Фрагмент для ознакомления
2
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» № 329 – ФЗ от 4 декабря 2007 г., физическая культура - часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1, ст.2].
Спорт - это организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе. Спорт – это особый род физической или интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки [4,8].
Физическая культура и спорт – это, с одной стороны, социальная сфера жизни общества, которая включает в себя физкультурную, оздоровительную, учебную, тренировочную, соревновательную деятельность, а также деятельность, по их обеспечению. Стоит отметить, что физическая культура и спорт нуждаются в: правовом регулировании, финансировании, научно-исследовательской работе материально-технической базе и соответствующей подготовке кадров. С другой, отрасль непроизводственной сферы, вид общественно-полезной деятельности по оказанию населению различного рода услуг [21,29,30].
Услуга это вид деятельности, работ, направленных на удовлетворение потребностей других людей. То есть услуги - это блага, предоставляемые в форме общественно полезной деятельности, само оказание услуг создает желаемый результат [28].
Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам относятся физкультурно-спортивные услуги по оздоровлению населения [2,4,5].
Физическая культура и спорт являются составной частью отрасли «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», основным продуктом которой являются социально-культурные услуги. Они предусматривают: проведение занятий физическими упражнениями и видами спорта, обеспечение этой деятельности, содержание физкультурно-спортивных сооружений и обслуживание их посетителей во время занятий, организацию спортивных соревнований и зрелищных мероприятий, профессиональную подготовку кадров, проведение научных исследований, торговлю, прокат и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, услуги спортивного страхования .
В соответствии с ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования от 18 марта 2003 г. № 80 и Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ. Физкультурно-оздоровительная услуга – это деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга [2].
Спортивная услуга – это деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов.
Таким образом, физкультурно-спортивные услуги можно определить как
деятельность исполнителя, в целях удовлетворения потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, достижении спортивных результатов, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга.
Классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг, в соответствии с ГОСТ Р 52024-2003 [17] представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1. – Классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Услуга Вид деятельности
Проведение занятий по физической культуре и спорту;
- занятия по общей физической подготовке и оздоровительной физической культуре;
-проведение соревнований в школах и клубах по видам спорта;
-составление индивидуальных (групповых) рекомендаций по режиму занятий;
-проведение восстановительных мероприятия;
- реализация досуга;
Проведение спортивно-зрелищных мероприятий
- проведение спортивных праздников;
- организация спортивно-зрелищных вечеров и концертов;
- проведение спортивных и оздоровительных мероприятий для участников;
- встречи с выдающимися спортсменами;
- показательные выступления, мастер классы ведущих спортсменов и представителей спортивных учреждений.
Организация и проведение учебно-тренировочного процесса
- обучение знаниям в избранной спортивной дисциплине;
- консультативная помощь построению и содержанию учебно-тренировочного процесса;
- педагогическое воздействие, направленное на развитие и совершенствование двигательных способностей,
- обучение технике двигательных действий, формирование умений, навыков;
- организация комплексного контроля за состоянием здоровья потребителя услуг;
Продолжение таблицы 1.1.
Услуга Вид деятельности
Предоставление физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений населению;
-предоставление сооружений, оборудованных для проведения соответствующих занятий;
- организация условий для восстановления сил и здоровья;
- предоставление объектов для оздоровительного отдыха;
- использование спортивного оборудования;
-обеспечение квалифицированным персоналом;
- создание уровня комфортности в сочетании с организацией досуга.
Информационно-консультативные и образовательные услуги
- предоставление общей информации (через Интернет, СМИ, рекламу и др.);
- профессиональная подготовка и повышение квалификации в области физической культуры и спорта;
- информирование потребителей услуг специалистами по вопросам оказания услуг, в области питания;
Прочие спортивные услуги - прокат спортивного инвентаря;
- прием на хранение вещей потребителей услуг;
ремонт и подготовка спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря;
- организация ремонта одежды и обуви;
Все, оказываемые физкультурно-спортивные услуги должны, прежде всего, рассматриваться с точки зрения удовлетворения потребителя и обеспечивать:
- повышение уровня здоровья;
- безопасность потребителей;
- подготовки спортсменов различной квалификации;
- своевременность выполнения;
- комфортность потребителя;
- эстетичность;
- зрелищность услуг;
- этичность обслуживающего персонала;
- социальную адресность;
- информативность [21,28].
Направленность на формирование здорового образа жизни потребителей означает, что услуги:
- соответствуют потребностям и физическим возможностям потребителя;
- должны быть доступными;
- индивидуализацию тренировочной системы по выбранным видам услуг;
- использовать различные виды общеукрепляющих и оздоровительных мероприятий по поддержанию здоровья, врачебно-педагогическое обеспечение спортивных услуг.
Точность и своевременность исполнения услуг – это соответствие нормативной, технической документации, соблюдение требований пожарной безопасности, санитарно-технических норм, норм медицинского обеспечения и профилактики предупреждения травматизма [5,8].
Комфортность предполагает соответствие применяемого спортивного оборудования, снаряжения и инвентаря, качества оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг гигиеническим, антропометрическим, физиологическим возможностям потребления.
Места оказания спортивных услуг и их интерьеров должно обеспечивать удобство и комфортность при их использовании, и не должно расходиться с обычаями и традициями населения региона.
Комфортные условия в процессе реализации услуг должен создавать и обслуживающий персонал, включая тренеров, инструкторов, медицинских работников.
Зрелищность услуг предусматривает: рекламное обеспечение, доступность мероприятий для зрителей и его участников, всестороннюю информацию, торговлю необходимыми товарами, благоустроенность спортивных сооружений для зрителей и участников мероприятий, приятный дизайн спортивной формы для зрителей и участников мероприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. №329-ФЗ [Электронный ресурс]. – СПС Консультант Плюс –– Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/. - Дата обращения 28.02.2021.
2. ГОСТ Р 52024-2003 Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования от 18 марта 2003 г. № 80 [Электронный ресурс]. // Электронный фонд правовой нормативно – технической документации - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-r-52024-2003. - Дата обращения 28.02.2021.
Научная литература
3. Абдрахманова Ч.Ф. Современные образовательные технологии как продукт созидательной деятельности педагога гуманитарного профиля /Ч.Ф. Абдрахманова //Психология и педагогика в контексте междисциплинарных исследвоаний. Сборник статей Международной научно-практической конференции.-2020.-С.3-4.
4. Аверина М.В. Смена спортивных приоритетов в условиях глобального кризиса //Социология. – 2010. -No2. – С. 136-144
5. Агеевец Р.М. Экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие / В.У. Агеевца, Р.М. Орлова. – СПб.: Изд-во СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2000. – 274 с.
6. Барышева Н.А. Формирование методики оценки результатов маркетинговой деятельности на основе системы показателей: диссертация ...кандидата экономических наук: 08.00.05 /Барышева Н.А. - Москва. – 2008. – 145 с.
7. Басовский Л.Е. Маркетинг: курс лекций. – Москва: ИНФРА-М, 2000. – 219 с.
8. Велединский, В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис : учебник / В.Г. Велединский. – Москва : КНОРУС, 2014. – 216 c.
9. Виноградов П.А. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора его эффективного внедрения (опят социологического исследования) [Электронный ресурс] / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков // Научная электронная библиотека. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/v/izuchenie-otnosheniya-razlichnyh-grupp-naseleniya-k-vserossiyskomu-fizkulturno-sportivnomu-kompleksu-gotov-k-trudu-i-oborone-gto-kak. – Дата обращения 28/02/2021.
10. Виноградов П.А. Физическая культура и спорт трудящихся / П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков. - Москва: Советский спорт, 2015. - 172
11. Вязикова Г.В. Состояние и тенденции развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг / Г.В. Вязикова // Практический маркетинг. – 2014. – No 8 (210). – С. 22 - 29
12. Горшков В.Е. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие /В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин. – Москва: МОГИФК, 2013. - 68 с.
13. Золотов М.И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов. - М.: Академия, 2014. - 432 с.
14. Золотов М.И. Экономика массового спорта: учебное пособие для вузов/ М.И. Золотов, Н.А. Платонов, О.И. Вапнянская. – Москва: Физическая культура, 2005. – 299 с.
15. Зубарев Ю. А. Менеджмент и маркетинг в сфере ФКиС: Учебное пособие /Ю. А. Зубарев, А. А. Сучилин. – В.: Перемена, 2013. – 162 с.
16. Зубарев Ю.А. Лекции по дисциплине «Менеджмент ФКиС»/ Ю.А. Зубарев. – В.: ВГАФК, 2016. - 322 с.
17. Карантин не время унывать. [Электронный ресурс]. Режим доступа:иhttps://begaem.com/online-trainings-sport-section/. Дата доступа: 28.05.2020.
18. Кларин М.В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта / М.В. Кларин // Педагогика.- 2018.- № 7.- С. 37–42.
19. Кузин, В.В. 500 игр и эстафет / С.А. Полиевский, В.В. Кузин. — М.: ФиС, 2000 — 352с.
20. Кузнецова Н.В. Современные образовательные технологии (опыт гуманитарного вуза /Н.В. Кузнецова //Научный вестник гуманитарно-социального института.-2016.-№5.-С.8.
21. Ойнер О.К. Управление результативностью маркетинга: учебник для магистров /О.К. Ойнер. – Москва: Издательство Юрайт, 2013. – 343 с.
22. Спорт на карантине: как воспитанники спортивных школ Крымского района занимаются онлайн. [Электронный ресрус]. Режим доступа:https://krimsk.bezformata.com/listnews/vospitanniki-sportshkol-krimskogo/83367074/. Дата обращения: 27.02.2021.
23. Степанова О.Н. Маркетинг в сфере физической культуры и спорта / О.Н. Степанова. – Москва: Прометей, 2003. – 280 с.
24. Степанова О.Н. Управление маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации: концептуальный подход и элементы технологии /О.Н. Степанова// Теория и практика физической культуры. – 2005. №2. – С.37-41
25. Тызыхова П.А. Новая коронавирусная инфекция (СOVID-19): влияние на экономическое состояние и развитие российского туристического бизнеса /П.А. Тызыхова //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования.-2020.-№2.-С.154.
26. Филиппов С. С. Организационно - правовые особенности системы управления физической культурой и спортом / С.С. Филиппов // Ученые записки университета им. В. П. Лесгафта. – 2014. - №6. – С. 201 – 207.
27. Холодов Ж.К Теория и методика физического воспитания и спорта / Холодов Ж. К., Кузнецов В.С.- Москва: АCADEMA, 2016.- 480 С.
28. Шааф Ф. Спортивный маркетинг / Шааф Ф. – Москва: Информационно-издательский дом «ФилинЪ», 1998. – 464 с.
29. Шаповалов А.В. О государственном регулировании в спорте / А. В. Шаповалов// Спорт: экономика, право, управление. – 2015. - №4. – С. 56 – 61.
30. Шарипова Н.А. Молодежный сегмент культурно-развлекательных услуг как объект маркетинговых ис- следований // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2008. – No 5. – С. 52–53.