Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Юность — период в развитии, который характеризуется переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой и независимой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноша занимает промежуточное положение между ребенком и взрослым.
Возрастные психологические особенности связаны с воспитанием, наследственностью, отношениями с другими людьми.
Сильные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности. Путь к зрелости только начинается, он насыщен драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время создаются устойчивые формы поведения, особенности характера и новые эмоциональные состояния, которые в дальнейшем определяют жизнь юноши, его физическое и психическое здоровье.
Юноши и девушки самоопределяются в жизни, берут непосредственный пример у взрослых, начинают самостоятельную жизнь. И именно в этот момент выявляются специфические и неспецифические особенности характера личности. Это могут быть вредные привычки, разного вида зависимости.
Период первой любви, межличностных отношений, самореализации - это юношество. Тут подросток показывает себя. Этот период может приносить радость и успехи, а может разочарование и тоску. Важно как молодые люди с этим справятся, и какую помощь окажут близкие люди.
Девушки юношеского возраста часто испытывают чувство тревожности, которая оказывает негативное воздействие на личностное развитие. Девушки более восприимчивы к неудачам. Переживая неудавшуюся любовь, провал на экзаменах, они испытывают стресс, который приводит к пагубным привычкам, а они перерастают в зависимость. Это могут быть такие привычки, как курение, алкоголь, пищевая зависимость, диета и тд.
Важную роль играют родительские отношения. С самого детства ребенок наблюдает отношение родителей между собой, к ребенку, к окружающим. Во многих семьях дети испытывают стресс, отчуждение, нелюбовь. Все это сказывается на становлении личности, а итог таких отношений всплывает в юношеском возрасте. В семьях имеет место поощрение и наказание едой, это с детства привязывает ребенку зависимость к пище.
Пищевая зависимость заключается в потребности постоянного приёма пищи, при этом причина необязательно должна быть связана с чувством голода. Достаточно распространены случаи, когда человек принимает пищу, испытывая стресс, тревогу, обиду, тем самым утешая себя, радуя, переключая себя со своей проблемы. Это наиболее легкая для социума форма пристрастий, хотя избавление от неё трудный и долгий процесс; наличие тревожности указывает на ее неблагополучие.
Несмотря на многочисленные исследования, тревожность и ее связь с пищевой зависимостью у лиц юношеского возраста, а именно у девушек недостаточно изучена. Поэтому мы обратились к этой теме.
Проблемой тревожности у юношей и девушек отражены в научных трудах зарубежных ученых - К. Гуарда, З. Фрейда, К. Хорни, Ч. Спилберга, а так же отечественных педагогов - Захарова, И. В, Дубровиной, В.Р. Кисловской, Л.И. Божовия, К.С. Лебединской, В.В. Суворовой, А.М. Прихожан, Н.Д. Левитова, Давыдова.
Цель исследования состоит в выявлении связи тревожности со склонностью к пищевой зависимости у девушек юношеского возраста.
Гипотеза: существует связь между тревожностью и склонностью к пищевой зависимости у девушек юношеского возраста.
Объектом исследования является психологическое состояние девушек юношеского возраста.
Предмет исследования склонность к пищевой зависимости на фоне тревожности у девушек юношеского возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу, актуальностью которой является выявление связи тревожности со склонностью к пищевой зависимости у девушек юношеского возраста;
2.Составить психодиагностический комплекс методик для диагностики связи тревожности со склонностью к пищевой зависимости;
3.Проанализировать результаты психодиагностического исследования и сделать выводы.
Методы исследования:
Теоретические методы: анализ, сравнение и обобщение научно-методической литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: беседа с преподавателем психологии, наблюдение
Статистико-математический метод обработки результатов
Глава I. Теоретические основы связи тревожности со склонностью к пищевой зависимости у девушек юношеского возраста
1.1 Психолого-педагогическая характеристика юношеского возраста
Как указанно выше, юность – это возраст, с которым связано становление личности. В этот период закладываются основы мировоззрения и самосознания человека. Юноши и девушки устанавливают свои идеалы, гражданскую позицию и позицию в обществе, а также учатся быть самостоятельными и не зависеть от родителей. Как правило, этот период развития личности занимает три-четыре года: у девушек – с шестнадцати до двадцати лет, у парней – с семнадцати до двадцати одного года. Также существует понятие ранней юности (пятнадцать – восемнадцать лет) и поздней (восемнадцать-двадцать три года).
Подростки, которые решают остаться до одиннадцатого класса, начинают период юношества позднее, чем те, кто решил пойти учиться в колледж. Так как опека родителей и школы более сильная, чем в то время, когда ребенок начинает самостоятельную жизнь, уходит в колледж и самоопределяется в жизни. В этом вся сложность ситуации. Те, кто уходит после одиннадцатого класса, начинают этот период после семнадцати лет. Тогда они так же испытывают кризис развития, выбирая свою дальнейшую деятельность [3].
Мышление в юношеском возрасте не связано с конкретностью внешнего мира, оно более абстрактное, теоретическое [5]. Юноши уже набрались определенного опыта и делают на основе его свои умозаключения и выводы, имеют определенную позицию.
Объем памяти становится больше, материал запоминается произвольно. Усложняются такие интеллектуальные операции как: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, аргументирование и доказательство, развивается критичность мышления [8].
Развиваются способности, которые напрямую связаны с будущей профессиональной деятельностью. Стремление познать математику, физику, русский язык и технические предметы. Мысли, чувства индивидов юношеского возраста анализируются им самим, делаются определенные выводы, совершаются обдуманные поступки. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали) [10].
Девушки юношеского возраста лучше учатся, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы, они лучше решают конкретные, а не абстрактные задачи.
Девушки юношеского возраста творческие личности, их больше интересуют художественно-гуманитарные науки. Этим объясняется желание стать актрисами, певицами, художниками. Склонность к абстрактному мышлению прямолинейная, девушек начинает интересовать, как устроен мир, интересует физиология человека, интересуют устойчивые понятия общества и взаимоотношений. Развитие данного вида мышления говорит о появлении не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности. Абстрактное мышление завершает свое формирование к семнадцати годам [3].
Так как девушки ищут подходящую профессию, у них возникает интерес к учебной деятельности. Начинается самостоятельный поиск знаний, навыки совершенствуются, умения отрабатываются.
Наибольшей возбудимостью характеризуется нервная система девушек восемнадцатилетнего возраста. Показатели подвижности нервных процессов в пятнадцать лет у юношей и девушек одинаковы; начиная с семнадцати лет подвижность у мужчин существенно выше, чем у женщин [1].
Собственные мысли, чувства, и поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения, анализа, критики, возникает способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками. Воссоздаются идеалы (семьи, общества, морали).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка // Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24 – 25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999.
2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник 2-е изд.- М: ИНФРА-М,
3.Большая энциклопедия психологических тестов.- М: Издательство «Эксмо»,2005-416с.
4. Возрастная психология: Учебник пособие для студентов вузов.-6-е изд.- М: Академический проект: Альма Матер, 2006-702с.( “ Gaudeamus”).
5. Изард К. Эмоции человека:[Пер.с анг.]/ Под ред. Л.Я.Гозмана, М.С. Егоровой- М: Изд-во МГУ, 1980г.
6. Минирт Ф., Майер П. Наркотик под названием еда. - М., Триада. - 2009. – 364 с.
7. Немов Р.С.Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн.Кн1. Общие основы психологии-2-е изд.- М: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г.-576.
8. Овчаров, Р.В. Практическая психология образования [Текст] : Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов / Р.В.Овчаров. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
9. Психология состояний. Хрестоматия/ Составители Т.Н.Васильева, Г.Ш Габдреева, А.О. Прохоров/ ред. проф. А.О. Прохорова.- М: ПЕР СЭ; СПб.: Речь, 2004.- 608с.
10. Психология состояния / Сост..и общая редакция Л.В.Куликова - СПб: Издательство «Питер» 2000.- 512: им (Серия Хрестоматия по психологии).
11. Психология Иллюстрированный словарь- СПб: Издательство «ЕВРОЗНАК» 2003-512с.- (проект « Психологическая энциклопедия»).
12. Приленская А.В., Приленский Б.Ю. Зависимое пищевое поведение: клиника, систематика и пути коррекции//Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2008. №2. С.102-105.
13. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000. 208 с.
14. Ролло Мэй. Смысл тревоги перевод М.И. Завалова и А.Ю. Сибуриной. М: независимая фирма «Класс» 2001, Термологическая правка В.Дамченко.
15. Сэбшин Э. Психоаналитические исследования аддиктивного поведения: обзор //Психология и лечение зависимого поведения/Под ред.С.Даулинга М.:"Класс", 2000. - 65с.