Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение. Признание и обеспечение социальных прав и гарантий их реализации и защиты имеют принципиальное значение для общественного развития и благополучия, что показывает приверженность государства гуманизму и, соответственно, поддержание общественной целостности в стране.
Созданная в России система социальной защиты включает в себя и меры по защите населения от безработицы, основанные на ч. 3 ст. 37 Конституции РФ. Механизм предотвращения безработицы реализуется через, например, формирование государством норм трудового законодательства, которые гарантируют работникам защиту от незаконного и необоснованного увольнения или содействие со стороны государства гражданам в реализации права свободно распоряжаться своими способностями к труду. Основных способов преодоления безработицы всего два: выплата пособий по безработице; создание служб занятости.
Одной из сложнейших социальных проблем рыночной экономики является проблема безработицы. Безработица не только отнимает у граждан возможность поддерживать нормальный уровень собственного благосостояния, но и оказывает отрицательное влияние на профессиональную квалификацию безработного населения.
Безработица – это отсутствие занятости у определённой части экономически активного населения, способной и желающей трудиться. Люди, которые состоят на учёте службы занятости, являются безработными.
Социальная поддержка – это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования её способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению её конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры
Государство гарантирует безработному в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения РФ» (ст. 28), получившему статус безработного после регистрации его в службе занятости:
– выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;
– выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;
– возможность участия в оплачиваемых общественных работах .
Пособие по безработице является одной из мер социальной поддержки безработных государством. Данные социальные выплаты обладают двойственным характером, так как, с одной стороны, они заменяют потерянный доход, а с другой, способствуют регулированию рабочей силы.
Рассматривая, процесс возникновения пособия по безработице, с исторической точки зрения, следует сказать о том, что впервые данное понятие было введено в СССР в 20-х годах. В дальнейшем данный вид пособия в стране не устанавливался, так как считалось, что в стране безработица полностью отсутствует, и каких-либо предпосылок для ведения пособия не было. Однако спустя длительное время пособие по безработице было вновь введено в 1991 г. Уже в начале 1992 года в службе занятости населения были зарегистрированы первые десятки тысяч безработных граждан. Первоочередной причиной появления в стране такого явления, как безработица было продиктовано переходом к рыночной экономике. Таким образом, экономическое положение России стало усугубляться и органам государственной власти приходилось вести работу по совершенствованию политической направленности в этом вопросе для того, чтобы снизить уровень безработицы в стране .
Пособие по безработице представляется собой денежную выплату, которая выплачивается органами службы занятости населения тем гражданам, которые были признаны в установленном законом порядке безработными. Данное пособие выплачивается в первую очередь для компенсации материальной несостоятельности безработного гражданина, связанной с неполучением им подходящей работы, а вследствие чего и заработка, а также создание определенных условиях для того, чтобы безработный гражданин смог найти подходящую работу .
Таким образом, выплата пособия по безработице решает две взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи:
– компенсирует материальную необеспеченность безработного гражданина в результате невозможности получения им подходящей работы;
– создает материальные условия для поиска работы безработным гражданином.
Правом на получение пособия по безработице обладает категория граждан, которая в установленном законом порядке обладает статусом безработного. Для признания гражданина он должен отвечать следующим условиям: быть трудоспособным гражданином, не имеющим работы и заработка; зарегистрироваться в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; искать работу и быть готовым приступить к ней.
Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется службой занятости по месту жительства. Решение о регистрации производится не позднее 11 дней со дня предъявления необходимых документов:
– паспорта или заменяющего его документа (например, в случае утери паспорта – временного удостоверения личности);
– трудовой книжки;
– документов, удостоверяющих квалификацию гражданина;
– справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Впервые ищущим работу и не имеющим квалификации для регистрации в качестве безработного необходимо представить только паспорт и документ об образовании.
Ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривается одновременное принятие решения о назначении пособия по безработице и решения о признании гражданина безработным.
Таким образом, пособие по безработице, является одним из наиболее важных государственных инструментов государства, при оказании финансовой поддержки определенной категории граждан в установленных законом случаях. Такая денежная помощь в большинстве случаев является основным денежным подспорьем для гражданина, который при определенных жизненных обстоятельствах лишился основного заработка, либо находиться в поиске своего первого места работы, после окончания учебного заведения, либо по завершению курсов повышения квалификации, получение образования по новой специальности и соответственно нуждается в поддержке со стороны государственных органов, которые в свою очередь, на основании законодательства Российской Федерации, принимают все необходимые меры для того, чтобы граждане и семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не чувствовали себя финансово не защищенными и пытались справиться со сложившимися обстоятельствами самостоятельно.
1.2. Юридические факты, влияющие на размер пособия по безработице и сроки его выплаты
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» устанавливает определенные юридически закрепленные факты, при которых назначается выплата пособия по безработице, в том числе и определяется срок выплаты данного пособия.
Пособие по безработице выплачивается безработным гражданам с того момента, когда был установлен данный юридический факт. Главное значение играет период, в течение которого будет выплачиваться пособие по безработице.
Важно отметить, что начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина в качестве безработного. Таким образом, последующие начисления пособия по безработице, при условии, что безработный не нарушал законодательства о занятости населения, будет осуществляться за фактическое количество дней безработицы, включая день последней перерегистрации гражданина в качестве безработного.
Для того чтобы гражданину прекратили выплачивать пособие по безработице, необходимо наступление определенных обстоятельств, то есть юридических фактов. Именно юридические факты влияют на установление, изменение и прекращение правоотношений, складывающихся в процессе назначения пособия по безработице гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на его получение .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
3. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – № 17. – 1996. – Ст. 1915.
4. Постановление Правительства РФ от 27.03.2020 № 346 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2020 год»// Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 14 (часть I). – Ст. 2103.
5. Приказ Минтруда России от 15.01.2013 № 10н «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в государственные учреждения службы занятости населения граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, и безработных граждан» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2013 № 27139) // Российская газета. – № 40. – 25.02.2013.
Периодические издания
6. Исраилова З. Р. Безусловный базовый доход и пособия по безработице: за и против // Исследования молодых ученых. Материалы XV Международной научной конференции. Под редакцией И.Г. Ахметова [и др.]. – 2020. – С. 62-66.
7. Каштанова П. А., Котленко Н. С. Выплата пособия по безработице или безусловного базового дохода: влияние на занятость населения и перспективы для России // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 7. – С. 331-341.
8. Козлова И. В., Прохорова А. П. Юридические факты, влияющие на размер пособия по безработице и сроки его выплаты // Агрофорсайт. – 2020. – № 1. – С. 9.
9. Красноцветова А. Е. Формы и методы социальной поддержки безработных в России // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: материалы IX международной научно-практической конференции. Междуреченск, 2020. – С. 78-80.
10. Матвеева Т. П., Кузнецова Н. В., Рябова О. А., Кузнецова Н. А. Пособие по безработице – как помощь государства: сравнительный анализ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2020. – № 1. – С. 149-154.
11. Мышко Ф. Г., Матяш Т. М. Роль государственных органов в назначении и выплате пособия по безработице // Вестник экономической безопасности. – 2019. – № 4. – С. 104-107.
12. Пуликов В. Г., Таранюк Ю. В. Проблема правового регулирования пособия по безработице в России // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. Сборник статей по материалам 75-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2019 год. Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. – 2020. – С. 1297-1299.
13. Скорик А. А. Правовое регулирование вопроса выплат пособий по безработице в ФРГ И РФ // Актуальные проблемы сравнительного правоведения: правовая система и современное государство: материалы V Всероссийской научно-практической конференции c международным участием профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов. – 2020. – С. 156-158.
14. Тарасова Е. С. Проблема занятости и безработицы в современной России // Концепция национальной экономической безопасности российской федерации и ее реализация на современном этапе: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции/ Под. общ. ред. Н.М. Тюкавкина. – Самара, 2020. – С. 261-265.
15. Фолюшняк П. А. Правовое регулирование выплаты пособия по безработице // Актуальные проблемы юриспруденции: единство теории и практики. Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов) / Под общ. ред. А.А. Березиной, В.В. Пучковой. – 2019. – С. 373-378.