Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы.
Во-первых, проблема снижения уровня доверия граждан к представителям различных видов властей государства и вообще к институтам государственной власти является одной из наиболее значимых проблем современности. В этой связи, эксперты в большинстве развитых стран, а также странах с развивающейся экономикой, в том числе и нашей страны обеспокоены поиском решений, которые помогут обеспечить прозрачность и открытость государственного управления.
Во-вторых, существует распространенное мнение, что ключ к решению данной проблемы, лежит в необходимости повышения уважения и степени доверия к действующей власти посредством налаживания взаимосвязи и партнерского взаимодействия между государством и обществом, а также обеспечения обратной связи. В этой связи, актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью поиска путей практической реализации публичного контроля как одного из ключевых инструментов повышения доверия граждан к органам государственной власти и принимаемым ими решениям.
Целью настоящей работы является анализ существующего уровня развития публичного контроля органов власти и прозрачности государственного управления в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
проанализировать необходимость организации контроля за деятельностью органов власти и властных структур;
рассмотреть основные подходы к понятию контроля;
изучить механизмы и стандарты внутреннего и внешнего контроля и подотчетности;
проанализировать уровень публичного контроля и подотчетности системы государственного управления в современной России.
Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках осуществления государственного контроля в Российской Федерации.
Объектом исследования – являются организационно-правовые нормы регулирующие общественные отношения, складывающиеся в рамках осуществления государственного контроля в Российской Федерации.
Теоретико-методической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных авторов, которые посвящены проблематике организации и осуществления контрольной деятельности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, двух разделов основной части, заключения и списка использованных источников.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и признаки функции контроля в системе государственного стратегического управления
Анализируя наиболее распространенные подходы к определению понятия государственного контроля, можно сформулировать определение, которое обозначает государственный контроль как процесс определения, оценки и анализа информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. В сферу осуществления государственного контроля попадают цели, прогнозы ситуации, процессы, а также ход выполнения какой-либо государственной деятельности.
Информация, которую получают от осуществления государственной контрольной деятельности в дальнейшем может быть использована в рамках госрегулирования. В этой связи, многие эксперты считают целесообразным объединять государственное планирование, реализацию деятельности государственных органов власти и контроль в единую систему государственного управления . Единая концепция контрольной деятельности представлена на рисунке 1 ниже.
Рисунок 1. Основные концепции контроля
Зачастую процесс контрольной деятельности осуществляется участниками процесса, которые прямым либо опосредованным образом зависят от его общего успеха. Однако контроль может осуществляться и лицами, которые являются внешними по отношению к процессу и не зависят никаким образом от его исхода. Тогда говорят о таком виде государственного контроля как проверка или ревизия.
Для классификации государственной контрольной деятельности можно использовать следующие факторы:
- принадлежность субъекта контроля (внешний, внутренний);
- основание для осуществления контроля (в соответствии с уставом, в рамках законодательства);
- принадлежность объекта контроля (контроль объекта, контроль за принимаемыми государственными решениями, контроль за достигнутыми результатами);
- регулярность осуществления (государственный контроль на регулярной основе, нерегулярное осуществление контроля, специальный контроль) .
В большинстве случаев можно выделить целый ряд стадий осуществления процесса контроля:
1 этап – выбор концепции осуществления контроля;
2 этап – формулирование цели, на достижение которой направлен контроль;
3 этап – разработка плана контрольной деятельности (включает в себя определение объектов контроля, возможность использования различных методов и инструментов, оценка предполагаемых результатов и показателей контрольной деятельности, оценка полноты и продолжительности контроля).
4 этап – непосредственное осуществление контрольной деятельности;
5 этап – этап документирования результатов государственных контрольных мероприятий;
6 этап – этап проверки результатов контрольных мероприятий;
7 этап – обнародование (информирование заинтересованных сторон) о результатах контроля;
8 этап – оценка принятого решения по контролю, сбор доказательств, осуществление поиска ответственных за выявленные нарушения.
9 этап - сообщение решения (устное, письменный отчет);
10 этап - оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков) [8, с. 22].
Для принятия решения о запуске процесса контроля и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы.
Рисунок 2.Основные составляющие критерия для решения о контроле
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с изменениями и дополнениями
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с изменениями и дополнениями
3. Акопов Л.В. Контроль в управлении государством(конституционно-правовые проблемы): 12.00.02 / Дис. … докт. юрид.наук. Ростов-на-Дону, 2021. – 395 с.
4. Завалунов А.З. Правовые основы государственного контроля в сфере исполнительной власти: 12.00.14 / Дис…канд. юрид. наук. М., 2009. – 182 с.
5. Ворошилов Н. В. Эффективность муниципального управления: сущность и подходы к оценке // Проблемы развития территории. 2015. №3 (77). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-munitsipalnogo-upravleniya-suschnost-i-podhody-k-otsenke (дата обращения: 18.11.2016).
6. Гуляк О.В. Стратегическое планирование как ключевой фактор успешного развития муниципального образования //. 2014. №1. С.18-23
7. Дубинкин Э. В. Правотворческие полномочия местной администрации: проблемы юридического закрепления и реализации // Общество и право. 2011. №3 (35). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pravotvorcheskie-polnomochiya-mestnoy-administratsii-problemy-yuridicheskogo-zakrepleniya-i-realizatsii (дата обращения: 08.03.2021).
8. Ерашова О. В. Стратегическое развитие подсистем региона //. 2016. №3. С.255-262
9. Кузин Д. А. Понятие, сущность и система органов местного самоуправления Российской Федерации // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №2 С.374-378.
10. Лагутин С. Г. К вопросу информационной открытости взаимодействия органов местного самоуправления с населением: социологический аспект // Известия ВолгГТУ. 2019. №5 (132) С.51-56.
11. Лапаев Д.Н., Михайлов А. В. Стратегическое управление социально-экономическим развитием дотационного региона // УЭкС. 2016. №10 (46). С.49
12. Малахова О. В., Суханова В. А. Информационная открытость деятельности органов государственной власти: региональные практики // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-otkrytost-deyatelnosti-organov-gosudarstvennoy-vlasti-regionalnye-praktiki (дата обращения: 25.11.2016).
13. Носкова М. С. Государственное управление региональным развитием субъекта РФ на примере Ростовской области // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-regionalnym-razvitiem-subekta-rf-na-primere-rostovskoy-oblasti (дата обращения: 08.03.2021).
14. Орлянская А. А., Ступникова О. Е., Хубулова В. В. Направления модернизации системы государственного и муниципального управления в регионах Северо-Кавказского федерального округа // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2018. №4.
15. Пешина Э. В., Рыженков А. В. Формирование миссии и стратегической цели развития муниципального образования // Известия УрГЭУ. 2015. №4 (30). С.71-77
16. Плохова В. В. Проектное управление как способ реализации инновационной политики государства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2019. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/proektnoe-upravlenie-kak-sposob-realizatsii-innovatsionnoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 08.03.2021).
17. Законопроект № 332053-7 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы. URL: http://sozd.duma.gov.ru/ bill/332053-7 (дата обращения 26.11.2020г.)
18. Паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21.12.2016 № 12) // Информационная система «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_222109/ (дата обращения 26.11.2020г.)
19. Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований, утв. протоколом заседания проектного комитета от 12 сентября 2017 г. № 61 (11) URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71709876/
20. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 15.03.2004. № 11. Ст. 945.
21. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» // Сайт оценки регулирующего воздействия (ОРВ) URL: http://orv.gov.ru/Content/Item?n=1227 (дата обращения 26.11.2020г.)
22. Функциональная структура системы управления проектной деятельностью в РФ, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.10.2016 № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» // Информационная система «Консультант-Плюс».
23. Papakostas А. Civilizing the Public Sphere: Distrust, Trust and Corruption. New- York.: Palgrave Macmillan, 2012. 8) Toffler A. Future shock. New York: Random House, 1970. 505 p