Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Агрессия в качестве поведенческого действия человека и одновременно социального феномена сопровождает общество в течении всей его истории. Многие исследователи в этом отношении склоняются к мнению, что способность к агрессии является неотъемлемым свойством личности. Однако в современном мире агрессивное поведение все чаще встречается там, где защита может иметь иные формы выражения. Агрессивное поведение начинает составлять не только проблему отдельной личности, но также и социальную проблему. Кроме этого, в последние десятилетия проблема агрессивного поведения подростков приобрела достаточно высокую социальную значимость. Процессы индивидуализации личности, а также ослабления групповых связей во многом способствовали росту разного рода поведенческих отклонений подростков. Все это делает рассмотрение темы «Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте» актуальным.
Цель исследования заключается в выявлении особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Объектом исследования является агрессивные проявления в подростковом возрасте.
Предметом – выявление взаимосвязи эмоционально-личностной сферы и агрессивного поведения подростков.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о наличии связи между показателями эмоционально-личностной сферы подростков и проявлениями у них агрессивного поведения: чем больше имеет негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере, тем больше подросток склонен к агрессивному поведению.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи:
1) рассмотрение понятия агрессивного поведения в работах отечественных и зарубежных психологов;
2) выявление возрастных особенностей подростков и причин предрасположенности их к агрессии;
3) разработки программы эмпирического исследования;
4) проведение диагностических операций, интерпретаций и анализа полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составили теоретические положения по проблеме агрессивного поведения: инстинктивистская концепция агрессивности З. Фрейда, теория фрустрации Л. Берковица, теории социального научения А. Бандуры, а также теория социального влияния. Также особое значение имели исследования агрессивного поведения подросстков, представленные в работах Т.И. Меньшикова, Ю.Б. Можгинский, А.А. Peaна, Б.А. Титова, И.А. Фурманова и др.
В курсовой работе применялся следующий комплекс методов.
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирической информации: 1) методика диагностики агрессивности Басса – Дарки; 2) проективная методика Вагнера «Рука»; 3) тест школьной тревожности Филипса; 4) шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина.
3. Методы количественного и качественного анализа: метод математической статистики (метод ранговой корреляции Спирмена).
Базой эмпирического исследования являлось МБОУ Школа № 45. Выборку составили 40 учащихся 9 и 10 классов.
Теоретическая значимость исследования. В работе выделены основных подходов к пониманию агрессивного поведения в психологии, определены виды и причины возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте: теоретические основы
1.1 Понятие агрессивного поведения в работах отечественных и зарубежных психологов
В различных психологических работах агрессия понимается в качестве деструктивного мотивированного поведения, которое противоречит нормам существования людей в обществе, наносит заметный вред объектам нападения, приносит также физический ущерб индивидам либо же вызывает у них психологический дискомфорт .
Агрессивное поведение – это форма реакции на разные неблагоприятные в психическом и физическом отношении жизненные ситуации, которые вызывают фрустрацию, стресс и другого рода состояния . Агрессивное поведение являет собой основной способ решения проблем, которые напрямую связаны с сохранением тождественности и индивидуальности, с ростом уровня притязаний, самооценки, чувства собственной ценности, а также усилением и сохранением контроля над окружением.
Существуют многочисленные подходы к пониманию агрессии и ее трактовки. Так, например, с точки зрения психоанлиза людям присущ врожденный инстинкт смерти – Танатос. З. Фрейд считал, что когда инстинкт смерти ориентирован вовнутрь, то поведение характеризуется самонаказанием и даже в отдельных случаях самоубийством. В случае, когда Танатос обращен вовне, то поведение индивида проявляется враждебностью, стремлением к разрушению и убийству. З. Фрейд считал также, что агрессивная энергия должна выйти наружу, иначе она станет накапливаться и перейдет в болезнь .
С точки зрения бихевиоризма агрессия имеет связь с фрустрацией. Так, например, Д. Доллард и Н. Миллер предложили свою теорию агрессии. Она предполагает, что агрессивное поведение всегда связано с состоянием фрустрации. И, наоборот, состояние фрустрации ведет к отдельной форме агрессии. Направленность агрессии фрустрированной личность может быть на фрустратора, на вещи, на другого индивида и т.п. . В дальнейшем данные идеи свое развитие нашли в работе Л. Берковица, который между фрустрацией и агрессией помещал промежуточное звено – условия среды. Фрустрация напрямую не приводит к агрессии, так как она опосредована пробуждающимся в индивиде состоянием эмоциональной активации или гневом .
Несколько иной позиции придерживался исследователь А. Бандура. Согласно ему фрустрация выступает лишь одним из факторов, приводящих к агрессивному поведению. А. Бандура сформулировал вывод, что наблюдение за агрессивными поступками могут повлиять на поведение. Длительная демонстрация насилия в средствах массовой коммуникации может в конечном итоге приводить к уменьшению факторов, которые могут сдерживать агрессию; усилению агрессивного поведения; формированию образа социальной действительности, на котором образуются такого рода действия; притуплению чувствительности человека к агрессии .
И.А. Фурманов предложил классификацию агрессивного поведения на основании анализа разного рода источников. Согласно этой классификации агрессивное поведение различается по следующим основаниям :
1) по направленности на объект: а) внешняя (гетеро), характеризующаяся открытой агрессией в адрес людей (то есть прямая агрессия) или на предметы и т.д. (то есть смещенная агрессия), и б) внутренняя (ауто), характеризующаяся обвинениями или требованиями, адресованными самому себе;
2) по способу выражения: а) произвольная, возникающая из желания навредить кому-то, поступить с кем-то несправедливо, кого-то оскорбить, и б) непроизвольная, представляющая собой стремительный, однако быстро проходящий гнев либо ярость, когда поступок неподконтролен субъекту и происходит и типу аффекта;
3) по конечной цели: а) инструментальная (или конструктивная), когда действия позитивны и ориентированы на удовлетворение нейтральной потребности, а агрессия выступает в качестве средства (индивидуальная инструментально-своекорыстная и бескорыстная, а также социально-мотивированная инструментально-асоциальная и просоциальная агрессия), и б) враждебная (деструктивная), когда прослеживается жажда к насилию, ориентированная на применение вреда другому индивиду;
4) по форме выражения: а) физическая агрессия, предполагающая использование физической силы против другого человека; б) вербальная агрессия как проявление отрицательных чувств как через содержание (ругань, оскорбления) или через форму (визг, крик) ответов; в) косвенная агрессия, которая проявляется в действиях, направленных опосредовано на другое лицо; г) негативизм в виде оппозиционной формы поведения, ориентированной против руководства либо авторитета.
Для раскрытия сущности агрессивного поведения продуктивным выступает подход, который был предложен И.А. Фурмановым. Данный исследователь изучал взаимодействие в триаде «страдание-страх-гнев». Он установил, что взаимодействие гнева и страха может влиять на характер поведения. В случае превосходства гнева и страха включается механизм смещения, т.е. разрядки негативной эмоциональной энергии на людей либо животных, предметы, которые не выступают в качестве источника негативных эмоций. Благодаря этому происходит формирование пассивно-агрессивного типа поведения .
В ряде западных исследований выявлены были следующие основные факторы развития агрессивного поведения: 1) агрессивное поведение имеет зависимость от того, как индивид понимает поведение других. Люди могут быть агрессивными, когда они воспринимают действия других в качестве агрессивных. Негативная активация выступает одним из основных факторов в формировании установки индивида на агрессию; 2) особыми факторам влияния окружающей среды на агрессию выступают шум, теснота и жара. Шум, как раздражающий стимул, может еще больше усилить агрессию индивидов, которые до этого были разозлены. Если теснота мешает удовлетворению потребности индивида, то в этом случае склонность к агрессии возрастает .
В исследованиях Р. Бэйрона и П. Белла указано, что имеет место влияние температуры воздуха на агрессивное поведение. Так, например, для людей, которые пребывают в обычном настроении, дискомфортная температура способствует ухудшению настроения и одновременно увеличению склонности к агрессии. В случае, когда дискомфортная температура вносит дополнительные отрицательные ощущения, которые в конечном итоге приводят к негативному аффекту, склонность к агрессивному поведению превышает максимальный уровень. Человек чувствует себя так плохо, что он желает избавиться от такого состояния немедленно .
Таким образом, можно заключить, что агрессивность является частью социального поведения. Многие примеры общественных отношений свидетельствуют о том, что в некоторых случаях агрессивное поведение обусловлено недостаточной эффективностью социализации личности. впрочем агрессивное поведение – это комплексная, многофакторная, многоуровневая проблема. Поэтому для ее решения не может быть универсального единого подхода. Необходимо работать и с частными случаями агрессивного поведения, и вести его профилактику. В настоящее время можно встретить мнение о «запрограммированности» агрессивного поведения, например, возрастными факторами. Вместе с тем, в некоторых исследованиях отечественных психологов доказано, что агрессивное поведение не является возрастной закономерностью индивидов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильева М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. – 171 с.
2. Бандура А., Уотерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Наука, 2010. – 508 с.
3. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Питер, 2013. – 318 с.
4. Берковиц Л.В. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: Нева, 2011. – 510 с.
5. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству // Классный руководитель. – 2007. – № 6. – С.126-131.
6. Бэрон Р.А. Агрессия. – М.: АСТ, 2014. – 411 с.
7. Вань Е.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 10 URL: http://human.snauka.ru/2017/10/24475 (дата обращения: 02.03.2021).
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. – М., 2013. – 488 c.
9. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2012. – 412 с.
10. Ермилова М.В. Проблема агрессивности в современной психологии // Общество - наука - инновации: сб. cт. В 2 ч. Ч. 2. - Уфа: OMEGA SCIENCE, 2019. –С. 192 - 194.
11. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отношения. – М.: Вита-Пресс, 2017. – 254 с.
12. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – М.: Наука, 2003. – 333 с.
13. Механизмы человеческой агрессии: сб. науч. тр. / под ред. М.К. Винина. - М.: Наука, 2015. – 168 с.
14. Михайлова Н., Юсфин С. Понимать детство. – М.: Народное образование, 2009. – 188 с.
15. Меньшикова Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков // Вестник Таганрогского ин-та им. А.П. Чехова. – 2017. – № 2. – С. 104-109.
16. Можгинский Ю.Б. Взаимосвязь патологического агрессивного поведения и депрессии у подростков // Рос. психиатрический журнал. – 2010. – № 1. – С. 42-45.
17. Реан А.Л. Агрессия и агрессивность личности // Психологич. журнал. – 2006. – № 5. – С. 3-16.
18. Мудрик А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. – М.: Академия, 2013. – 98 с.
19. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология, детство, отрочество. – М.: «Академия», 2010. – 456 с.
20. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / под общ. ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 196 с.
21. Прихожан А.М. Проблема подросткового кризиса // Психологическая наука и образование. – 2012. – №1. – С.82-87.
22. Сулейманова С.Т. Семья как фактор, обуславливающий развитие девиантного поведения у подростков // Актуальные проблемы политики и права: Сб. науч. тр. – Пенза, 2015. – Вып. № 8. – С. 218–227.
23. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. – СПб.: Питер, 2009. – 286 с.
24. Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. – СПб., 2007. – 386 с.
25. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Питер, 2007. – 479 с.
26. Шамионов Р.М. Психология социального поведения личности: учеб. пособие. – Саратов: СГУ, 2009. – 186 с.
27. Экман П. Психология эмоций. – М.: Владос, 2013. – 239 с.