Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования вызвана тем, что проблема обеспечения занятости населения является исключительно актуальной и требует научной разработки правовых средств, направленных на развитие занятости и формирование эффективного правового механизма государственного регулирования, объединяющего политику занятости, финансово-экономические, кадровые и правовые компоненты.
Государственная политика занятости населения (ГПЗН) – это часть социально-экономической политики развития страны, направленная на развитие эффективной занятости населения, создание условий для снижения уровня безработицы и на повышение гибкости рынка труда.
Существует определенный механизм реализации ГПЗН, состоящий из трех звеньев. Первое звено – принятие и претворение в жизнь соответствующих нормативных и законодательных документов. Второе звено – создание государственных и негосударственных служб занятости. Третье звено – финансирование политики занятости. В зависимости от того, как действует данный механизм, можно судить об эффективности ГПЗН.
Современный рынок труда сформировался в условиях реформирования российской экономики и функционирует в условиях трансформации российской образовательной системы как основы развития национальной экономики.
В настоящее время изменились показатели конкурентоспособности национальной экономики в целом и регионов в частности. Соответственно изменились способы реализации ГПЗН. На первое место ставится уровень образования и квалификации работников, высокая производительность труда, качество жизни основной массы населения. Образование должно иметь опережающий характер. Его задача состоит в том, чтобы подготовить людей к будущей ситуации на рынке труда. Система образования должна научить людей принимать решения в условиях постоянно меняющихся правил игры на рынке труда. Для этого необходимо определить уровень взаимодействия ГПЗН и российской образовательной системы и его влияние на развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Значительный интерес к исследованию проблем рынка труда, занятости населения, причинам безработицы и ее социально-экономическим последствиям проявляют представители экономической науки. Тем не менее, в юридической литературе до настоящего времени нет понятия и классификации видов правоотношений в сфере правового регулирования обеспечения трудовой занятости населения, анализа их содержания, не исследован правовой статус субъектов этих правоотношений.
Объект исследования – совокупность правоотношений, возникающих и развивающихся в процессе правового регулирования обеспечения трудовой занятости населения.
Предмет исследования – законодательство, практика его применения, доктрина в области занятости населения.
Цель исследования – рассмотреть актуальные вопросы реализации государственной социальной политики области занятости населения.
Задачи исследования:
изучить сущность государственной политики в области занятости населения;
рассмотреть систему органов социальной защиты;
определить приоритетные направления реализации государственной политики занятости в России;
дать анализ показателей занятости населения Российской Федерации;
определить основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
рассмотреть подходы к совершенствованию государственной политики занятости населения в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретический аспект исследования государственной социальной политики в области занятости населения
1.1. Сущность государственной политики в области занятости населения
Государственная политика в сфере занятости населения – это специальное направление внутренней политики государства, которое опосредует комплекс законотворческих, организационных, финансовых и иных мероприятий, направленных на обеспечение занятости трудоспособного населения, на получение им дохода от предпринимательской деятельности или заработка от трудовой деятельности.
Для современных государств выработка эффективной государственной политики в сфере занятости осложняется следующими объективными проблемами: сокращение потребности производства в рабочей силе; отмирание определенных видов профессиональной деятельности и появление запроса на новые специальности; рост безработицы и др.
Традиционно занятость определяют как законную трудовую или предпринимательскую деятельность населения, которая позволяет ему удовлетворять личные и социальные потребности, принося доход, заработок. Приведенное определение не в полной мере отражает социально-экономическую сущность рассматриваемой категории.
Занятость решает следующие задачи:
- обеспечивает производство материальных и нематериальных благ для удовлетворения нужд населения в продукте и для его экспорта;
- обеспечивает развитие экономических, в том числе предпринимательских отношений;
- обеспечивает потребности конкретного физического лица за счет получаемого им дохода, заработка, а также потребности нетрудоспособных членов его семьи;
- обеспечивает налоговые поступления в бюджет и др.
Государственная политика в сфере занятости населения не предполагает точечного воздействия на рынок труда, а представляет собой комплекс мероприятий инвестиционного, кредитного, финансового, социального, законотворческого и иного характера.
Усилия государства по обеспечению занятости направлены на:
- оптимизацию производительных сил;
- повышение мобильности трудоспособного населения;
- содействие в развитии и поддержку внедрения гибких режимов трудовой деятельности;
- разработку и реализацию инновационных технологий трудовой деятельности и пр.
Иными словами, усилия государства в сфере занятости направлены на сохранение имеющихся рабочих мест и создание среды для их увеличения посредством развития экономики.
К числу приоритетных задач государственной политики в области занятости населения относятся: формирование благоприятной среды для увеличения доходов населения муниципальной территории, региональной территории, государства в целом; обеспечение баланса спроса и предложения на отечественном рынке труда, то есть обеспечения оптимальной занятости российского населения; формирование благоприятной среды для развития трудовых ресурсов, то есть стимулирования населения к постоянному профессиональному развитию, саморазвитию и, как следствие, обеспечению конкурентоспособности трудовых ресурсов .
Государственная политика в сфере занятости населения реализуется активными мерами организационного, социального, правового и иного характера для достижения главной цели - сокращения уровня безработицы до ее минимального естественного состояния. Содержание государственной политики в области занятости должно обуславливаться как стратегическими задачами социально-экономического развития государства в целом, отдельных регионов, муниципалитетов, так и оперативными антикризисными мерами, которые позволят нуждающимся слоям населения сгладить негативные аспекты безработицы.
Государственная политика занятости населения реализуется посредством активных действий должностных лиц и органов публичного управления в экономической, социальной и иных областях публичного управления. К числу основных мероприятий государственной политики по обеспечению занятости российского населения относятся:
- стимулирование российского населения, в том числе на уровне муниципалитетов и регионов, к реализации своих предпринимательских прав, в том числе посредством разработки и реализации целевых программ поддержки малого и среднего бизнеса, а также инновационного производства и развития непроизводственных сфер;
- реализация мероприятий по стимулированию профессионального развития, получения дополнительного образования, изменения профессиональной квалификации, в том числе в системе государственного и муниципального управления;
- формирование рабочих мест для реализации трудовых прав лицами с ограниченными возможностями здоровья .
Усилия государства по обеспечению занятости могут находить выражение в пассивной политике, то есть в системе государственных мероприятий, целью которых является нивелирование последствий безработицы. К числу государственных мероприятий по указанному направлению в сфере занятости относятся: социально-финансовые мероприятия, которые направлены на поддержку физических лиц, признанных в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов безработными; мероприятия по сохранению рабочих мест, в том числе по их перепрофилированию и др. Приоритетную роль в обеспечении занятости населения играют активные мероприятия, поскольку они позволяют создать условия для самостоятельного обеспечения своих потребностей населением, а также для эффективного развития экономики.
Таким образом, государство, которое нацелено на социально-экономическое развитие, обязано создавать благоприятные условия для реализации трудовых и предпринимательских прав граждан, то есть для занятости трудоспособного населения, поскольку именно через этот инструмент обеспечивается экономическое благополучие общества, его развитие.
1.2. Система органов социальной защиты
Одним из важнейших направлений внутренней политики нашего государства на сегодняшний день является социальное обеспечение граждан и социальная защита лиц, в этой защите нуждающихся (определенных законодательством). Обязанность органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению граждан социальными услугами, льготами, особыми условиями, социальной поддержкой установлена Конституцией Российской Федерации. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст.7., п.1.). А также в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7.п.2.) .
Конституцией Российской Федерации установлено также, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Органы, осуществляющие социальное обеспечение граждан наделены также специальными полномочиями, регулируемыми федеральным законодательством и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Российская газета. 1994. № 238–239; Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст.3301.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Российская газета», 30.12.2013, № 295.
4. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). // «Российская газета», 30.07.2010, № 168.
5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 18.10.1999, № 42, ст. 5005.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» (с изменениями на 22 декабря 2020 года) Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. №298. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 499091781
7. Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения в 2014–2020 годах: Постановление правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 г. № 177-п [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mtsr.nso.ru/page/6644
8. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 52, ст. 7477.
9. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. - № 42, ст. 5009.
10. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. - № 47, ст. 5489.
11. Абрамкина, Д.А. Структурная безработица как индикатор несогласованности спроса и предложения на рынке труда: профессионально-квалификационный аспект / Д.А. Абрамкина // Вестник НГИЭИ. – 2020. – № 1 (104). – С. 107-116.
12. Агабекян, Р.Л. Современные теории занятости / Р.Л. Агабекян. - М.: Юнити Дана, 2016. -263 с.
13. Белохвостова, Н.В. Современные тенденции управления рынком труда / Н.В. Белохвостова // Современные проблемы науки и образования. 2016. - № 1-1. - С. 127–130.
14. Кадильникова, Л.В. Безопасность персонала и охрана труда как на-правление корпоративной социальной ответственности / Л.В.Кадильникова // Материалы международной научно-практической конференции, организованной совместно с администрацией ОЭЗ «ППТ «Липецк». 2017. – С. 104-108.
15. Костенко, Р.В. Современные проблемы занятости и безработицы в России / Р.В. Костенко // Colloquium-journal. – 2019. – № 7-6 (31). – С. 54-56.
16. Кравцова, Т.В. Модернизация института социальной ответственности. / Т.В. Кравцова. – М.: Содействие - XXI век, 2018. - 991 c.
17. Мамлеева, Э.Р. Влияние доходов населения на формирование качественных характеристик трудовых ресурсов / Э.Р. Мамлеева // Актуальные вопросы экономической теории: развитие и применение в практике российских преобразований. Материалы VI Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 226-230.
18. Марков, А.В. Трудовые ресурсы России: развитие и проблемы качества / А.В. Марков // В сборнике: Проблемы и перспективы развития социально -экономического потенциала российских регионов Материалы VI Всероссийской электронной научно-практической конференции. 2017. – С. 127-131.
19. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для СПО / Е. Е. Мачульская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 441 с.
20. Официальный портал федеральной службы по труду и занятости. Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rostrud.ru.
21. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам Р13 выборочных обследований рабочей силы). 2019: Стат.сб./Росстат. - М.: 2019. - 142 с.
22. Садунашвили Л.Р., Марков А.В. Российская экономика в условиях международных санкций // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2017. № 1. – С. 55-58.
23. Смоленцева, Е.В. Безработица в российской федерации: оценка и особенности / Е.В. Смоленцева // Московский экономический журнал. – 2019. – № 6. – С. 11.
24. Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения : Материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под ред. К. Н. Гусова. – М.: 2015. – 322 с.
25. Соян, Ш.Ч. Динамика демографической ситуации в Республике Тыва // European Social Science Journal. 2016. № 9. - С. 66-70.
26. Федеральная служба государственной статистики. Труд и занятость в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //www.gks .ru
27. Чернова А.Ю., Марков А.В. Эффективное сотрудничество вузов с предприятиями // Научный вестник Вольского военного института материального обеспечения: военно -научный журнал. 2017. – № 1 (41). – С. 116-119.