Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Положение евреев в дореволюционной России было особенным. Как и в большинстве других стран Европы, они были дискриминированной социальной группой, чье положение слабо регулировалось или не регулировалось государственными органами.
Представляет интерес изучение истории еврейской общины в России, анализ временных рамок и особенностей заселения, ограничения, с которыми им приходилось сталкиваться уже на ранних этапах.
Генезис еврейского вопроса позволяет определить с какого времени и в каких формах проживание евреев на территории России стало пониматься как проблема, причины, по которым проживание евреев было ограниченным определенными территориями.
Актуальным является изучение государственной политики в отношении еврейского народа на рубеже XIX-XX веков, анализ их правового положения и сложившейся фактической ситуации.
В этом контексте представляет интерес и подход к еврейскому вопросу в рамках Государственной Думы, где впервые в рамках парламентского органа публично обсуждалось положение еврейского народа и предпринимались попытки его разрешения.
Объект исследования – деятельность Государственной Думы Российской империи.
Предмет исследования - решение еврейского вопроса Государственной Думой.
Целью данного исследования является проанализировать решение еврейского вопроса Государственной Думой в начале XX в.
Для достижения вышеуказанной цели ставятся следующие задачи:
1. рассмотреть становление еврейского вопроса в истории России;
2. охарактеризовать правовое положение евреев в России на рубеже XIX‒XX вв.;
3. проанализировать государственную политику, проводимую в рассматриваемый период в отношении евреев;
4. определить проблемы в решении еврейского вопроса.
Степень изученности. Среди работ по данной теме можно выделить материалы, касающиеся истории евреев в России, в частности, труды А.И. Солженицына , посвященные комплексному рассмотрению общей истории евреев в России, А. Локшина , который рассматривал историю евреев в контексте зарубежной историографии, А. Полонски , описывавшего историю евреев в Польше и России, А. Орбах , акцентировавшем внимание на положении евреев в России, Е. Коган , рассмотревшему положение евреев в Беларуси.
Помимо этого, в отдельную группу выделим материалы по положению евреев и государственной политике в отношении евреев в период с конца XIX-XX веков и непосредственно связанный с ним этап между Первой и Фервальской революциями. Здесь обращают на себя внимание работы О. Будницкого о роли евреев в революции 1905 года, В. Дякина о национальном вопросе во внутренней поилтике России в рассматриваемый период, А. Марковского , который рассматривал роль ервеев в революциях 1905 и 1917 годов, Т. Шукшиной , анализировавшей черносотенные погромы, С. Подболотова , рассматривавшего национализм и антисемитизм “истинно русских” в последние годы Российской империи, М. Размолодина , анализировавшего идеологию черносотенцев в 1905-1917 годы.
Методология и методы исследования. При работе над данной темой использовался подход историографического анализа, в рамках которого применялись историографический, хронологический, проблемно-хронологический методы для исследования динамики развития вопроса положения еврейского народа в Российской империи.
Также, в ходе анализа применяется метод описательного анализа для рассмотрения вопросов формирования еврейского вопроса, разработки политики, которая сосредотачивается на динамической связи между более широким контекстом, в рамках которого осуществляется политическая деятельность.
Кроме того, при написании данной работы большое внимание уделяется структурному анализу для изучения внутренней структуры и закономерностей функционирования Государственной Думы Российской империи.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1906 по 1917 годы, однако с целью достижения поставленных в исследовании задач допускается отступление от указываемых хронологических рамок, т. к. это помогает лучше раскрыть историю еврейского вопроса в России.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ВОПРОСА В РОССИИ
1.1. История евреев в России
До начала XX века история российских евреев проходила в основном на территориях, которые больше не входят в состав современной Российской Федерации (Украина, Беларусь, Молдова и Литва). За редким исключением, евреям было запрещено селиться в Москве, Санкт-Петербурге и городах Центральной России.
При этом, еврейские колонии существовали с древних времен на берегах Черного моря и в Крыму, а чуть позже и в Хазарском каганате, принявшем иудаизм в качестве своей основной религии в конце VIII и IX веках. Хазарский каганат вскоре распался, однако в конечном итоге его место заняла Киевская Русь, место рождения русской нации.
После упадка Киевской Руси и частичного аннексии ее территорий Литвой и Польшей центр России переместился на север в Москву, Псков и Новгород, где евреи не проживали. Только после завоевания польских территорий Россия унаследовала еврейские общины и, следовательно, «еврейскую проблему», с которой она никогда раньше не сталкивалась .
В 1654 году, после присоединения левобережной Украины (до правого берега Днепра), Россия присоединила территории, населенные в том числе евреями, хотя последние подверглись жестким преследованиям в военный период и послевоенный период.
Более того, в 1721 году Петр I издал указ о изгнании евреев из «Малороссии». Этот указ был подтвержден императрицей Елизаветой Петровной в 1742 году, которая затем отдала распоряжение вытеснить евреев за пределы Российской империи .
Только во время трех разделов Польши (в 1772, 1793 и 1795 годах) Российская империя действительно получила земли, занятые большими еврейскими общинами.
В течение нескольких десятилетий страна, ранее лишенная евреев, оказалась с еврейским населением, численность которого составляла от 700 000 до 800 000 человек, и это была самая большая община в мире.
В 1791 году Екатерина Великая приняла меры, направленные на ограничение свободы передвижения евреев и предотвращение их расселения в других регионах империи.
С самого начала стало ясно, что социальная и профессиональная структура новоприобретенной группы нелегко вписывалась в российский общественный строй, основанный на сословиях и господствующей форме местного управления, который только что был создан в результате реформ Екатерины 1775 и 1785 годов.
Пока еще не существовало специального антиеврейского законодательства, кроме того, которое было принято из Речи Посполитой. Двойное налогообложение, введенное Екатериной, было в основном фискальным по своему происхождению и не основывалось на особых антиеврейских предубеждениях. Это могло быть оправдано тем, что евреи не подлежали военной службе. Даже введение черты оседлости, по-видимому, произошло скорее по умолчанию, чем в результате сознательного законодательства, поскольку почти все другие социальные группы подвергались аналогичным ограничениям. Еврейская политика при Екатерине II больше всего характеризовалась мягким пренебрежением. Религиозные предрассудки в этом не играли.
Из-за местной враждебности наиболее печальное польское наследие оказало влияние на отношение российской бюрократии к евреям. Гильдии и поместья защищали цепко свои старые права, чтобы ограничить свои собственные номера и исключить евреев как из гильдий и городского самоуправления. Это, оправданное христианской риторикой, замаскировало главную мотивацию - желание сохранить экономический перевес и влияние в системе городского самоуправления. Доклад представителя российского Сената Державина по установлению фактов в недавно приобретенных западных губерниях вывели «еврейский вопрос» в центр внимания Санкт-Петербурга.
Российские и польские интересы совпали в выраженном стремлении вписать евреев в российскую сословную систему. Но с российской стороны основной импульс изначально лежал за пределами еврейской политики. Фактически, то, что вызвало интерес империи к западным провинциям, было плачевным положением местного крестьянства. Вся польская социальная структура подверглась тщательному анализу, и евреи были лишь одним из ее компонентов.
Социальный порядок старой Речи Посполитой не вписывался в российскую систему, и российских чиновников волновало большое количество свободных крестьян и мелких дворян, поскольку они рассматривались как опасность для установленного нового порядка.
Таким образом, еврейское общество было проблемой для многих царских администраторов, пока Николай I, наконец, не изменил его порядок после польского восстания. До этого момента всегда существовал определенный параллелизм в обращении с евреями и поляками, которые также не могли легко вписаться в государственное общество России .
Антиеврейские настроения усилились еще при Павле I и Александре I, когда польские дворяне пытались перенаправить русское желание