Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения и совершенствования знаний в области государственного и муниципального управления связана как с важностью самой проблемы повышения эффективности местной власти, так и с проводимой в России муниципальной реформой процессом сложным и противоречивым.
Изучению вопросов повышения эффективности деятельности органов власти и управления уделено немало места в отечественных и зарубежных исследованиях, данной проблемы касаются многие современные исследователи: экономисты, социологи, политологи, философы. Вместе с тем ведущие специалисты весьма справедливо констатируют, что в современной российской практике данная проблема освоена пока явно недостаточно, хотя и есть ряд авторитетных авторов, последовательно ее разрабатывающих. Исследованию проблем эффективности органов местного самоуправления, критериев и показателей их результативности посвящен ряд научных трудов. Особого внимания заслуживает обсуждение концептуальных подходов к проблеме эффективности муниципального и муниципального управления в работах, вышедших в последние годы и за рубежом, и в России. Данный аспект остается актуальным для современной России, где в рамках административной и муниципальной реформы, вводятся и апробируются различные методики оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных образований. Качественное своеобразие государства требует своей шкалы измерения и оценки его рациональности и эффективности.
Объектом изучения является Мурманская область.
Предмет изучения - формы участия населения в осуществлении населением местного самоуправления в РФ.
Цель работы – изучить формы участия населения в осуществлении населением местного самоуправления в РФ.
В соответствии с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
изучить понятие и правовое регулирование форм участия населения в осуществлении населением местного самоуправления в РФ;
раскрыть сущность участия населения в осуществлении населением местного самоуправления;
выявить взаимосвязь гражданского общества с развитием институтов местного самоуправления;
дать оценку эффективности системы местного самоуправления Мурманской области;
рассмотреть модели управления муниципальными образованиями в Мурманской области;
разработать пути совершенствования участия граждан в местном самоуправлении.
Методологическую базу исследования составили общенаучные методы: исторический метод, сравнительно-правовой анализ и системный анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
1.1. Сущность участия населения в осуществлении населением местного самоуправления
Одним из наиболее значимых моментов заседания Совета по развитию местного самоуправления, прошедшего 30 января 2020 года, стало предложение Президента Российской Федерации В.В. Путина о подготовке нового варианта документа, определяющего основы государственной политики в сфере местного самоуправления. Данное предложение — это не просто намерение что-то позитивно изменить в развитии муниципальной России; оно отчетливо характеризует собой понимание необходимости существенно расширить границы стратегического планирования в стране за счет утверждения долговременного видения, соответствующего велениям времени, изменений институционального характера .
Основное внимание Совета в преимущественной мере было акцентировано на обеспечении наиболее продуктивного участия муниципального звена управления в реализации национальных проектов. Однако весь ход обсуждения убедительно показал, что решение этой важной задачи, как и общий подъем экономической и социальной значимости института местного самоуправления, требует многих системных новаций в этой сфере общественного развития. Среди этих актуальных новаций— совершенствование действующей системы институтов местного самоуправления в стране; более четкое позиционирование муниципального управления в рамках единой властно-управленческой вертикали; укрепление финансово-бюджетных основ всех видов муниципальных образований.
Вместе с тем продвижение по названным направлениям не будет результативным, если не будет сопровождаться развитием самоуправления как института гражданского общества, реализующего различные формы непосредственного народовластия, а также более тесное взаимодействие общественных и государственных институтов.
Российскими исследователями уже неоднократно отмечалось, что модель стратегического планирования, закрепленная в Федеральном законе от 28 июня № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», при ее достоинствах и просчетах, характеризуется недостаточным вниманием к планированию и прогнозированию тех изменений институционального характера, которые должны обеспечить практическую реализацию целевых плановых установок в хозяйственной, социальной и иных областях развития Российской Федерации. В этом смысле предложение В.В. Путина «начать разработку проекта новых Основ государственной политики в сфере развития местного самоуправления на период до 2030 года» (далее— «Основы…») можно рассматривать как признание важности задачи расширить содержательные рамки стратегического планирования и отразить в нем актуальные преобразования в системе институтов, имеющих ключевое значение для устойчивого развития российского общества и государства .
Одним из таких институтов, несомненно, является российское самоуправление. Однако для того, чтобы новые «Основы…» действительно стали базой для качественных изменений в российском местном самоуправлении, обеспечили его активное участие в практике стратегического планирования и программно-проектного управления, необходимо, чтобы подготовка указанного документа и меры по его реализации получили определенные ключевые установки. Одной из них, как мы полагаем, должен стать курс на дополнение мер государственного регулирования и поддержки местного самоуправления целенаправленными усилиями по развитию его природы как института гражданского общества.
1.2. Взаимосвязь гражданского общества с развитием институтов местного самоуправления
Такие вопросы, как природа института гражданского общества, его взаимодействие с государством, роль в социально-экономическом прогрессе современной цивилизации на протяжении длительного времени постоянно привлекали внимание исследователей: философов, экономистов, правоведов.
Природа гражданского общества исторически трактовалась исследователями в чрезвычайно широком диапазоне мнений. Этот диапазон простирается от фактической аналогии гражданского общества с анархией до понимания гражданского общества как архаичного социального феномена, последовательно уступающего свои позиции в условиях развитой, демократичной государственности.
С этих позиций гражданское общество как бы становится особой формой огосударствления общественной жизни и заодно эффективным средством манипулирования массовым сознанием. Своеобразной позицией является стремление несколько принизить личностный момент гражданского общества и свести реализацию его функций к деятельности формальных структур типа различных общественных палат, общественных советов при органах исполнительной власти, общественно-экспертных советов и прочих советов и комиссий .
Немаловажное значение в инициировании внимания к проблемам гражданского общества сыграла «классическая» марксистская формула относительно отмирания государства, позднее не только существенно скорректированная продолжателями этой теории (В.И. Ленин), но и затем
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич, И.А. Козьева, Ю.В. Вертакова, Э.Н. Кузьбожев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 336 c.
2. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 260 c.
3. Белокрылова О.С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова, Н. Н. Киселева, В. В. Хубулова. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 240 с.
4. Божко, Ю.Н. Современные подходы к управлению региональным развитием / Ю.Н. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2017. - № 9.
5. Буреш, О.В. Управление региональным развитием / О.В. Буреш, Н.Н. Прядкина, А.Ф. Исхакова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2017. - № 13.
6. Василенко Н.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник / Н.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2017. – 415 с.
7. Вдовин С.М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: Монография / С.М. Вдовин. – М.: Инфра-М, 2019. – 154 с.
8. Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / А.И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 239 с.
9. Гришин В.Ю. Организация управления экономикой в регионе / В.Ю. Гришин // Экономические науки. – 2017. - № 1 (86).
10. Елкин С. Развитие социально-экономического потенциала региона. Учебное пособие / С. Елкин. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 208 с.
11. Зотин А. О региональной политике и региональном неравенстве в России / А. Зотин // Коммерсантъ-Деньги. – 2019.
12. Кузнецов А.В. Системная диагностика экономики региона / А.В. Кузнецов, О.В. Кузнецова. – М.: Книжный дом «Либроком», 2017. – 232 с.
13. Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.в. Яковец. – М.: Экономика, 2019. – 604 с.
14. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. Учебное пособие / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КноРус, 2016. – 264 с.
15. Леньков, Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие / Р.В. Леньков. – М.: Форум, 2017. – 184 с.
16. Лимонов Л.Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2016. – 464 с.
17. Малхасян К. Развитие региона: стратегия и тактика / К. Малхасян // Банковское дело в Москве. – 2019. - № 7. – С. 19-25.
18. Орешин В.П. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / В.П. Орешин, Г.Г. Фетисов. – М.: РИОР, 2018. – 155 с.
19. Пшунетлев, А.А. О сущности устойчивого регионального развития / А.А. Пшунетлев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2018. - № 103.
20. Рукина И.М. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / И. М. Рукина, А. Ю. Анфимова. – М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2018. – 250 с.
21. Чертков, А.Н. Правовое обеспечение стратегического планирования территориального развития Российской Федерации / А.Н. Чертков // Журнал российского права. – 2019. - N 11.
22. https://minec.gov-murman.ru – Официальный сайт Министерства экономического развития Мурманской области.