Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Образовательная среда дошкольной образовательной организации является частью жизненной среды каждого человека, к ней причастного, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью.
Под образовательной средой в дошкольной образовательной организации подразумевают условия, которые способствуют интеграции обучения и воспитания, развитию познавательной мотивации воспитанника и выбору проблемного подхода к проектированию содержания образования. Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Проблема взаимодействия человека с окружающей действительностью имеет давнюю традицию в психологических исследованиях. Этой теме посвящено большое количество публикаций исследователей, например, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков и др.
Вопросами моделирования и проектирования образовательной среды, в которой личность востребована и свободно функционирует, а её участники чувствуют защищенность и удовлетворение основных потребностей занимались Я.А. Коменский, И.А. Баева, М.Р. Битянова, В.И. Панов и др.
Значительный вклад в осмысление психологии образовательной среды внесли ученые Слободчиков, Э.Фромм, Д.Б. Эльконин, В.А. Ясвин и др. – которые изучали проблему создания условий, при которых образовательная среда будет характеризоваться психологическими свойствами наиболее благоприятной для формирования личности. Цель исследования: исследование психологических характеристик образовательной среды Детский сад № 125 ОАО «РЖД».
Объект исследования: психологические характеристики образовательной среды.
Предмет исследования: особенности психологических характеристик образовательной среды.
Гипотеза исследования: особенности психологических характеристик образовательной среды являются отражением психологической образовательной среды детского сада.
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме образовательной среды;
2. Определить психологические характеристики образовательной среды;
3. Выявить возможности и основные направления формирования образовательной среды в исследуемой образовательной организации.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована совокупность следующих методов исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме;
• эмпирический метод;
• сравнительный метод;
• статистический метод.
База исследования: Детский сад 125 ОАО «РЖД».
Выборка участников исследования:
- по методике «Векторного моделирования образовательной среды» по типологии В. А. Ясвина – 60 обучающихся и 10 педагогов;
- по методике «Экспертиза образовательной среды» - 25 обучающихся и 10 педагогов.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению образовательной среды
1.1.Анализ школы направлений изучения образовательной среды
В отечественной психологии связь человека с социальной средой соотносится с проблемой становления человека как личности, о чем говорили Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.). С. Л. Рубинштейн отмечал, что человек «познает… самого себя лишь опосредованно, отраженно, через других …» [14].
В работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн развивает идею о том, что человек, включаясь в ситуацию, изменяет ее, изменяется сам и тем самым «выходит за ее пределы» [15]. Это изменение человека является источником новых изменений, вносимых им в ситуацию, ведет к ее дальнейшему преобразованию.
Человек — не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю среду, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирует свое поведение. И развитие человека, в конце концов, не что иное, как становление личности — активного и сознательного субъекта человеческой истории. Ее развитие является не продуктом взаимодействия различных внешних факторов, а «самодвижением» субъекта, включенного в многообразные взаимоотношения с окружающими. Ведущую роль в отношениях человека с миром играют те, которые определяются его принадлежностью к социальной системе. Общество является для индивида системой, в рамках которой его связи и отношения с другими индивидами выступают как существенные и необходимые условия его существования и развития.
Позиция, которую занимает человек, определяет направленность, содержание и способы его деятельности, а также сферу и способы общения его с другими людьми, что в свою очередь влияет на развитие психологических свойств его личности. Особенности, свойственные среде, так или иначе отражаются в психологических особенностях конкретных личностей. Психологические свойства личности вне системы взаимоотношений, в которую эта личность включена, просто не существуют. Важно отметить, что социальная среда не только формирует психологические свойства личности, но и влияет определенным образом на развитие психических процессов. Это убедительно показано в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леоньева, А. Р. Лурии и других отечественных психологов.
В отечественной психологии понятие личности традиционно связано с категорией отношения. Наиболее четко эта категория рассмотрена в теории психологических отношений В. Н. Мясищева, получившей свое развитие в работах Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, А. А. Бодалева. С позиций этой теории личность рассматривается как «ансамбль отношений» человека. Такая трактовка личности позволяет рассматривать ее как систему отношения к действительности и отношений с действительностью. Одновременное рассмотрение личности как системы интра- и интерпсихических взаимосвязей характеризует ее как субъекта общения и деятельности. В. Н. Мясищев акцентирует внимание, прежде всего, на внутреннем плане общения и деятельности, основываясь на идее о том, что сознание человека есть его отношение к собственной среде.
Во внешнем плане отношение личности выражается в поступках. Категория поступка фиксирует действия человека с позиции выражаемого им отношения к другим людям и к себе самому (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. А. Бодалев, И. А. Зимняя, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн).
Чтобы понять отношения между человеком действующим и человеком воспринимающим, нужно рассматривать организм в постоянном его взаимодействии со структурой данной среды. А среда играет двойную роль: во-первых, выступает источником информации, которая позволяет человеку
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Балова И.Н. Проектирование локальной образовательной среды // Проектирование образовательной среды в дошкольном учреждении. -СПб.: СПбАППО, 2004. С. 64-72.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998. - С. 15-31.
3. Вершловский С.Д. Эффективная школа. СПб., ЦПИ, 1995.
4. Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса. В кн.: Выготский JI.C. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1982. т. 1.
5. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.
6. Ковалев Г.А., Абрамова Ю.Г. Пространственный фактор школьной среды: альтернативы и перспективы // Учителю об экологии детства. 1996. С. 189199.
7. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. - № 1. С. 13-23.
8. Леонтьев A.A. Психология общения. М., 1997.
9. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. М., 1993
10. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М., 1988. 47 с.
11. Менг T.B. Педагогические условия построения образовательной среды ВУЗа: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999.
12. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.
13. Плинер А.Я., Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы. М., 1999.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
15. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
16. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона / В.В. Рубцов. -М., 1997
17. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007. — 352 е.: ил. — (Серия «Практическая психология»).
18. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.
19. Прохватилов А. А. Теория референтности как социально-психологическая теория личности. СПб., 1998.
20. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии. ( Москва, 3-5 декабря 1996.).
21. Слоним А.Д. Среда и поведение: формирование адаптивного поведения. -Л., Наука. 1976.
22. Смирнова Е.О. Детский сад. Оценка предметно-развивающей среды. //Дошкольное воспитание.- №4, 2010.
23. Тарасов C.B. Школьник в современной образовательной среде. Монография. СПб.: Образование культура 2001. - 21 с.
24. Улановская И.М., Поливанова H.H., Ермакова И.В. Что такое образовательная среда школы и как ее выявить? // Вопросы психологии. -1998.-№6.
25. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу // Мир человека. М., 1993. С. 105.
26. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
27. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
28. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. -365с.
29. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1998. 29 с.
30. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. 28 с.