Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сложная экономическая обстановка в обществе, в связи с этим низкая материальная обеспеченность населения и увеличение числа неблагополучных семей, отсутствие единой системы семейных ценностей и должного воспитания в обществе, и многие другие факторы негативно сказываются на каждом человеке, в первую очередь на подрастающем поколении.
Данные обстоятельства способствуют появлению в обществе такого явления как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и их число с каждым годом увеличивается.
Это явление становится одной из актуальных проблем современного общества. На правительственном уровне принимаются законы и нормативные акты, обеспечивающие защиту прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также направленные на поддержание минимального материального обеспечения опекунской семьи.
Педагоги и психологи разрабатывают определенные методики, тесты и тренинги, способные выявить ранние отклонения в поведении детей.
Специалисты социальных служб используют межведомственный подход в социальной адаптации детей, а также проводят профилактические мероприятия по предотвращению возврата ребенка в детский дом.
В совокупности эти реализуемые мероприятия образуют социальную работу с детьми, оставшимися без попечения родителей. Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, - это комплекс социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на оказание помощи детям-сиротам в целях улучшения или восстановления способностей их к социальному функционированию, а также на создание условий, благоприятствующих достижению данных целей в обществе.
Социальная работа с данной категорией населения включает в себя несколько технологий: социальная реабилитация, социальное консультирование, социальный патронаж, социальная диагностика, но в первую очередь с ними проводятся мероприятия по их социальной адаптации, потому что у данной категории детей нарушены конструктивные связи с обществом и семьей.
Актуальность выбранной темы не оставляет сомнений, поскольку альтернативной формой устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и попечительство. Следовательно, интеграция ребенка-сироты из детского дома в семью опекуна-попечителя порождает множество проблем, которые возникают на этапе адаптации ребенка к условиям новой семьи. В связи с этим необходимо разрабатывать методические буклеты, пособия и специализированные сайты по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях и проводить мероприятия по профилактике данного явления. В исследуемой литературе ряд авторов уделяет особое внимание данной теме.
Степень научной разработанности проблемы. Предметом изучения большинства исследователей являются проблемы детей, оставшихся без попечения родителей Аверьянова Н.И., Поддубный А.О. проанализировали спектр проблем, с которыми сталкивается данная категория детей. Семья Г.В., Стахович А. П. выделили особенности, характерные для детей, оставшихся без попечения родителей. Проблемы социальной адаптации людей к новым изменяющимся условиям всегда волновали ученых различных стран. Особое значение здесь принадлежит таким известным педагогам и психологам, как Андреевой Е.М., Немову Р.С., Кучуковой Н.Ю., Петровскому А.П., Ольшанскому Д.В. и др. Исходя из анализа практики, можно сказать, что социальная адаптация ребенка-сироты в условиях опеки и попечительства затрудняется тем, что, ребенок уже имеет сформированный стиль поведения, свои взгляды и ценности. Таким образом, исследование проблемы социальной адаптации студентов из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в негосударственных организациях на сегодняшний день играет очень важную роль и требует регулярного изучения.
Объект исследования – социальная адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования – особенности социальной адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в негосударственных организациях.
Цель исследования – рассмотреть социальную адаптацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в негосударственных организациях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать понятие и сущность социальной адаптации;
изучить нормативно-правовые документы в сфере работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
определить средства реализации социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в негосударственных организациях.
При подготовке к выполнению работы были использованы материалы учебно–методической литературы, а также периодических изданий по теме исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются: идеи философов, социологов, раскрывающие основы взаимодействия на студентов социальных сетей, такими авторами как: А.А. Букаева, Ю.Г. Волков, В.Д. Граждан, Е.В. Домарева, Е.В. Елисеева и др.
Методы исследования:
теоретические – анализ научной и методической литературы, синтез и обобщение;
практические – обобщение опыта работы учреждения высшего образования по социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
База исследования: ФГБОУ ВО «МАГУ».
Практическая значимость исследования. Результаты исследования можно использовать в работе со студентами-сиротами в учреждениях высшего образования.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, каждая из которых включает по два параграфа, заключение, список использованных источников и приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Понятие и сущность социальной адаптации
Для успешной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, к новым социальным условиям жизнедеятельности необходимо использовать разные виды технологий социальной работы.
Условия жизни, общественно-экономическая ситуация диктуют новые требования к адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, к жизни. Важно, чтобы они стали социально компетентными гражданами общества, заняли активную жизненную позицию. Поэтому среди основных технологий социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, выделяют социальную адаптацию. Потому что именно она помогает решить целый комплекс проблем, с которыми сталкивается данная категория детей. Адаптация – это процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В этой статье мы сосредоточимся социальной адаптации, которая очень важна в процессе социализации. Узнаем, что такое социальная адаптация, разберём её основные виды, примеры и как проходит процесс .
Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») – это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.
Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237; Собрание законодательства РФ. 2009. № 1. Ст.1, Ст.2; № 4. Ст.445.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 08.12.2020) "О судебной системе Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. С.1–6; 2011. № 50. ст.7334.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 -ФЗ (ред. от 06.02.2020 с изменениями, вступившими в силу с 17.02.2020) // Российская газета. 1996. № 17; Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст.16.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. 1994. № 238–239; Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. 1996. № 248; Собрание законодательства РФ. 1996. № 52. Ст.5880.
6. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Российская газета. – 1998. – 30 июля.
7. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве" // Собрание законодательства РФ. 2008. № 17. Ст. 1755.
8. Федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 17. Ст. 1643.
9. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 51. Ст. 4831.
10. Указ Президента РФ от 26.03.2008 № 404 (ред. от 25.05.2020) «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» // Российская газета. 2008. 29 марта.
11. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 10.07.2020) "О детском доме семейного типа" (вместе с "Правилами организации детского дома семейного типа") [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-19032001-n-195
12. Агиевец, С. В. Социально-педагогическое и психологическое сопровождение студентов-сирот в системе высшего образования (из опыта работы) [Текст] / С.В. Агиевец // Социальная педагогическая работа. - 2015. - № 8. - С. 31- 36.
13. Андреева, Д.А. О понятии адаптация. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе [Текст] / Д.А. Андреева // Человек и общество: Ученые записки. - 2015. - С.62 -69.
14. Башмаков, В.И. Социология управления [Текст] / В.И. Башмаков. – М.: Юрайт, 2015. – 360 c.
15. Вахабов, А.А. Социальное развитие как условие экономического роста[Текст] / А.А. Вахабов // Наука и Мир. – 2017. – Т. 3. – № 3 (43). – С. 14-15.
16. Горшкова, М.Ю. Дети – это самый лучший народ [Текст] / М.Ю. Горшкова // Социальная работа. - 2016. - № 5. – С. 39-40.
17. Граждан, В.Д. Социология управления [Текст] / В.Д. Граждан. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 607 c.
18. Гусарова, А. Е. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – воспитанников интернатных учреждений [Текст] / А. Е. Гусарова. // Молодой ученый. – 2018. – № 22 (208). – С. 276-278.
19. Дмитриева, А. С. Правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / А. С. Дмитриева. // Юридические науки: проблемы и перспективы : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). – Казань : Бук, 2015. – С. 81-84.
20. Жарова, О. Н. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / О. Н. Жарова. // Молодой ученый. – 2016. – № 8 (112). – С. 745-747.
21. Жарова, О. Н. Законодательные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей [Текст] / О. Н. Жарова. // Актуальные проблемы права : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2017 г.). – М.: Буки-Веди, 2017. – С. 60-62.
22. Колоколова, К. А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме [Текст] / К. А. Колоколова // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5–1. – С. 57–58.
23. Колянова, К. И. Правовое регулирование образовательной организации в части сопровождения и обучения социально незащищенных категорий граждан в среднем профессиональном образовании [Текст] / К. И. Колянова. // Молодой ученый. – 2018. – № 2 (188). – С. 185-186.
24. Кораблева, Г.Б. Становление подходов к социологии профессий в России [Текст] / Г.Б. Кораблева // Социс. – 2016. – № 1. – С. 109–118.
25. Король, А.Д. Эвристическое обучение как средство индивидуализации образования: метод эвристического диалога в обучении [Текст] / А.Д. Король // Народнаяа света. – 2015. – № 10. – С. 10–13.
26. Коротаева, Э. Г. Проблемы нормативно-правового регулирования предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации [Текст] / Э.Г. Коротаева // Практика исполнительного производства. 2016. – № 4. – С. 50.
27. Медушевский, А.Н. Социология права [Текст] / А.Н. Медушевский. – М.: Директ–Медиа, 2015. – 614 с.
28. Овдина, А. Г. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения [Текст] / А. Г. Овдина, Т. В. Гольцвард, Н. А. Серова // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2017. – № 3 (27). – С. 96–103.
29. Дахин, А.В. Основы социального государства: учеб. пособие[Текст] / А.В. Дахин, С.А. Воробьев. – Н.Новгород: НИУ РАНХиГС, 2019. – 102 с.
30. Паниотова, Т.С. Общая социология [Текст] / Т.С. Паниотова. – М.: КноРус, 2016. – 288 c.
31. Подлевских, Е.И. Профессиональная деятельность социального педагога по социальной адаптации детей-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Е.И. Подлевских // Журнал социальная педагогика. - 2016. - № 6. – С. 45-48.
32. Пономарев, П. А. Особенности социально-психологической адаптации детей, лишённых родительской опеки и воспитывающихся в социально-реабилитационных центрах [Текст] / П. А. Пономарев, Д. Е. Штильников. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – № 23 (127). – С. 441-443.
33. Приступа, Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов [Текст] / Е.Н. Приступы. – М.: ФОРУМ, 2015 – 231 с.
34. Реан, А. А. Социальная защищенность детей-сирот [Текст] / А. А.Реан // Профессиональное образование. – 2016. – № 2. – С. 5-10.
35. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека [Текст] / С.И. Розум. - М.: Речь, 2017. - 366 c.
36. Самыгин, С.И. Социология управления [Текст] / С.И. Самыгин, А.В. Верещагина. – М.: Дашков и К, 2016. – 272 c.
37. Семья, Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства [Текст] / Г. В. Семья, Г. О. Зайцев, Н. Г. Зайцева // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21. – № 1. – С. 67–82.
38. Соломатина, Г.Н. Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье [Текст] / Г.Н. Соломатина. - М.: Владос, 2017. - 132 c.
39. Технологии социальной работы: учебник для Вузов [Текст] /под ред. Жукова. – М.: Litres, 2017. – 472 с.
40. Тихонов, А.В. Учебник по социологии управления [Текст] / А.В. Тихонов. – М.: КРАСАНД, 2016. – 414 с.
41. Фененко, Ю.В. Социология управления [Текст] / Ю.В. Фененко. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 215 c.
42. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tsput.ru/res/other/Bschool/ Forms/forms2.htm.
43. Черникова, И.В. Проблемы социальной адаптации в теории и практике социальной работы. [Электронный ресурс]/ И.В. Черникова. – Режим доступа:science.ncstu.ru/articles/hs/04/socio/05.pdf/file_download
44. Шильцова, Ю. Ассертивность как механизм социальной адаптации дошкольников [Текст] / Ю. Шильцова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 180 c.