Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в специфике задач, выполняемых органами внутренних дел. От эффективности работы этого органа зависит общая национальная безопасность страны, благосостояние отдельных граждан и их имущества, прочность экономической структуры и целостность государства.
Ослабление духовных основ, экономическая нестабильность, ошибки, допущенные при реформировании военной структуры, несовершенство правовой базы требуют усиления работы органов внутренних дел.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации своих полномочий органами внутренних дел.
Предмет исследования – правовая регламентация органов внутренних дел, правовые нормы, указы Президента РФ, постановления, регулирующие общественные отношения.
Цель работы – изучить структуру и компетенции органов внутренних дел.
Необходимо решить следующие задачи:
изучить историю органов внутренних дел;
рассмотреть современную реформу органов внутренних дел;
раскрыть полномочия органов внутренних дел;
представить структуру органов внутренних дел.
Теоретическую основу курсовой работы составляют многочисленные исследования отечественных ученых (В. С. Бялт, А. М. Волков, А. М. Волков, Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова и др.).
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, законы, иные федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения, являющиеся объектом исследования в рамках курсовой работы.
Методологической основой данной работы является совокупность принципов исторической науки (принцип историзма и др.), общефилософских подходов, научных методов юриспруденции (системно-структурный, сравнительно-исторический, социологический и др.), а также частнонаучных методов (нормативный, догматико-правовой, системное толкование и др.). Основным методологическим методом был диалектический и комплексный.
Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Исторический аспект развития органов внутренних дел
1.1. История органов внутренних дел
Становление системы органов внутренних дел Российской Федерации неразрывно связано со становлением и развитием новой российской государственности в начале 1990-х гг. Поэтому годом отсчёта их новейшей истории можно считать 1990 год, когда 12 июня Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», а 22 июня – постановление «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (основы нового Союзного договора)».
К этому времени в РСФСР после длительного перерыва было вновь образовано республиканское Министерство внутренних дел (октябрь 1989 г.), а постановлениями Совета Министров СССР и Совета Министров РСФСР внесены соответствующие изменения в структуру центрального аппарата МВД СССР и утверждены структура и штаты центрального аппарата МВД РСФСР (декабрь 1989 г.). Возглавил новое министерство Василий Петрович Трушин, бывший до этого заместителем министра внутренних дел СССР .
В сентябре 1990 г. министром внутренних дел РСФСР был назначен Виктор Павлович Баранников, который до августа 1991 г. занимал эту должность. К этому времени в министерстве уже были сформулированы те исходные концептуальные принципы, которые помогли в значительной мере определить организационные и правовые ориентиры развития всей системы органов внутренних дел Российской Федерации. Первым шагом на пути к их практической реализации стали подготовка и принятие в апреле 1991 г. закона РСФСР «О милиции».
За месяц до этого, в марте 1991 г., Верховным Советом СССР был принят закон «О советской милиции», который не отличался особыми новациями и во многом повторял действующее в то время Положение «О советской милиции». В сравнении с ним российский закон стал заметным шагом вперёд на пути обновления правовой базы деятельности милиции, соответствующим как новым социально-политическим реалиям в жизни страны, так и международным требованиям в области прав человека и функционирования органов правопорядка. Поэтому в постановлении Верховного Совета РСФСР от 8 апреля 1991 г. № 1027-1 «О порядке введения в действие закона РСФСР «О милиции» указывалось, что закон СССР «О советской милиции» считается не действующим на территории РСФСР в части, противоречащей закону РСФСР «О милиции» .
Российский закон впервые смог выстроить иерархию охраняемых милицией ценностей, опираясь на принцип «личность-общество-государство», отказавшись на законодательном уровне тем самым от этатизированной ориентации, традиционной для органов внутренних дел СССР. Впервые среди принципов, на основе которых строилась их деятельность, назывались такие, как гласность, гуманизм уважение прав и свобод человека и гражданина. В постановлении о порядке введения в действие закона «О милиции» предусматривалось в течение 1991–1992 гг. реализовать крупномасштабные меры по высвобождению милиции от выполнения не свойственных ей функций и функций, непосредственно не связанных с обеспечением общественной безопасности и правопорядка. Однако многое из того, что было предусмотрено, тогда осталось невыполненным. Среди причин этого была острая необходимость законодательного закрепления деидеологизации и демократизации органов внутренних дел, решения вопросов социальной и правовой защиты их сотрудников, а также соперничество союзных и республиканских властей в стремлении заручиться их поддержкой. Победителем в этом соперничестве вышло российское руководство, о чем свидетельствуют события августа 1991 г.
Тогда союзному МВД не удалось выполнить ни одной из задач, возлагавшихся на него распоряжениями ГКЧП. Завершением августовских событий стали уход из жизни министра внутренних дел СССР Б.К. Пуго и перемены в руководстве как союзного, так и республиканского министерства. Союзным министром был назначен Виктор Павлович Баранников, а республиканское МВД возглавил Андрей Федорович Дунаев, проявивший свою политическую лояльность тогдашнему руководству РСФСР. Между тем социально-политическая ситуация в стране продолжала оставаться напряженной. Осенью 1991 г. обострились отношения между Россией и Чечено-Ингушетией. После событий августа 1991 г. Д. Дудаев открыто провозгласил курс на независимость и приступил к его реализации .
Становление системы МВД России продолжалось, но проходило в трудных условиях. На ее организационно-правовое строительство, приоритеты и содержание деятельности влиял целый ряд проблем, каждая из которых требовала оперативного решения. Среди них можно выделить рост числа преступных посягательств и негативные тенденции в структуре преступности, неудовлетворительное состояние материально-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел, а также начало оттока из них профессиональных кадров, отсутствие полноценной нормативной базы, отражающей новые реалии российского государства, и переход к рынку.
1.2 Современная реформа органов внутренних дел
Начало второго десятилетия третьего тысячелетия ознаменовалось поворотным моментом в новейшей истории органов внутренних дел Российской Федерации – 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» . В природе любого изменения есть право. Именно с него начинается реформа. Традиции, политические и социально-экономические потребности, возникающие на определенном этапе развития государства, играют огромную роль в формировании права. В результате возникает необходимость формализовать закон и представить его для публичного использования в качестве государственной воли.
Реформа и модернизация системы МВД России и территориальных органов внутренних дел началась с Указов Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 18 февраля 2010 года № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» . В развитие Закона «О полиции» Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 утверждено новое Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Следует отметить, что впервые в нормотворческой практике Президентом Российской Федерации утверждено Типовое Положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации для субъекта Российской Федерации. Состав полиции и численность органов внутренних дел определяются Указами Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. 250 «Вопросы организации полиции» и № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» .
Конечно, масштабная реформа МВД России открыла путь к коренным изменениям в стране и ее государственном управлении. Стратегическая цель реформы-прежде всего создание современной и эффективной правоохранительной системы в российском государстве. Тактическая цель этой реформы-избавить министерство от непрофильных функций. Анализируя процесс реформ, следует отметить, что в ходе осуществления демократических и правовых, а также экономических преобразований не всегда удается достичь намеченных положительных результатов. Более того, иногда наблюдается явное обострение отдельных проблем.
Ярким примером является тот факт, что сегодня обеспечение соблюдения и защиты прав законопослушных российских граждан является проблемой, которая касается как правозащитных движений, так и органов исполнительной власти, включая весь их правоохранительный блок. Не секрет, что нарушение прав и законных интересов граждан оказывает наиболее негативное влияние на общественно-политическое состояние общества, наблюдается явное недоверие граждан к способности представителей государственных структур, в том числе правоохранительных органов, обеспечить их защиту от преступных элементов. Следует отметить, что именно существующая практическая деятельность органов внутренних дел и их оперативных подразделений, все еще имеющих карательный уклон, породила недоверие российских граждан. К сожалению, нам еще не удалось преодолеть наследие прошлого. История показывает, что в процессе формирования внутренней уголовной политики государства происходило ужесточение мер по борьбе с различными преступными проявлениями, в том числе применение достаточно жестких мер к тем, кто их совершал.
Проблемы, возникающие в ходе практической реализации отдельных положений Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», а также последней редакции «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», не обходят стороной врачей, психологов, кадровый состав подразделений органов внутренних дел. Следует отметить, что в рамках реформирования системы МВД в указанное Положение, утвержденное соответствующим Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 и федеральными законами от 22 июля 2010 года, были внесены изменения. В № 156-ФЗ и № 157-ФЗ были внесены различные изменения. Например, впервые в законодательстве, регулирующем вопросы приема и прохождения службы в правоохранительных органах, в обязательном порядке проводится процедура профессионального психофизиологического отбора (есть словосочетание «психофизиологические экспертизы»).
2 Компетенция и структура органов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №7. – Ст.900.
2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» и № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Бошно, С. В. Правоведение: основы государства и права: учебник для академического бакалавриата / С. В. Бошно. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 533 с.
6. Бялт, В. С. Правоведение: учеб. пособие для вузов / В. С. Бялт. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 302 с.
7. Власов А. С. Проблемы недоверия современного общества правоохранительным органам // Новый юридический вестник. – 2019. – №1. – С. 37-40.
8. Волков, А. М. Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета / А. М. Волков. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.
9. Волков, А. М. Правовые основы профессиональной деятельности: учебник для СПО / А. М. Волков. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.
10. Гавриленко А.А. Понятие и система правоохранительных органов // Сибирский юридический вестник. – 2018. – № 26. – С. 31-36.
11. Головко, В.В. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / В.В. Головко, К.В. Нарышкин // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2019. - № 2. - С. 36-39.
12. Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 484 с.
13. Обухова, О. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. В. Обухова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 266 с.
14. Основы права: учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.]; под общ. ред. А. А. Вологдина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 372 с.
15. Основы права: учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.]; под общ. ред. А. А. Вологдина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 372 с.
16. Право: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Киселев [и др.]; под ред. С. Г. Киселева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 413 с.
17. Право: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Вологдин [и др.]; под общ. ред. А. А. Вологдина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 372 с.
18. Правоведение. - М.: КноРус, 2015. - 388 c.
19. Правоведение. - М.: Норма, 2019. - 384 c.
20. Правоведение. - М.: Флинта, МПСИ, 2017. - 360 c.
21. Правоведение. - Москва: Наука, 2019. - 448 c.
22. Правоведение. В 2 частях. Часть 2. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2017. - 604 c.
23. Правоведение. Конспект. - М.: А-Приор, 2016. - 188 c.
24. Правоведение. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2017. - 192 c.
25. Правоведение. Курс лекций. - М.: Экзамен, 2018. - 448 c.
26. Правоведение. Полный курс. - М.: У-Фактория, АСТ, ВКТ, 2017. - 128 c.
27. Правоведение. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 400 c.
28. Правоведение. Учебное пособие. - М.: Норма, Инфра-М, 2015. - 256 c.
29. Правоведение. Часть I / Под редакцией Ю.Л. Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2015. - 216 c.
30. Правоведение. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2018. - 887 c.
31. Тагирова, А.И. Органы внутренних дел в структуре правоохранительных органов в Российской Федерации / А.И. Тагирова 6. Л.А. Исаева // Научный формат. - 2019.- № 3. - С. 43-46.
32. Щеголева, А. Н. Устранение недоверия населения к полиции как форма оптимизации деятельности ОВД // Вестник Воронеж. ин-та МВД РФ. – 2017. – № 3. – С.154–160.