Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последние годы в различных сферах деятельности органов государственного и муниципального управления активно применяется программно-целевое управление. Его социально-экономическая эффективность уже подтвердилась в результате реализации множества целевых программ в области управления образованием и культурой, спортом и туризмом, сельским хозяйством, а также жилищно-коммунальным хозяйством как на федеральном, так и на региональном и местных уровнях .
Управление социальной сферой - это планомерный управляемый процесс направленный на достижение качественного изменения социальной сферы, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления региональным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности.
Проблемы развития регионов России стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления обусловила формирование множества подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.
Актуальность работы обусловлена следующим.
Во-первых, в большинстве регионов не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием.
В-вторых, многие владеют методологией планирования на недостаточном уровне.
Решение вышеперечисленных проблем требует комплексного программного подхода. Применение программного подхода объясняется необходимостью повышения качества разработки и эффективности реализации комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований.
В последние годы программный подход стал интенсивно применяться в реализации ключевых стратегических задач государства. Одним из таких направлений является Программный блок «Эффективное государство», который включает в себя несколько разных, но чрезвычайно важных для России аспектов развития.
В связи с этим представляется важным оценить эффективность реализуемых данным блоком программных мероприятий и выявить потенциал для совершенствования данного процесса, что обуславливает актуальность темы исследования.
Цель курсовой работы – анализ содержания и эффективности реализации государственных программ по направлению «Эффективное государство».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть цели и особенности применения программно-целевого подхода в государственном управлении,
- изучить направления реализации государственных программ,
- исследовать программный блок «Эффективное государство»,
- провести анализ эффективности программ по направлению «Эффективное государство».
Предмет исследования – программно-целевой подход в государственном управлении.
Объект исследования – программный блок «Эффективное государство».
Методы исследования – анализа и синтеза. Индукции и дедукции, анализ нормативных источников, сравнительный и комплексный, системный анализ.
Теоретической основой для выполнения работы послужили нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровней, научная литература по исследуемой проблеме, статистическая отчетность и интернет – источники.
Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов социально-экономических программ на государственном и муниципальном уровнях.
1. Теоретические основы социально-экономического управления
1.1. Сущность социально-экономического управления
Сущность управления социальным развитием территории состоит в качественном изменении жизни населения муниципального образования, которые вызваны целенаправленными действиями органов управления и выражены в увеличении реальных доходов населения. Рост которых, связан с улучшением конкурентных преимуществ и финансовых результатов работы хозяйствующих субъектов муниципального образования, ростом качества, количества и ассортимента предоставляемых благ и услуг на территории.
Региональное управлениепредставляет практическое, организующее и регулирующее воздействие региональных органов власти на общественную жизнедеятельность населения территории в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала. Содержанием территориального управления являются все процессы управления социально - экономическими системами и объектами региона .
Субъект регионального управления - это население региона .
Объект регионального управления -это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами .
Под управлением комплексным социально-экономическим развитием региона понимается управление взаимно согласованными, скоординированными по ресурсам и срокам программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности региона. Такое управление проводится в соответствии с признанными приоритетами населения, а также с федеральными и региональными программами развития, принятыми к исполнению на основе договоров или по закону .
Специфика регионального управления определяется, прежде всего, особенностями региона как объекта управления, включающего все стороны жизни людей методы регионального управления, по нашему мнению, можно определить как совокупность целенаправленных форм воздействия (нормативно-правовых, финансово-кредитных, налоговых и т.д.) на условия функционирования объектов управления и взаимосвязей между ними с целью достижения максимального социально-экономического эффекта .
Главная цель управления социально-экономической ситуацией состоит в улучшении качества жизни населения местного сообщества, и увеличение его вклада в развитие всего общества .
Экономическое развитие региона является одним из первоочередных аспектов его конкурентоспособности и стратегического благополучия. Он включает в себя такие основные показатели:
- развитие производства,
- ВВП на душу населения,
- уровень дохода,
- уровень благосостояния населения,
- другое.
В России одной из сложней
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 20 февраля 2019 года).
2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» от 15 октября 2016 года № 1050. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_206009/ (дата обращения: 20 февраля 2019 года).
Научная литература
3. Бабун Р.В. Организация муниципального управления. Спб:Питер, 2018.
4. Борщевский Г.А. Инструменты оценки реализации государственных программ Российской Федерации // Государственное управление. Электронный вестник. 2018. №67. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-otsenki-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.05.2020).
5. БухвальдЕ. М. Стратегическое планирование — веление времени // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2014. № 6. С. 6684.
6. Ветров Г.Ю. Управление муниципальным экономическим развитием. М:Институт экономики города, 2017
7. Зайцев В.Е. Современный этап развития программно-целевого управления в России // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-etap-razvitiya-programmno-tselevogo-upravleniya-v-rossii (дата обращения: 22.02.2020).
8. Иванов О.Б., Бухвальд Е.М. Национальные проекты России: региональное измерение // ЭТАП. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnye-proekty-rossii-regionalnoe-izmerenie (дата обращения: 09.05.2020).
9. Имамов М. М. Приоритетные национальные проекты: организационное обеспечение социально-экономического развития // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2016. № 15-2. С. 23-24.
10. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39-43
11. Кобилев А.Г., Кирнев А.Д. рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. Р/н-Д:Феникс, 2017. с.227
12. Коваленко М. В. Проблемы взаимодействия федеральных органов власти и власти субъектов Российской Федерации при реализации национальных проектов // Политика, экономика и инновации. 2016. № 2 (4). С. 5
13. Кожевников С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти // Вопросы территориального развития. 2016. № 5 (35). С. 2–17
14. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года № 2101-р. URL: http://static.government.ru/media/files/MUNhgWFddP3UfF9RJAS DW9VxP8zwcB4Y.pdf (дата обращения: 20 февраля 2019 года).
15. Костарева Л. В. Реализация приоритетных национальных проектов в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Общество, экономика, управление. 2018. № 1. С. 37-44.
16. Методические указания по разработке национальных проектов (программ). Утверждены председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 июня 2018 года № 4072п-П6. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300277/ (дата обращения: 20 февраля 2019 года).
17. Мироненко Н. В., Леонова О. В. Эволюция развития проектного управления в России и за рубежом // Управленческое консультирование. 2017. № 6(102). С. 65-72.
18. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015
19. Морозова Л. С., Морозов В. Ю., Хаванова Н. В., Литвинова Е. В., Данилова В. А. Управление региональными и муниципальными проектами // Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). С. 1241-1244.
20. Мхитарян Ю.И. Повышение эффективности реализации государственных программ Российской Федерации // Век качества. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-effektivnosti-realizatsii-gosudarstvennyh-programm-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.05.2020).
21. Порфирьев Б. Н. Императивы законодательного обеспечения реализации майского 2018 года Указа Президента Российской Федерации: пространственный аспект // ЭКО. 2018. № 9 (531). С. 177-191.
22. Смирнов М.А. Повышение эффективности реализации государственных программ за счет проектного подхода // Финансы и кредит. 2016. - № 35 (707). - С. 37–48.
23. Хайруллов Д.С., Давыдова Л.А.Формы и методы муниципального управления социально-экономическим развитием территории муниципального образования// Вестник Казанского технологического университета.–Казань.–2012.–No23.–С.207–214
24. Хамирзова С.К., Кумпилова А.Р. Особенности процессов регионального развития и управления на современном этапе // Новые технологии. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessov-regionalnogo-razvitiya-i-upravleniya-na-sovremennom-etape (дата обращения: 18.04.2020).
25. Шаш Н.Н. Управление эффективностью государственных программ: методологические основы разработки программного бюджета // Управленец. - 2015. - № 1. - С. 2–15.