Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последние несколько лет в медиа-сфере отмечаются существенные изменения. Главным образом, в истории зафиксированы три информационные революции, которые, существенно изменили медиа-пространство. Следствием этой трансформации явилось то, что информационные технологии стали распространяться с большей скоростью. Скорость обусловила необходимость ускорения подачи информации, появилась гонка между СМИ. Для того чтобы повысить конкурентоспособность на медиа-рынке, издания стали стремиться увеличить степень актуальности в подаче материалов, а также включать в материалы такие компоненты, как интерактивность, мультимедийность.
Последняя информационная революция, происходит на наших глазах и связана с возникновением и массовым распространением информационно-компьютерных технологий. Также данный тип революции увеличил скорость технического прогресса в несколько раз.
Изменения технического плана обусловили появление информационного шума (обилие и даже преизбыток информации), что привело к усложнению восприятия столь большого объема данных. «Шум» во многом стал преобладать над полезностью самой информации. Впоследствии у человека появилась потребность в фильтрации информационных потоков, поиска наиболее доступного для понимания источника. Описываемые факторы создали новые условия для развития журналистики, в связи, с чем представляется целесообразным исследовать особенности эволюции отечественных средств массовой информации в условиях Интернета.
Одним из таких важных событий стало появление лонгридов. Сегодня никто не может точно и полноценно объяснить суть этого явления. Точно так же нет теорий объясняющих место этого явления в современной журналистике.
Цель исследования – выявить специфику объяснительной журналистики на примере отражения новых трендов.
Объект исследования – объяснительная журналистика.
Предмет исследования – специфика объяснительной журналистики на примере отражения новых трендов.
Задачи исследования:
1. Дать определение термину «объяснительная журналистика».
2. Выявить особенности объяснительной журналистики.
3. Дать определение термину «лонгрид».
4. Выявить особенности лонгрида.
5. Рассмотреть этапы создания лонгрида.
6. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретические аспекты объяснительной журналистики
1.1. Понятие об объяснительной журналистике
Удивительно, но термин «объяснительная журналистика», как и само явление, стали популярны всего год назад. С тех пор дискуссии о том, насколько это новый и нужный жанр в медиа-сообществе не прекращаются. А за спорами не понятно, как правильно готовить объяснительные материалы, чтобы они приносили пользу и читателям, и редакциям.
Мы суммировали опыт Новостей Mail.Ru и подготовили инструкцию: как работать с материалами в формате объяснительной журналистики.
Зачем объяснять новости?
16 декабря 2014 года информагентства и СМИ наперебой размещали у себя новость о повышении Центробанком ключевой ставки. Текст основывался на пресс-релизе ЦБ и выглядел на разных ресурсах плюс-минус одинаково:
Центральный банк России повысил ключевую ставку сразу на 6,5% — до 17%, сообщается на сайте регулятора.
“Данное решение обусловлено необходимостью ограничить существенно возросшие в последнее время девальвационные и инфляционные риски”, — отмечается в сообщении ЦБ РФ.
Кроме того, принято решение об увеличении максимального объема предоставления средств на аукционах РЕПО с 1,5 до 5,0 млрд долларов США в целях расширения возможностей кредитных организаций по управлению собственной валютной ликвидностью. Aif.Ru
Неискушенному в экономике читателю не понятно: об этом вообще нужно знать, или это своя особая кухня финансистов? А если да — то что нужно знать и что вообще это все значит: пришло время бежать и скупать валюту или время валюту сдавать? В этом месте возникает необходимость в объяснении. Если, читая новость о повышении ставки, читатель увидит контекстную врезку «Что такое ключевая ставка и с чем ее едят», вероятность, что он кликнет по ссылке, крайне высокая: человек захочет разобраться.
Какие новости нуждаются в объяснении?
На первый взгляд, объяснительные материалы нужны только для тем, которые требуют специальных знаний: экономика, наука, хай-тек. Но это на первый взгляд. Новости отвечают на вопросы «что, где и с кем происходит?», и эту информацию читателю не всегда легко применить к себе.
Пример: распространение вируса Эбола. Читателю важно, как все это касается лично его. Объяснительный материал про Эболу будет отвечать на вопросы:
— есть ли у меня риск заболеть, пока я остаюсь дома?
— есть ли у меня риск заболеть, если я отправлюсь туда где кто-то уже заболел?
— как распознать, у меня Эбола или грипп?
— кажется, у меня все симптомы, что мне делать?
То есть будет отвечает на вопросы «почему я должен об этом знать» и «что я должен об этом знать». Объяснительный материал ориентирует читателя в ценности, которую имеет для него новостной тренд. Похоже на работу с аналитикой, где мы не работаем с абсолютными цифрами, а помещаем их в контекст для сравнения.
Получается, все просто: бери любую новость и делай под нее справку?
Не совсем. Для редакции идеальна ситуация, когда один и тот же материал используется многократно, мы писали об этом в статье «Пользователи стали читать иначе: что делать медиа».
Следовательно, нужно отличать «одноразовые» информационные поводы и «долгоиграющие» новостные сюжеты. Объяснительные материалы не имеют ценности вне новостного потока, который обеспечивает им трафик. Если вы видите, что у вас будет мало поводов использовать справку — не пишите ее.
Пример. Справка «Что такое ключевая ставка?» привязана к событию, редакция сможет использовать ее для новостей о повышении/понижении ставки, то есть — редко.
Справка «Какие факторы влияют на курс рубля?» относится к новостному тренду. В период с ноября 2014 по февраль 2015 ее можно было привязывать практически к любой экономической новости.
Еще один нюанс. Объяснить событие и дать его бэкграунд — не одно и то же. Биографии юбиляров, истории вопроса, хроники событийне являются материалами в жанре объяснительной журналистики. Они отвечают на другие вопросы: «кто этот человек», «какова история вопроса», а это интересует лишь тех, кто глубоко вникает в тему. Обычно это не самый массовый читатель.
Пример. Стихийные бедствия происходят практически каждый год, фактажа для материала «Крупные природные катастрофы в России за последние 10 лет» — море. Новости по теме так или иначе появляются.
Но когда начнет гореть конкретный лес или затопит конкретный город, читателю интереснее будет знать о том, что происходит именно там, а не о том, что происходило за последние несколько лет.
Вывод: редакции нет смысла тратить время на переписывание Википедии, вы не соберете трафика на эти материалы. Исключение — громкие смерти, когда все бросаются вспоминать и поминать.
Как подготовить объяснительный материал?
1. Оценить актуальность и важность темы для вашей аудитории.
Пример. Иранская ядерная программа — тема важная, но чуждая большинству россиян. Но если у вас ресурс «Все о ядерном оружии», такая справка имеет право на существование — читатель будет благодарен.
Справка «Что делать, если вы оказались в эпицентре землетрясения» — вроде важно, но скорее всего читатель наткнется на нее, сидя в офисе, в момент, когда потолок не падает ему на голову — тема не актуальная. Скорее всего, не кликнет.
2. Оценить применимость темы к вашему читателю: насколько она касаться его лично, а следовательно — насколько будет ему интересна.
Пример. Можно написать справку «Что такое санация банков и почему ее проводят». Можно — «Что делать, если ваш банк санируют или ликвидируют», включив в нее в качестве подраздела первый вопрос. Как думаете, какая из них соберет больше трафика?
3. Оценить потенциальное качество будущего материала. У вас на руках должны быть факты и информация. Прогнозы — «а что если?» или «если вдруг, то…», подборка мнений и аналитика — это другие журналистские жанры и форматы.
Пример. Сделать хорошую справку «От чего зависит курс рубля» трудно: исчерпывающего ответа на этот вопрос не существует. Редакция рискует сорваться в предположения и/или перечисление точек зрения.
Почему нужно делать объяснительные материалы:
Они создают добавленную стоимость новостям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика [Электронный ресурс] / А. А. Амзин. - URL: http://alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.html (дата обращения: 28.10.2018).
2. Анюхина, А. М. Сторителлинг, digitalstorytelling и мультимедийный лонгрид: истоки и развитие явлений [Текст] / А. М. Анюхина // МНСК-2017: журналистика : материалы 55-й Международной научной студенческой конференции, 2017. - С. 37.
3. Амирханова, Г. Р. Лонгрид: правила, примеры, сервисы [Электронный ресурс] / Г. Р. Амирханова. - URL: http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy (дата обращения: 20.02.2021).
4. Гильманова, А. Н. Формы аналитического медиатекста в сетевых СМИ [Текст] / А. Н. Гильманова, Р. И. Газизова // Челябинский гуманитарий. - 2016. - №4 (37). - С. 22-26.
5. Глебова, И. С. Лонгрид - перспективный формат российской мультимедийной журналистики: опыт и технология создания [Текст] / И. С. Глебова // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы : сб. ст. IX Международной научно-практической конференции: в 4 ч. - 2017. - С. 246-252.
6. Ким, М. Н. Новостная журналистика. Базовый курс [Текст] : учебник / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2005. - 352 с.
7. Климко, А. Ю. Портретный очерк в формате лонгрида [Текст] / А. Ю. Климко // Медиасреда. - 2017. - № 12. - С. 166-169.
8. Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Электронный ресурс] / А. В. Колесниченко // Медиаскоп. - 2015. - № 1. - URL: http://www.mediascope.ru/node/1691 (дата обращения: 20.02.2021).
9. Кульчицкая, Д. Ю. Лонгриды в онлайн-СМИ. Особенности и технология создания [Текст] / Д. Ю. Кульчицкая, А. А. Галустян. - М. : Аспект-Пресс, 2016. - 80 с.
10. Прасковьина, М. Богатые возможности и эффективные приемы публицистики [Текст] / М. Прасковьина // Жанровые особенности публицистики России XXI века : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. - Самара : Порто-принт, 2014. - C. 95-98.
11. Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику [Текст] / Е. П. Прохоров. - М. : РИП-холдинг, 2006. - 202 с.
12. Распопова, С. С. Автор мультимедийного текста [Текст] / С. С. Распопова // II Журналист. Социальные коммуникации. - 2012. - №2. - С. 84-90.
13. Симакова, С. И. Журналистика данных как современное направление журналистики [Текст] / С. И. Симакова // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. - 2013. - №1 (11). - С. 52-56.
14. Сумская, А. С. Синтез лонгрида и лендинга - новый формат интерактивного повествования [Текст] / А. С. Сумская // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия. - Екатеринбург : УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2016. -C. 130-135.
15. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст] / А. А. Тертычный. - М., 2014. - 312 с.
16. Хелемендик, В. С. Конвергенция как современная форма взаимодействия СМИ [Текст] / В. С. Хелемендик // Проблемы современного образования. - 2013. - № 3. -С. 107.
17. Чигаев, Д. П. Лонгрид как разновидность креолизованного текста [Электронный ресурс] / Д. П. Чигаев // Медиаскоп. - 2017. - Вып. 1. - URL: http://www.mediascope. ru/2270 (дата обращения: 20.02.2021).
18. Шевченко, Л. Н. Лонгрид как нарративный текст [Текст] / Л. Н. Шевченко // Лингвистические исследования и их использование в практике преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» : материалы I Международной научно-методической конференции. - М., 2018. - С. 86-91.
19. Шостак, М. И. Новости прессы: заметки, репортажи, интервью [Текст] / М. И. Шостак. - М. : МедиаМир, 2013. - 197 с.
20. Шпилёва Д.В. Лонгрид как актуальный журналистский метод подачи информации // Медиасреда. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/longrid-kak-aktualnyy-zhurnalistskiy-metod-podachi-informatsii (дата обращения: 20.02.2021).
21. Steensen, S. Online feature journalism: A clash of discourses [Text] / S. Steensen // Journalism practice. - 2009.- Vol. 3, No 1. - C. 13-29.
22. Stevens, J. What is a multimedia story? [Electronic resource]. - URL: https://multimedia. journalism.berkeley.edu/tutorials/starttofinish/ дата обращения: 20.02.2021).