Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Психология, развитие которой происходит как развитие области особой практической деятельности, а не только как важной теоретической дисциплины, в настоящее время востребована повсюду, где с учетом интеллектуальных и эмоциональных резервов обнаруживаются потребности в усовершенствовании человеческой деятельности – того, что обычно называется человеческим фактором.
Проблемы психологии эмоций при попытках осмыслить их в психологической теории были и остаются предметом больших споров (Л.С. Выготский, 1958; Н.В. Витт; 1964; В.К. Вилюнас, 1979; А.Е. Ольшанникова, 1983; Л.Я. Дорфман, 1997). В этой области научные дискуссии ведутся по широкому кругу вопросов, начиная с того, какие психические явления следует относить к эмоциональным, и заканчивая вопросом об участии в управлении поведением человека эмоций.
На основании анализа литературы можно сделать вывод, что, несмотря на существование в уточнении самого понятия эмоциональной устойчивости разногласий, большинством исследователей она рассматривается в качестве свойства психики, благодаря которому человеку присуща возможность успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных эмоциогенных условиях.
Одни исследователи в различных отраслях психологических наук отмечают как предполагаемые детерминанты эмоциональной устойчивости особенности нервной системы и психической регуляции деятельности. Другие же высказывают предположение о преобладании собственно эмоциональных особенностей. Третьи анализируют одновременно определяющие специфику эмоциональной устойчивости индивида психологические факторы и степень экстремальности или эмоциогенности, условия конкретной ситуации.
Если понимать эмоциональную устойчивость как интегративное свойство психики, то на первых этапах при изучении ее обусловливающих факторов можно опираться на сопоставлении результатов деятельности в сложных эмоциогенных условиях с комплексом психофизиологических и психологических данных, выявляемых при этом у человека.
Эмоциональную устойчивость спортсменов разных видов деятельности отличает специфическое сочетание или набор психологических и психофизиологических качеств. Имеются основания полагать, что таких сочетаний может быть множество, в каждом из которых доминирует какое-либо качество. Выявление этих сочетаний дает возможность более эффективного прогнозирования успешности деятельности спортсменов в соревнованиях и формирования их эмоциональной устойчивости.
Сегодня известно, что эмоциональная устойчивость, с одной стороны является результатом напряженной и одновременно продуктивной деятельности целостной функциональной системы эмоциональной саморегуляции, с другой - системное качество личности, которое приобретается индивидом и проявляется у него в единстве эмоциональных, интеллектуальных, волевых и других отношений, в которые он в условиях напряженной деятельности вовлекается.
Целью работы является изучение влияния аэробных тренировок на психологическую устойчивость спортсменов-любителей различных возрастов.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
проанализировать научную и научно-методическую литературу по проблем;
изучить особенности эмоциональной устойчивости спортсменов-любителей различных возрастных категорий;
проанализировать влияние аэробных тренировок на психологическую устойчивость спортсменов-любителей различных возрастных категорий.
Объект исследования: психологическая устойчивость
Предмет исследования: влияние аэробных тренировок на психологическую устойчивость спортсменов-любителей различных возрастных категорий
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
1.1. Психологический анализ спортивной деятельности
С помощью системы физического воспитания миллионы людей получили широкие возможности для укрепления здоровья, физического совершенствования, занятий спортом. Спорт является источником радости, способствует воспитанию чувства коллективизма, является условием гармонического развития личности.
Возникающее в связи с участием в соревнованиях сильное эмоциональное возбуждение является естественной приспособительной реакцией организма, которую сопровождает активизация физиологических и психологических функций. Эмоции сопровождаются резким возбуждением симпатической нервной системы, что является фактором, способствующим мгновенному повышению в крови количества адреналина и других высокоактивных гормонов. Действие этих гормонов приводит к значительному повышению артериального давления, возникновению учащенного сердцебиения, что резко усиливает работу сердца. Выброс высокоактивных веществ способствует стимуляции деятельности скелетной мускулатуры. Происходит расширение бронхов для обеспечения потребления кислорода, усиление газообмена, энергетических процессов в организме.
Специалистами спортивные эмоции делятся на положительные и отрицательные. Положительные эмоции содействуют оптимальному проявлению высоких спортивных навыков и качеств, способствуют наилучшему протеканию физической деятельности спортсмена. Примерами таких эмоций являются спортивная злость, воодушевление и другие.
Результатами исследований отечественных и зарубежных физиологов и психологов, а также спортивной практикой подтверждается возможность негативного воздействия некоторых эмоций на спортсменов.
К таким эмоциям относятся, прежде всего, опасения за исход выступления и боязнь поражения. Эти переживания на протяжении многих дней могут «сопровождать» спортсмена. В таких случаях мысли о различных сторонах соревновательной борьбы приобретают навязчивый характер.
Порой положительные эмоции могут оказывать на состояние спортсмена отрицательное влияние. В частности, такой вывод был сделан на основании анализа анкетных данных спортсменов, свидетельствующих даже при успешном для них исходе соревнований о нарушении сна.
Вот почему для участников состязаний особое значение придается саморегулированию эмоционального состояния. Состояние спортсмена меняется даже в ходе одного соревнования, общий подъем может трансформироваться в чрезмерное возбуждение или, наоборот, апатию, что приведет к потере интереса к соревнованию.
У одних неблагоприятное эмоциональное состояние возникает периодически, у других может повторяться на каждом соревновании (в последнем случае отрицательное воздействие эмоций суммируется и нередко приводит к резким, неблагоприятным изменениям в центральной нервной, а также в сердечно-сосудистой системах, а значит, к ухудшению здоровья спортсмена).
Достижение спортсменом поставленной цели связано со многими препятствиями. Это противодействие соперников, неблагоприятные климатические и погодные условия, психофизиологические состояния, например, утомление. Эти препятствия могут быть преодолены с помощью волевых усилий. Однако природа предусмотрела и другой механизм преодоления препятствий, генетически более древний,- возникновение эмоций. Эта роль эмоций была понята с самого начала их изучения. Одним из первых на это указал Дьюи: эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствия. Исходя из этого, Дьюи сформулировал «конфликтную» теорию эмоций, поддержанную многими
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека [Текст] / Л.М. Аболин. – Казань: КГУ, 1987. – 261с.
2. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения [Текст] / Л.М. Аболин // Вопросы психологии. – 1989. – №4. – С. 141–149.
3. Астранд, П.О. Оздоровительные эффекты физических упражнений / П.О. Астранд, И.В., Муравов // Валеология. - 2004. - № 2. -С. 64-70.
4. Бережная Н.В. Особенности взаимосвязи жизнестойкости и субъективного благополучия студентов, занимающихся и не занимающихся спортом / Н.В. Бережная, А.С. Распопова // Материалы VII Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации». – 2017. – № 7. – С. 287.
5. Босенко Ю.М. Личностные и когнитивные факторы стрессоустойчивости спортсменов высокого класса / Ю.М. Босенко, Е.И. Берилова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21. – № 2. – С. 106-110.
6. Босенко Ю.М. Мотивационные регуляторы ресурсов преодоления жизненных трудностей у спортсменов юношеского возраста // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре, спорту и туризму: материалы XIV Международной научной сессии по итогам НИР за 2015 год: в 3-х частях. Министерство спорта и туризма Республики Беларусь, Белорусский государственный университет физической культуры. – 2016. – С. 139-142.
7. Вербицкая О.Н. Личностные регуляторы психической устойчивости спортсменов подросткового возраста // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации. – 2015. – № 3. – C. 45-48.
8. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений [Текст] / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. – 143с.
9. Горовая А.Е. Процессы нейропластичности у профессиональных спортсменов / А.Е. Горовая, К.С. Назаров, И.Н. Митин, А.В. Жолинский, А.И. Кузнецов // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2018. – №1 (145). – С. 48-58
10. Горовая А.Е. Состояния функциональные (в психологии спорта) // Клиническая психология: энциклопедический словарь (под общ. ред. Творогова Н.Д.). – 2-е издание. – М.: Практическая медицина, 2016. – С. 289.
11. Горская Г.Б. Личность как ресурс конкурентоспособности спортсменов высокой квалификации // Рудиковские чтения. Материалы XII международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта (26- 27 мая 2016 г.). – М.: 2016. – С. 21-26.
12. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. – Краснодар. – 2008. – 209 с.
13. Горская Г.Б. Средовые факторы самореализации спортсменов. // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации. Сборник научных и научно-методических статей. – В 2-х томах / Под общей редакцией А.А.Передельского. – Том 2. М.: Спорт, 2018. – С. 145-161.
14. Гусейнов А.Ш. Личностные детерминанты саморегуляции спортсменов, склонных к протестной активности // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2013. – № 4. – С. 74-78.
15. Гусейнов А.Ш. Субъектная активность спортсменов с различным уровнем спортивного мастерства // Материалы V Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации». – 2014. – №2. – С. 55-58.
16. Изард, К. Эмоции человека [Текст] / К. Изард. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 954с.
17. Камилов М.А. Эмоциональная устойчивость как фактор, обеспечивающий достижение высоких результатов в профессиональной деятельности спортсменов // Вестник ГУУ. – 2014. – №17. – С. 300-306.
18. Квашук П.В. Факторы, определяющие спортивную результативность квалифицированных и юных спортсменов в группах видов спорта // Юбилейная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию ВНИИФК «Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России». – М., 2003. – С. 89-90
19. Киселевская, Н.А. Исследование эмоциональной устойчивости в подростковом и юношеском возрасте [Текст] / Н. А. Киселевская. – Наука и мир. – 2015. – №3. – С. 110-112.
20. Леонова Ю.А. Особенности взаимосвязи мотивации самодетерминации и жизнестойкости спортсменов юношеского возраста // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации». – 2016. – №1. – С. 122-125.
21. Митин И.Н. Медико-психологические аспекты детско-юношеского спорта. Детская спортивная медицина: Авторские лекции по педиатрии. – Москва, 2017. – С. 458-471.
22. Митин И.Н. Медико-психологическое обеспечение углубленного медицинского обследования спортсменов сборных команд России / И.Н. Митин, В.Ю. Щебланов, А.П. Середа, Е.А. Самоделкина, Е.И. Разумец // Медицина экстремальных ситуаций. – 2015. – № 4 (54). – С. 56-61.
23. Митин И.Н. Оценка психофизиологических характеристик безаварийной деятельности водителей – одна из составляющих обеспечения безаварийной профессиональной деятельности / И.Н. Митин, В.Ю. Щебланов // Медицина катастроф. – 2012. – №1 (77). – С. 45-48.
24. Митин И.Н. Психологические особенности спортсменов-каратистов / И.Н. Митин, А.И. Кузнецов, А.Е. Горовая, А.В. Конов // Спортивный психолог. – 2017. – № 1 (44). – С. 67-70.
25. Митин И.Н. Психофизиологическая адаптация водителей и безопасность дорожного движения // Медицина катастроф. – 2015. – № 2 (90). – С. 44-48
26. Митин И.Н. Психофизиологические особенности спортсменовкаратистов / И.Н. Митин, А.И. Кузнецов, А.Е. Горовая, А.Д. Королев // Медицина экстремальных ситуаций. – 2017. – Т. 61. – № 3. – С. 183-191.
27. Морозова Т.Ю. Изучение особенностей копинг-поведения в юношеском возрасте // Системная психология и социология. – 2014. – №1. – С. 108-118.
28. Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. -М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.
29. Разумец Е.И. Психосоматические нарушения и их распространенность в спорте высших достижений / Е.И. Разумец, И.Н. Митин, О.Р. Добрушина, А.В. Жолинский // Медицина экстремальных ситуаций. – 2017. – Т. 61. – № 3. – С. 175- 182
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2015. – 705с.
31. Совмиз З.Р. Социально-психологические ресурсы преодоления трудностей в командных видах спорта // Психолого-педагогические и медикобиологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л. Марищука. – Ч. 1. СПб.: МО РФ ВИФК, Изд-во «Маматов». – 2016. – С. 258- 262.
32. Харитонова И.В. Особенности субъективного благополучия и социально-психологической адаптации подростков, занимающихся и не занимающихся спортом / И.В. Харитонова, Е.Н. Морозова // Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации». – 2016. – №1. – С. 231-234.
33. Шиповская В.В. Жизнестойкость как способность к преодолению трудных жизненных ситуаций // Материалы III Международной научной конференции «Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития». – Краснодар: ИЭиУ МиСС. – 2012. – С. 261-265.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика «Определение эмоциональности устойчивости» (В.В. Суворова).
Назначение теста: предназначен для диагностики интегрального показателя эмоциональности.
Инструкция к тесту: – Пожалуйста, ответьте на вопросы теста. Варианты ответов: – Да. – Нет.
Тест.
1.Можете ли вы сильно покраснеть от смущения или стыда так, что сами ощущаете, что щеки пылают и слезы навертываются на глаза?
2.Приходилось ли вам бледнеть от страха или огорчения?
3.Часто ли вы смущаетесь, свойственна ли вам застенчивость?
4.Легко ли вы плачете от обиды, несчастья, сопереживания или даже от радости? Могут ли у вас появиться слезы от эстетического удовольствия, когда слушаете музыку, читаете стихи?
5.Прошибал ли вас пот в неприятной или трудной обстановке?
6.Наблюдается ли у вас сухость во рту при сильном волнении? Садится ли у вас при этом голос?
7.В моменты сильного волнения или смущения не ощущаете ли вы скованности конечностей, когда ноги становятся негнущимися, «ходульными» или «ватными» и подкашиваются?
8.Не замечали ли вы дрожание пальцев рук при сильном волнении или смущении, не бывает ли у вас внутренней дрожи и ознобоподобного состояния («мороз по коже»)?
9.Вы действительно перед каждым выступлением так волнуетесь, что вам кажется, что вы все забыли?
10.Можете ли вы во время ответа на экзамене, публичного выступления потерять мысль, растеряться и замолчать?
11.Часто ли вы раздражаетесь и возмущаетесь? Можете ли, рассердившись на ребенка, сгоряча наказать его?
12.Свойственно ли вам ссориться с близкими, если вы видите несправедливость их поступков? Часто ли при этом дело кончается вашими слезами, унынием и раскаянием?
13.Вы действительно не можете отключиться от неприятностей и огорчений, не думать о них и плохое настроение всецело владеет вами длительное время?
14.В моменты волнения или смущения вы становитесь излишне суетливы?
15.При волнении у вас возникают боли в области солнечного сплетения? Обработка и интерпретация результатов теста.
Ключ к тесту. За каждый утвердительный ответ «Да» начисляется 1 балл.
Интерпретация результатов теста. Чем большее число баллов набирает подросток, тем выше его эмоциональная устойчивость.
от 0 до 5 баллов – эмоциональность низкая;
от 6 до 10 баллов – средняя;
от 11 баллов и выше – высокая.