Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. Это можно объяснить тем, что из-за повышения уровня спортивных достижений, а также из-за конкуренции, которая присутствует в настоящее время на международной арене, актуальным становится постоянное совершенствование подготовки спортсменов. Для этого необходимо разрабатывать новые методики обучения спортсменов, искать новые формы обучения, которые будут являться эффективными. В настоящее время наблюдается повышение требований в отношении научно-методических аспектов различных сторон подготовительной деятельности игроков в настольном теннисе, следовательно, необходимо изучать целесообразные способы и формы обучения спортсменов.
На профессиональные достижения в настольном теннисе оказывает влияние достаточно широкий спектр требований, которые предъявляются к спортсменам-игрокам в процессе соревнований. Поэтому, очень важно, хорошо подготовить спортсменов к дальнейшей профессиональной карьере.
Система подготовка как морфо-функционального состояния, так и физической подготовленности спортсменов может быть усовершенствована как за счёт увеличения объема и интенсивности нагрузки, так и за счёт оптимизации самой методики, в частности, за счёт поиска какого-то нового способа тренировки.
Современный настольный теннис предъявляет чрезвычайно высокие требования к уровню специальной физической, технической и тактической подготовленности занимающихся. Теннисисту необходимо обладать не только высоким уровнем атлетизма, но и умением выполнять сложные технические приемы и тактические действия при высочайшем уровне игровой активности и психологической напряженности спортивного поединка.
Объект исследования – физические качества в настольном теннисе.
Предмет – развитие основных физических качеств в настольном теннисе.
Цель: анализ развития физических качеств .
Задачи:
1.Раскрыть теоретические основы подготовки игроков в настольном теннисе.
2. Охарактеризовать развитие основных физических качеств в настольном теннисе.
Методы исследования: 1.Анализ научных литературных источников.
Степень научной разработанности проблемы. Обзор научной литературы показывает, что в целом она позволяет вести анализ проблемы исследования. Среди важнейших источников, можно выделить исследования таких авторов, как: А.Н. Амелин [1], Г. Барчукова [3] Л.В. Волков [6] и др.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре _____________ факультета, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Теоретические основы подготовки игроков в настольном теннисе
1.1. Характеристика тренировочного процесса у спортсменов в настольным теннисом
Многолетнюю подготовку игроков в настольный теннис выстраивают на основании методических положений, которые и составляют комплекс задач, требуемых для реализации качественного учебного тренировочного процесса.
В первую очередь – это целевая ориентированность подготовки юного спортсмена на высшее спортивное мастерство. С большим охватом детей занятиями настольным теннисом основным остается воспитание спортсменов высокого класса. Для этой цели на всем протяжении периода отбираются наиболее перспективные дети для рекомендации в группы подготовки спорта высших достижений.
Для того чтобы достичь высшего спортивного мастерства, нужно освоить определенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. Следует таким образом строить подготовку, чтобы расходы и восстановление энергоресурсов занимающихся вступали во взаимодействие. Для того требуется рациональная структура учебного тренировочного процесса и индивидуализировать подход к каждому игроку [3,19].
Подготовка теннисиста высокого класса, по мнению В.В. Громыко, Лысова, Г.Л. Шубина, возможна лишь при комплексном разрешении задач обучения, а также тренировки и всестороннего физического развития. На стадии начальной подготовки данная проблема разрешается наиболее простым образом за счет комплексных занятий. Когда на стадии начальной специализации дифференцируется подготовленность юных спортсменов по стилям игры, этот подход малоэффективен. Требуется использование специализированных тренировочных циклов и коротких соревновательных в целях широкой базовой технической и физической подготовленности [11, 15].
Процесс развития различных сторон подготовленности юных спортсменов протекает неравномерным образом. В одном возрасте больше прироста одних, во втором - других качеств. В этой связи очень важно, с учетом сенситивных периодов развития двигательных способностей, сохранение соразмерности развития базовых физических качеств у юных спортсменов. Данная соразмерность дает возможность соотнесения степени развития физических качеств в той степени, которая необходима для достижения успехов в настольном теннисе. Для этой цели тренер должен обладать знаниями, и возрастных особенностей развития юного игрока, и моделей теннисистов высоких квалификаций.
Настольный теннис является индивидуально-игровым видом спорта, его характеризует разнообразие стилей игры. Принятие участия в соревнованиях оказывает юным теннисистам помощь в совершенствовании в мастерстве игры с противником разного стиля. Но реализация двигательных качеств должна быть осуществлена с учетом возрастной специфики. В настольном теннисе индивидуализацию осуществляют по нескольким критериям: признака возраста, пол, антропометрические признаки, биологическое созревание. И нельзя требовать от ребёнка большего, чем он может выполнить на данной возрастной стадии. В особенности это касается соревновательной деятельности, строящейся на основании индивидуального технического, а также тактического мастерства [4,9,12].
Для того чтобы успешно совершенствовать соревновательную деятельность, по мнению С.В. Начинской, подготовкой юного теннисиста нужно заниматься в условиях создания перспективного спортивно-технического мастерства. Такое положение подразумевает освоение в режиме опережения непосредственно теми навыками и умениями, которые должны иметься у игрока в дальнейшем. Для этой цели необходимо использовать специальный пригодный для конкретного возраста инвентарь и оборудование, чтобы в будущем не пришлось заново учить другому темпу, ритму и быстроте движений. Это даст возможность ведения совершенствования технических приемов и технико-тактических действий с первого шага обучения в режиме, являющемся близким к соревновательному [3,6,9].
Рациональное повышение тренировочной нагрузки выступает как одно из главных условий роста натренированности теннисиста, однако вместе с тем рост тренировочной и соревновательной нагрузки должен проходить постепенным образом и соответствовать приросту работоспособности спортсмена. Тренировочную нагрузку нужно подбирать группе теннисистов и отдельно взятому игроку индивидуально, учитывая их состояние, уровень работоспособности согласно требованиям этого этапа.
Нужно стремиться к тому, чтобы интенсивность и объемы упражнений росли по ходу улучшения физической подготовленности юных спортсменов. Стоит предпочесть упражнения динамической и вариативной направленности и приучать занимающегося к различным темпам их выполнения.
Предлагая интенсивные упражнения, которые требуют существенного физического напряжения, необходимо чаще менять исходное положение, привлекать в процесс движения как можно большее число групп мышц, чередование напряжения с расслаблением, делать паузы для отдыха чаще, уделяя внимание дыханию (глубокое, ритмичное, без задержек). Когда занимающийся упражняется в улучшении технических приемов, возможно значительное повышение физической нагрузки (чтобы развить специальную выносливость), повышая число повторений, увеличивая скорость исполнения приемов и осложняя перемещения игроков [2,13].
Если в занятия входит ряд упражнений на развитие быстроты и точности движений, то сначала необходимо провести упражнения на точность, затем на быстроту в комбинации с точностью. Освоение тактикой игры успешно реализуется лишь с условием параллельного формирования технических навыков, а также тактических умений. Необходимо ставить
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Амелин А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин, В.А. Пашинин. – М., ФиС, 2016. – 421 с.
2. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. Пособ / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2014. – 284 с.
3. Барчукова Г. Настольный теннис / Г. Барчукова. – М.: Фис, 1990
4. Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движений: избранные психологические труды / Н. А. Бернштейн; под ред. В. П. Зинченко. – 2-е изд. М.. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014. – 688 с.
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. – М.: Медицина, 2006. – 146 с.
6. Волков Л.B. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – К.: «Олимпийская литература», 2012. – 296 с
7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов – М.; Издательский центр «Академия», 2012. – 288 с.
8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. – М.: Советский спорт, 2017. – 296 с
9. Громыко В.В. Инновационный подход к физическому и духовному воспитанию школьников / В.В. Громыко, Лысова, Г.Л. Шубина // Теория и практика физической культуры. – М.: 2017. – № 2. – С. 60-63
10. Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры: курс лекций / И.В. Еркомайшвили. – Екатеринбург, 2014. – 192 с
11. Ильин Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е.П. Ильин // Психомоторика. Сб. научн. трудов. – Л., 2006. – 166 с
12. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста / Ю.М. Кабанов. – Минск, 2019. – 68 с.
13. Контрольные упражнения для оценки координационных возможностей юных спортсменов: Метод. рекомендации. – Минск, 2019. – 42 с.
14. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2015. – 544с.
15. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2017 – 328 с.
16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учеб. пособие / Л. П. Матвеев. – М.: Известия, 2013. – 175 с.
17. Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие / В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова. – М.: Айиспресс, 2014. – 112с.
18. Настольный теннис. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. – М., Советский спорт, 2015.
19. Настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. – М.: ФиС, 2017.
20. Новиков A.A. Основы спортивного мастерства: Монография по управлению тренировочным процессом единоборцев / A.A. Новиков. – М.: ВНИИФК, 2013. – 208 с
21. Правила игры, судейство и организация соревнований по настольному теннису / Под ред. Г.В. Барчукова. – М.: СпортАкадемПресс, 2016.
22. Селуянов В.Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре: учеб. пособие для студентов вузов физической культуры / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. – М.: СпортАкадемПресс, 2016. – 184 с
23. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. – Красноярск, 2016. – 126 с.
24. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для институтов физ. культуры / Под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – Т.1. Общие основы теории и методики физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 2016. – 304 с.
25. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов / Б.А. Ашмарин, Ю.В. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.: Под ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
26. Фомин Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Фомин Н.А., Вавилов Ю. Н. – М.: Физкультура и спорт, 2011. – 224 с.
27. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н. А. Фомин, В. П. Филин. – М.:ФиС, 2017. – 174 с.
28. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студ. пед. ин-тов / А. Г. Хрипкова. – М.: Просвещение, 2015. – 319 с.
29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов. - М.: Academa, 2016.- 480 с.
Электронные ресурсы
30. Настольный теннис для детей - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.list7i.ru/?id=717&mod=boards(дата обращения: 22.02.2021)
31. Настольный теннис для дошкольников - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolnyi-tenis-dlja-doshkolnikov.html(дата обращения: 23.02.2021)
32. Настольный теннис Практические рекомендации - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/nastolnyi-tenis-prakticheskie-rekomendaci.html(дата обращения: 22.02.2021)
33. Особенности воспитывающего обучения настольному теннису детей младшего школьного возраста - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://naukarus.com/osobennosti-vospityvayuschego-obucheniya-nastolnomu-tennisu-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta(дата обращения: 22.02.2021)
34. Чем полезен настольный теннис - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://webmyoffice.ru/site/tennis/1972/ (дата обращения: 23.02.2021)