Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изучение унитарной формы правления приобретает в наше время особую актуальность, а также определяется национальными, социально-территориальными факторами, а также спецификой социально-культурных обстоятельств в различных регионах мира
В настоящее время большинство современных государств являются унитарными. Например, можно упомянуть такие страны, как Франция, Италия, Венгрия, Великобритания, Китай, Япония, Испания, Греция, Португалия и другие. Как правило, в основах конституционного порядка государств с унитарной формой политико-территориального устройства их унитарная форма не обозначается. Однако есть исключения, такие как: Португалия, Украина, Беларусь, Казахстан. Первые статьи конституций этих стран прямо говорят об их унитарном характере. Такая популярность унитарной формы политико-территориального устройства обусловлена, прежде всего, его необычайной простотой.
Унитарное государство-это простое государство, разделенное на административные и территориальные единицы. В этом государстве высокая степень централизованного лидерства. Степень и регулирование жизни государства в целом, многие его экономические, социальные и другие процессы высоки. Однако в политических органах административно-территориальных единиц, в местных делах степень независимости может быть очень высокой.
В современной юридической науке значительный вклад в развитие учения об унитарной форме государственного устройства внесли С. А. Авакьян, А. Н. Аринин, Г. В. Атаманчук, М. В. Баглай, И. А. Иванников, И.А. Исаев, М.Н. Марченко, Л. Н. Лаптев, И. Ю. Лейбо, В. В. Маклаков, В. С. Петров, С. В. Рябов, Б. А. Страшун, В. И. Червонюк, В. Е. Чиркин, Д. Л. Ша-бо, М. А. Штанина и другие ученые.
Объектом исследования выступает форма государственного устройства. Предметом исследования является сущность унитарной формы государственного устройства в ее доктринальном и институциональном измерениях.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности унитарной формы государственного устройства, ее современных черт и путей дальнейшего развития. Для достижения данной цели в исследовании ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие и основные признаки унитарного государственного устройства;
- изучить виды унитарных форм государственного устройства;
- выявить характер установления унитарной формы государственного устройства в конституциях некоторых стран;
- исследовать пути дальнейшего развития унитарной формы государства в современных условиях.
При проведении исследования был использован комплекс методов, включающий в себя: исторический, сравнительный, статистический, анализ, синтез, обобщение экспертной практики. Сравнительный метод занимает ключевое место в данном исследовании, так как способствует решению большинства поставленных задач.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
1. Современные черты унитарной формы государственного устройства
1.1. Понятие и основные признаки унитарного государственного устройства
Наличие той или иной формы правления в той или иной стране зависит от ряда социальных, исторических, географических и других условий. Эти условия определяют специфику форм правления, которая никогда не может быть случайным результатом сочетания обстоятельств, но всегда детерминирована. В современную эпоху национальный фактор оказывает сильное влияние на выбор формы общественно-территориального устройства. Под его влиянием жители страны создают собственное национальное государство для государственного образования. Сочетание этих факторов в конечном итоге определяет особенности территориального (государственного) устройства страны.
Комплексное применение экономических, национальных и политических принципов с учетом существующих традиций и других факторов позволяет рационально распределять административно-территориальные единицы. Их особенностями являются: четко очерченные границы, компактность, непрерывность и экономическая целостность территории, право населения формировать органы государственной власти и местное самоуправление. Именно в силу этого права данная территория приобретает присущие общественно-политической организации черты и получает статус административно-территориальной единицы.
Рассматривая понятие «государственное устройство» в современном значении, В. Е Чиркин полагает, что под государственным устройством следует понимать устройство территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями .
С. А. Комаров понимает под государственным устройством совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями.
О. О. Миронов, утверждает, что государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государства, соотношение целого и его частей.
Характер отношений между государством и его составляющими частями определяет две основные формы единичного и федерального политико-территориального устройства. В федерациях административно — территориальные единицы делят территорию своих субъектов, в унитарных государствах-всю территорию страны. Например, в Великобритании территория Англии, Уэльса и Северной Ирландии делится на графства, которые в Англии и Уэльсе делятся на графства. Территория Шотландии разделена на девять областей, в которых было создано пятьдесят пять графств. Основными административно-территориальными образованиями в Англии являются приходы, в Уэльсе и Шотландии-общины. Для Великобритании так характерны графства, приходы и общины. Территория Франции разделена на девяносто пять департаментов, которые состоят из округов, разделенных на кантоны. Основными административно-территориальными единицами являются городские и сельские муниципалитеты. Административно-территориальными единицами Италии являются регион, провинция, города и сельские муниципалитеты, Япония — префектуры, города, страны и деревни.
Таким образом, формой правления является внутренняя организация государственной власти и принцип разделения государства на отдельные части, показывающий взаимосвязь центральных и местных (региональных) органов власти.
Согласно государственному устройству, все государства можно разделить на простые и сложные. Комплексы состояли из отдельных территориальных образований, пользующихся определенной независимостью от центральной верховной власти. К сложным государствам относятся империи, Федерации и унии.
Простые государства имеют территорию, которая делится на средние компоненты. Простые государства не имеют в них отдельных государственных образований, которые пользуются определенной независимостью. Эти государства внутри себя делятся только на административно-территориальные единицы (губернии, губернии, уезды, воеводства), компетенция органов власти и управления которых не выходит за рамки компетенции местных властей.
По форме государственного устройства государство также может быть простым и сложным. Простое государство не имеет в своем составе частей, имеющих суверенитет. Сложное государство имеет такие части в своем составе.
В. И. Чиркин в своей монографии» современное государство "утверждает, что" унитарные состояния бывают двух типов: простые и сложные. Простые состоят только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия. Вануату и др.), комплексы имеют в своем составе определенные формы автономии (Великобритания, Филиппины, Никарагуа и др.
Однако, анализируя данную проблему, те же самые авторы также указывают на неоднородность понятия «сложное государство». Оказывается, оно включает в себя не только некоторые унитарные государства, но и федеративные. «Федеративное государство - сложное государство». Следовательно, по мнению В. Е. Чиркина, Р. В. Енгибаряна и других авторов, понятие «сложного государства» оказывается относимым к различным формам государственного устройства (унитарного и федеративного), т.е., заключает Т. П. Евсеенко, «мы имеем дело не просто с терминами антиподами, но с разнопорядковыми явлениями» .
Совершенно иная позиция была у дореволюционных юристов, которые понимали под унитарным государством простое единое государство. Например, в учебнике Н.М. Коркунова по русскому государственному праву в первой главе «Россия единое государство» дается характеристика территориального устройства Российской империи как единого государства, имеющего в своем составе территориальные структуры с различным государственно-правовым статусом . Царская Россия, отмечал Коркунов, - это единое государство. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии. Но с постепенным разрастанием территории России границы ее охватывали собою одно за другим множество самостоятельных прежде государств или владений других держав, и русская власть нередко сохраняла за присоединенными областями их местные законы и учреждения, представляя им иногда более или менее широкую местную автономию. В некоторых случаях автономия получала весьма значительный объем, что и давало повод иным исследователям в некоторых присоединениях России видеть унию с нею как бы самостоятельных государств. Бывает также, что соседние с нею государства подчинялись России, становились в отношении к ней в вассальную зависимость, подчиняясь ее протекторату. Тем не менее, русский монарх представляет единую государственную власть, распространяющую свое действие одинаково на все области, подвластные ее скипетру, имеющую повсюду одни и те же права, одну и ту же силу. Как неограниченный монарх России, он являлся таким же неограниченным властителем и каждой ее области. Как бы ни была широка автономия, какой - либо подчиненной области, законодательная власть русского монарха стоит выше этой автономии, и в этом заключается достаточное обеспечение преобладания общерусских интересов над какими бы то ни было местными стремлениями.
Следовательно, несмотря на особый статус некоторых территорий в дореволюционной России (например, Царства Польского, Великого княжества Финляндского, Бухарского Эмирата, Хивинского ханства), в целом все эти территории были частями простого, единого унитарного государства с жестко заданной в законодательстве ролью центра и достаточно большим простором для творчества (произвола) на местах. Таким образом, простое государство используется в логической связке единого унитарного государства.
Понятие унитарного государства происходит от латинского слова unitas-единство. В конституционном праве - форма правления, при которой территория государства делится на административно-территориальные единицы (регионы, округа, округа, ведомства и др.) . Унитарное государство присуще единству территории, населения и власти, действующей внутри государства. В отличие от федерации, они имеют Конституцию, единую систему права и государственных органов представительной и исполнительной власти. Таким образом, обеспечивается единая система государственного осуществления по всей стране. В составе унитарного государства они также могут быть территориальными единицами, имеющими статус автономных, то есть автономных государственных образований. Классическим примером в этом смысле является Испания, где наряду с историческими районами, такими как Страны Басков и Каталония, отбираются на национальном уровне и территориальная автономия.
Рассматривая понятие унитарного государства, обращает внимание, что они могут иметь разную степень централизации, быть демократическими или авторитарными, но независимо от этого они характеризуются рядом существенных черт. Эти черты включают в себя единую систему власти и правосудия, правовых норм и конституционных униформа, те же, что действуют на всей территории государства. В идеале унитарное государство делится только на административно-территориальные единицы, которые не имеют признаков своей государственности и не вступают в договорные отношения с центральными властями. Но на самом деле территориальная общественность унитарного ряда государств осложняет включение различных автономных субъектов, некоторые из которых имеют степень автономии, что подразумевает наличие государства.
В настоящее время из 192 стран подавляющее большинство является унитарным, и только 24 имеют федеральную структуру. Среди унитарных государств-Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, почти все страны Латинской Америки и Африки, Камбоджа, Лаос, Таиланд, Япония и многие другие страны.
Кажется, что для того, чтобы дать квалифицированное определение понятия унитарного государства, необходимо четко указать, какой смысл вкладывается в это понятие. Недостаточно приводить примеры такого устройства, необходимо выявить фундаментальные особенности, относящиеся к фундаментальным частям реального и эмпирического характера унитарного государства. Главный признак, на который в этом случае отечественные ученые делают акцент, во всех случаях описание унитаризма состоит в том, что в каждом из них якобы лежит центр высшей, конечной и единой власти. В связи с этим следует отметить, что унитарная форма государственного строя характеризуется другими стабильными признаками.
Правовой статус административно-территориальных субъектов, составляющих унитарное государство, определяется центральной властью. Она сама определяет, какие административно-территориальные единицы делятся государством, каков опорный круг интересов и компетенции этих подразделений, сколько ступеней имеет административно-территориальная . Центральный орган осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью государственных органов на местах.
Однако унитаризм не означает унификации местного самоуправления. Очень часто в одном государстве можно встретить достаточно гибкие и разнообразные локальные системы управления. Кроме того, в унитарном государстве, как правило, гарантируются права населения на местное самоуправление.
Все административно-территориальные единицы, как правило, имеют одинаковый правовой статус и одинаковое положение по отношению к центральным органам власти. Они могут иметь в своей основе правовые акты, определяющие и фиксирующие их правовое положение (например, уставы). Административно-территориальные единицы не могут иметь никакой политической независимости. Однако в экономической, социально-культурной сфере их полномочия могут быть достаточно широкими, чтобы позволить землеустройство с его особенностями. Однако для унитарной формы государственной системы характерно законное право вмешиваться в дела местного самоуправления. В зависимости от степени зависимости местной администрации от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным.
В децентрализованных унитарных государствах может существовать региональная территориальная и автономия, под которой понимается конституционно закрепленная внутренняя независимость части территории государства с географической, исторической, а зачастую и спецификой той или иной территории .