научное направление, как управле-ние фирмой. Однако на начальных этапах применялось лишь краткосроч-ное планирование. Связано это было с тем, что раньше экономика рас-сматривалась как система, не подверженная постоянным изменениям, а значит, в долгосрочном планировании не было необходимости.
2.2 Оценка процесса бизнес-планирования в России и за рубежом
В настоящее время нестабильность факторов окружающей среды требует от предприятий детального прогнозирования своей стратегиче-ской и текущей деятельности, учета угроз и возможностей последующего развития и достижения поставленных целей. Современность требует от ме-неджмента любой организации умение принимать соответствующие управленческие решения. Важным элементом стратегического планирова-ния, который может в решающей степени предвидеть реакцию предприя-тия на требования внешней среды и поддерживать его соответствующее поведение на рынке, является бизнес-планирование. Его можно рассматри-вать как действенный инструмент современного менеджмента, благодаря которому предприятия могут определить задачи и цели своего функцио-нирования, разрабатывать систему мероприятий по улучшению результа-тов деятельности или предотвращению нежелательных явлений.
Российское законодательство в настоящее время не закрепляет обяза-тельность разработки бизнес-плана. Последний является новым докумен-том для большинства российских предприятий. Несмотря на стремление государства повысить стандарты качества услуг, продукции и принципов ведения бизнеса, широко распространена позиция, которая отрицает целе-сообразность разработки развернутого бизнес-плана, которая предусмат-ривает, в качестве альтернативы краткое технико-экономическое обосно-вание. Иногда считается, что отсутствие проработанного бизнес-плана мо-жет компенсироваться знанием «глубин» российского бизнеса и интуици-ей.
2.3 Предложения по совершенствованию бизнес-планирования в Рос-сии, исходя из зарубежных теорий и практик бизнес-планирования
Проблема совершенствования бизнес-планирования становится все более актуальной. Эффективность деятельности предприятий в условиях рыночной экономики определяется в значительной степени эффективно-стью действия системы планирования и каждого ее элемента в отдельности. Значительное число субъектов хозяйствования не выполняет задания биз-нес–планов.
В настоящее время для повышения конкурентоспособности требуется постоянное развитие предприятия, расширение производства, введение новшеств и усовершенствование рабочего процесса. Для эффективной ра-боты предприятия следует помнить, что грамотное планирование играет важную роль и помогает в осуществлении целей предприятия.
Выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от многих критериев. Среди которых можно отметить следующее:
- величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора;
- является ли целью написания бизнес плана получение банковского кредита;
- разрабатывается ли бизнес-план для получения государственной поддержки в виде налоговых льгот, частичного финансирования из госу-дарственных источников, в форме гарантий Правительства по кредитам, или для преобразования государственных предприятий;
- планируется ли вложить собственные средства в создание нового или развитие уже существующего бизнеса.
Грамотно составленный бизнес-плана позволит предприятию спла-нировать и более эффективно выстраивать свою дальнейшую деятельность.
3 Экономическое обоснование предложенных мероприятий по со-вершенствованию бизнес-планирования в России
На основании проведенного анализа автор рекомендует разрабаты-вать и внедрять механизм бизнес-планирования, который позволит осу-ществлять составление и реализацию бизнес-планов более эффективно. Особенности формирования механизма организации бизнес-планирования определяются содержанием процесса бизнес -планирования, который включает следующие работы:
1) сбор информации;
2) предварительное технико-экономическое обоснование проекта;
3) окончательное технико-экономическое обоснование проекта;
4) составление бизнес-плана инвестиционного проекта;
5) анализ каждого раздела бизнес-плана;
6) корректировка и доработка бизнес-плана;
7) окончательный вариант бизнес-плана.
На входе в подсистему бизнес-планирования располагается выбран-ный из множества альтернатив проект, обладающий набором свойств и особенностей; на выходе - разработанный и утверждённый бизнес-план проекта. Разработке различных разделов бизнес-плана предшествуют три подготовительные стадии, затем бизнес-процесс переходит в стадию раз-работки инвестиций и реализации проекта. Бизнес-план разрабатывается для обоснования инновационного проекта, определения программы дей-ствий и привлечения необходимых средств для финансирования.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Итак, как показывает мировой опыт, важной характеристикой меж-дународного туризма является относительная устойчивость данного сек-тора в период экономических спадов и геополитической нестабильности и быстрое восстановление после этих и других видов кризисов.
Нынешний кризис в туризме, ставший следствием пандемии корона-вируса, является беспрецедентным с точки зрения ожидаемых потерь и по-следствий. Прогнозы относительно последующего восстановления звучат самые разные. Чаще всего эксперты называют третий квартал 2020 года и более поздние сроки, когда высказывают свои предположения относитель-но того, когда начнет восстанавливаться туристский рынок. Часть экспер-тов предполагает, что выход из кризиса растянется на несколько лет.
По мнению автора, к моменту окончания пандемии и открытия гра-ниц между странами в индустрии туризма накопится огромный отложен-ный спрос. Первым ожидаемо будет восстанавливаться внутренний ту-ризм. Однако, вероятнее всего, покупательская способность населения сни-зится, поэтому возрастет спрос на бюджетные туры по собственным стра-нам. Что касается въездного туризма, то для его восстановления может по-надобиться гораздо больше времени. В данной связи игрокам туристского рынка имеет смысл сконцентрировать свои усилия именно в сегменте внутренних путешествий, изучая и продвигая потенциально перспективные направления и разрабатывая новые предложения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности /Под ред. В. И. Стражева. - Минск: Высшая школа, 2014. - 226 с.
2. Аксель З., Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов/ З.Аксель – М.: Ось-89, 2012. – 240 с.
3. Бабичева А.А., Сабадырь Е.А. Основы бизнес-планирования / А.А. Бабичева, Е.А. Сабадырь // Новая наука: проблемы и перспективы развития. 2016. - № 121-1. - С. 180-182.
4. Безрукова Т.Л. Информационное обеспечение малого и среднего бизнеса в Российском сегменте сети Интернет / Т.Л. Безрукова, А.Ю. Бельский // Актуальные вопросы экономического развития регионов: сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции, Волгоград, 20 февраля 2012 г. - Волгоград, 2012. - С. 70-73.
5. Бекетова, О. Н. Бизнес-планирование. Конспект лекций / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. - М.: Эксмо, 2018. - 160 c.
6. Бекетова О.Н., Найденков В.И. Бизнес-план. Теория и практика/О.Н. Бекетова – М.: Приор-издат, 2011. – 288 с.
7. Белал А.А. Основные категории бизнес-плана / А.А. Белал // Социально-экономические явления и процессы. – 2015. - № 3. – С. 7-12.
8. Берд П. Бизнес-план. Пошаговое руководство / П. Берд. М.: ФАИР-ПРЕСС, Издат. – торг. Дом Гранд, 2012. - 304 с.
9. Верников, В.А. Бизнес-планировование стартапов в контексте привлечения венчурных инвестиций / В.А. Верников // Модернизация. Инновации. Развитие. – 2014. – №4.
10. Гаджимурадова, Л.А. Современная структура бизнес-плана и его значение в экономике / Л.А. Гаджимурадова // Вопросы структуризации экономики. – 2018. – №3.
11. Геринг Т.М., Гаврилов Д.Е. Молодым руководителям нужен SWOT- анализ // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: сб. науч. ст. межд. науч.-практ. конф. - Самара: АМИ, 2017. - С. 65-71.
12. Епанчинцев В.Ю., Агафонова А.А., Зиновьева Е.А. Методические аспекты бизнес-планирования малого предпринимательства в пищевой промышленности / В.Ю. Епанчинцев, А.А. Агафонова, Е.А. Зиновьева // Вестник Омского ГАУ, 2018. - № 1 (29). – С. 134-141.
13. Епанчинцев В.Ю, Зиновьева Е.А. Особенности бизнес-планирования в торговле при открытии собственного дела / В.Ю. Епанчинцев, Е.А. Зиновьева // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2018. - № 1 (25). – С. 25-33.
14. Киракосьян А.А., Бузовский П.Ю., Гончаренко Л.Н. Структура и основные виды бизнес-планов // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11) октябрь – декабрь. - URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00468.pdf (дата обращения 22.02.2021).
15. Кочиева А.К. Специфика составления бизнес-плана инновационного проекта: зарубежный подход и российская практика / А.К. Кочиева // Проблемы экономики и менеджмента, 2016. - № 7 (59). – С.53-58.
16. Магомедова А.Х., Магомедова Д.М. Стратегическое планирование в бизнесе: отечественный и зарубежный опыт // Научное обозрение. Экономические науки. – 2020. – № 1. – С. 5-8.
17. Мустафин Н.Ш., Лагута И.В. Стратегия и модель бизнес-плана. Схема процесса бизнес планирования // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016. № 6(18). URL:https://regrazvitie.ru/strategiya-i-model-biznes-plana-shema-protsessa-biznes-planirovaniya/ (дата обращения 22.02.2021).
18. Рыбина Э.В., Епанчинцев В.Ю. Составление бизнес-плана в сфере услуг на примере студии «Маникюр &Педикюр» // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2017. -№4 (11). / URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/2017/4/00480.pdf. - ISSN 2413-4066 (дата обращения 22.02.2021).
19. Слиньков, В. Н. Стратегическое планирование на основе сбалансированной системы показателей. Стратегический контроль. Практические рекомендации / В.Н. Слиньков. - М.: Дакор, КНТ, 2018. - 384 c.
20. Ушаков И.И. Бизнес – планирование/И.И. Ушаков – СПб.: Питер, 2014 г. - 224с.
21. Хасаншин, И.И. Формирование и основы анализа инвестиционного портфеля предприятия / И.И. Хасаншин, А.А. Саватнеев, Т.Р. Нарбаев // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2018. – №2.