Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Международные правовые нормы провозглашают право каждого человека на социальное обеспечение. Вместе с тем, в них не содержится четко сформулированного содержания данной категории, без чего является невозможным дальнейшее построение эффективной системы государственного социального обеспечения граждан, а значит, реализация их прав на получение поддержки государства в случае наступления трудных жизненных обстоятельств. В любом обществе есть люди, которые в силу определённых независящих от них причин не могут обеспечить свое существование. Право на социальное обеспечение - одно из ключевых социальных прав граждан. Распределение материальных благ нуждающимся людям за счет государственных или иных фондов является проявление заботы государства о населении. Государство имеет цель обеспечить минимальный уровень жизни, тем самым гарантирует каждого гражданина от социальных рисков. Но, к сожалению, встречаются сложности, которые затрудняют работу механизма социального обеспечения.
Социальное обеспечение занимает одно из важных мест в государстве и в обществе. Оно является выражением социальной политики и показателем уровня экономики государства на данном этапе его развития.
Согласно части 1 статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно для этого и предназначена система социального обеспечения. К системе социального обеспечения современной России следует относить пенсии, пособии, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, медицинскую помощь, а также различные льготы для отдельных категорий граждан. Данная система способна не только поддерживать категории граждан, которым необходимо социальное обеспечение, но и обеспечивать новый уровень жизни в условиях социального неравенства.
Актуальность данной темы заключается в том, что поддержка нуждающихся граждан является неотъемлемой функцией и задачей государства.
Теоретическим и практическим аспектам обеспечения социальных прав человека и осуществления социальной политики государства посвящены труды таких ученых, как В.С. Андреева, Е.И. Астрахана, А.Н. Егорова, Н.Б. Болотиной, П.Д. Пилипенко, В.Я. Бурака, С.М. Синчука, И.М. Сироты, И.С. Ярошенко, А.Г. Чутчевой, Н.В. Гарасимовой, Л.Б. Баранник и других.
Целью исследования является анализ общего понятия и системы социального обеспечения.
Указанное направление исследований предопределило необходимость решения целого ряда конкретных задач, а именно:
- рассмотреть понятие и принципы социального обеспечения;
- анализ содержания объема понятия «государственное социальное обеспечение»;
- определить соотношения понятий «социальная защита», «социальное обеспечение» и «социальное страхование»
- рассмотрение видов социального обеспечения;
- анализ актуальных проблем системы социального обеспечения Российской Федерации;
- выявление перспектив совершенствования системы социального обеспечения в Российской Федерации.
Объектом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, представляющая собой систему обеспечения внетрудовыми доходами членов общества, нуждающихся в помощи.
Предметом исследования являются законодательные акты, виды и формы системы социального обеспечения и социальной защиты населения в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют методы: формально-логический, анализа и синтеза, системно-структурный, формально-юридический.
1.СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие и принципы социального обеспечения
Согласно общепризнанным международным правовым актам - Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных пра¬вах человека и гражданина, право социального обеспечения определяется как одно из при¬оритетных социально-экономических прав человека и гражданина. В данное понятие входит право на обеспечение государством пособиями в связи с потерей кормильца, по инвалидно¬сти, безработице, поддержка материнства и детства, обязательствами, связанными с пенси¬онными гарантиями и иными случаями, установленными действующим законодательством.
Российская Федерация старается создать оптимальные условия для социального обес¬печения и достойной жизни человека, но стоит отметить тот факт, что на законодательном уровне не закреплено понятие «право социального обеспечения». Право социального обес¬печения, как уникальное явление представляет собой самостоятельную общность правовых норм, регламентирующих специфические группы общественных отношений, не входящих в предмет правового регулирования других отраслей права. Так, правоотношения в сфере социального обеспечения - это урегулированные нормами права фактические отношения по поводу предоставления денежных выплат, услуг, льгот, осуществляемых государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право .
Здесь отметим, что базовые отрасли права, которые регулируют правоотношения в сфере социального обеспечения, это гражданское и трудовое право. При этом другие от¬расли права в той или иной мере способствуют решению этих проблем.
Так, по мнению Д. В. Агашева и В. С. Аракчеева: «Социальное обеспечение - система отношений алиментарного характера по оказанию помощи и (или) содержания нуждаю¬щимся по закрепленным законодательством нормативам, осуществляемая государством в рамках его организационно-финансовой деятельности за счет общественных и (или) обоб¬ществленных средств» .
Исходя из вышеизложенного, укажем, что данное понятие соответствует положениям о помощи и нуждаемости, которые устанавливаются в различных нормативно-правовых до¬кументах. Мы понимаем, что формальные нормы права сами по себе не могут обеспечить социальную справедливость при получении определенных благ нуждающимися, и государ¬ственное финансирование не способно покрыть все потребности. Кроме решения вопросов нуждаемости и финансирования, необходимы культурные, духовные и иные средства соци¬ального обеспечения.
В этом ракурсе интересно определение Е.Е. Мачульской: «Право социального обеспе¬чения - это признанная международным сообществом и гарантированная государством воз¬можность человека удовлетворять физиологические, социальные и духовные потребности в объеме, необходимом для достойной жизни, в тех случаях, когда в результате наступления социального риска или других социально значимых обстоятельств он утратил доход от тру¬довой деятельности или внутрисемейное содержание» . Опираясь на вышесказанное, можно сформулировать такое понятие, как «социальные риски», возникающие в случае по¬тери основного источника дохода и как результат - падение уровня жизни и благосостояния.
Таким образом, право социального обеспечения - это совокупность юридических норм, которые закреплены как в национальных, так и в наднациональных нормативно-пра¬вовых документах. Предметом социального обеспечения является решение комплекса задач (государством и обществом) в целях удовлетворения социальных, духовных, материальных, культурных и иных потребностей лиц, которым гарантируется достойный уровень жизни в связи с наступлением определенных событий, установленных законодательством.
Переходя к изучению принципов права социального обеспечения, отметим, что в тео¬рии принципы права определены как основные идеи (концепции), взгляды, руководящие начала, которые пронизывают всю систему материально-правового регулирования, а также определяют сущность и содержание права.
Принципы права классифицируют на следующие группы:
- общеправовые, действие которых распространяется на всю систему права;
- межотраслевые, распространяются на несколько отраслей права, которые регули¬руют смежные области правового регулирования;
- отраслевые, характерны для одной отрасли с собственными правовыми характери¬стиками;
- внутриотраслевые (институциональные), обусловливают регулирование отдельных подотраслей, институтов, субинститутов в рамках одной отрасли.
Традиционно к общеправовым относятся следующие принципы: законности, гума¬низма, справедливости, демократизма, юридической гарантированности прав и свобод че¬ловека и гражданина, права на жизнь, равенства всех перед законом и судом. Общеправовые принципы важны для правового регулирования в сфере социального обеспечения. Они определяют общее понимание и направление деятельности, которые связаны с оказанием нуждающимся определенной помощи со стороны государства и общества.
К следующему блоку относятся межотраслевые принципы - право на охрану здоровья, защиту от безработицы, государственная поддержка материнства, отцовства, детства и семьи, право на защиту со стороны государства от бедности, социальную защиту инвалидов, права пожилых лиц. Здесь мы прослеживаем взаимосвязь гражданского, трудового, семейного права.
К отраслевым принципам права социального обеспечения относятся:
- Всеобщность социального обеспечения. Данный принцип отражает сущность ст. 39 Конституции РФ, в которой установлено, что «каждому гарантируется социальное обеспе¬чение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания де¬тей и в иных случаях, установленных законом». Приведенные гарантии коррелируют с принципом равенства. Так, в ст. 19 Конституции РФ прописано: «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, от¬ношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Рассмат¬ривая данный принцип через призму указанных выше статей, законодатель исходит из того, что получателями социальных благ могут выступать граждане Российской Федерации, со¬отечественники, лица без гражданства, вынужденные переселенцы, иностранцы, беженцы. Для получения необходимых благ нуждающимся необходимо пройти определенные проце¬дуры, закрепленные в международном и национальном праве. На начальном этапе помощь оказывается всем (например, беженцам). По истечении определенного промежутка времени лица, которые попали в трудные жизненные ситуации, обязаны определиться со своим пра¬вовым статусом.
- Адресность получаемых социальных благ. Указанный принцип на основе всеобщ¬ности социального обеспечения позволяет реализовать на практике сбалансированный и то¬чечный подход к рассматриваемой проблеме. Идея данного принципа состоит в том, чтобы определить круг нуждающихся в получении социальных услуг и исключить лиц, которые не нуждаются в этих услугах, но по тем или иным причинам хотели бы их получать.
При формировании бюджета на новый финансовый год, в частности расходов на со¬циальную сферу, правительство должно обладать объективной, актуальной информацией о получателях социальных благ. При таком подходе государство более эффективно может ре¬ализовать взятые на себя гарантии и обязательства. Отсюда - следующий принцип.
- Оказание социального обеспечения в тех лимитах, которые соответствуют финан¬сово-экономическому положению государства, но не ниже уровня, предельно допустимого для достойного существования человека.
В Конституции РФ декларируется, что Российская Федерация - социальное государ¬ство, которое осуществляет свои полномочия на создание условий, обеспечивающих до¬стойную жизнь всех граждан и иных лиц.
Мы понимаем, что государство, у которого
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция Международной Организации Труда №102 «О минимальных нормах со¬циального обеспечения» (Женева, 1952 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 23, ст. 3589.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 11, ст. 1416.
3. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 349–ФЭ «О ратификации конвенции о ми¬нимальных нормах социального обеспечения (Конвенция № 102)» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6189.
4. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350–ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6190.
5. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400–ФЗ «О страховых пенсиях» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52, ч. 1, ст. 6965; 2014. № 2, ч. 2.
6. Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 350–ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 41, ст. 6190.
7. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81 ФЗ «О государственных пособиях граж¬данам, имеющим детей» (в ред. от 8 июня 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 21, ст. 1929.
8. Указ Президента РФ от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государ¬ственной поддержки семей, имеющих детей» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 12, ст. 1745.
9. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Рос¬сийской Федерации на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 30, ст. 4884.
Научная литература
10. Внукова Н.М. Социальное страхование: учеб. пособие / Н.М. Внукова, Н.В. Кузьмич. – М.: Кондор, 2014. – 352 с.
11. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. – М.: Академия, 2004. – 416 с.
12. Забелин Л.В. Теория социального обеспечения. – М.: Изд. ВЦСПС, 1924. – 203 с.
13. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: «БЕК», 2001.– 576 с.
14. Калашников, С.В. Становление социального государства в России: Учеб. Пособие. – М.: ЗАО «Изд–во «Экономика», 2003. – 158 с.
15. Каспарьянц Н. М., Косенко С. Г. Государственное социальное обеспечение в России: пути становления и перспективы развития // Научно–методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S16. – С. 26–34.
16. Кончугов, А.В. Социальное обеспечение и социальная защита: некоторые вопросы теории и практики // Власть. – 2017. – № 4. – С. 117–122.
17. Надточий, Б. Социальное страхование в контексте истории / Б. Надточий // Социальная защита. – 2017. – № 2. – С. 20–24
18. Нечуйкина, Е.В. Социальная защита: понятие, категории, терминология // Общественные и гуманитарные науки. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 1. – С. 147–149.
19. Пашкова Г. Г. Право социального обеспечения: учеб. пособие. – Томск; Изд–во Том. Уни¬верситета, 2017. – 348 Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения России: учеб. для СПО / Мачульская Е.Е. 3–е изд. перераб. и доп. – М., 2018. – 321 с.
20. Пашкова, Г. Г. Право социального обеспечения: учебное пособие/Г. Г. Пашкова – Томск: Издательский Дом Томского государственного университета. 2018. – 160 с.
21. Право социального обеспечения России: учеб. / Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев и др. – Томск: Изд–во Томск. ун–та, 2015. – 326 с.
22. Спикер, П. Социальная политика: темы и подходы / П. Спикер. – М.: Феникс. – 2015. – 400 с.
23. Тарент И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: Учебное пособие. – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. – 160 с.
24. Теория социальной работы: учеб. для магистров / Е.И. Холостова [и др.]; под общ. ред. Е.И. Холостовой, Е.Г. Студёновой. – М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К», 2018. – 243 с.
25. Цветков С.Б. Право социального обеспечения: Учебное пособие. – Волгоград, 2019. – 459 с.
26. Шарин В.И. Социальная помощь. - Екатеринбург: Полиграфист, 2016. - 237 с.