Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Анализ предметной области 5
1.1. Моделирование бизнес-процесса учета пассажирских ЖД перевозок 5
1.2. Моделирование в UML 10
2. Проектная часть 15
2.1. Обоснование выбора средства разработки 15
2.2. Информационная модель предметной области «Касса ЖД вокзала» 16
2.2 Описание алгоритмов работы с системой 23
3.Описание разработанного ПО 27
3.1. Описание структуры конфигурации 27
3.2. Описание разработанной конфигурации 29
Заключение 35
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В рамках данной работы выполнена разработка информационной системы для учета пассажирских ЖД перевозок. В настоящее время создание подобных информационных систем является актуальной задачей в связи с развитием информационных систем, используемых в ЖД компаниях в части обслуживания пассажиров.
В ЖД компаниях в настоящее время зачастую наблюдается несогласованность действий подразделений в части организации обслуживания пассажиров, что приводит к ошибкам при планировании рабочего времени специалистов и нарушению регламентов работы. Автоматизация процесса обслуживания пассажиров повышает эффективность координации действий различных отделов, обеспечивая их общей платформой для взаимодействия подразделений, и дает каждому из них доступ к полной информации о них, что способствует повышению эффективности деятельности.
Целью данной работы является разработка информационной системы в формате «1С: Предприятие» для совершенствования учета пассажирских ЖД перевозок.
Задачи проекта:
изучение специфики процесса учёта ЖД перевозок;
разработка технического задания;
анализ бизнес-процессов бронирования и продаж ЖД Билетов;
разработка информационной модели согласно поставленным задачам;
анализ входных и результирующих информационных потоков;
построение модели UML в рассматриваемой предметной области
обоснование выбора средства разработки;
разработка прототипа программного обеспечения в формате «1С: Предприятие» для автоматизации поставленных задач.
Объектом исследования является информационная система ОАО РЖД.
Предмет исследования – использование информационных технологий в учете пассажирских ЖД перевозок.
Метод исследования – изучение текущего состояния бизнес-процессов технологии учета пассажирских перевозок, изучение литературы в области информационных технологий, CASE-систем и языков программирования.
1.Анализ предметной области
1.1. Моделирование бизнес-процесса учета пассажирских ЖД перевозок
В рамках данной работы проведен анализ предметной области «Учет пассажирских ЖД перевозок». Основные задачи при решении данной прикладной задачи включают:
- учет маршрутов движения поездов;
- учет данных пассажиров;
- учет проданных билетов;
- формирование отчетности.
В настоящее время в рамках реформы открытого акционерного общества (ОАО) РЖД в сфере продаж пассажирских ЖД перевозок работает множество компаний. Таким образом, актуальность приобретает вопрос взаимодействия между ними, автоматизации бронирования билетов. В соответствии с политикой ЖД перевозчиков, стоимость ЖД билетов зависит от:
- времени приобретения билета;
- уровня комфортности;
- также возможны комиссии, связанные со способом оплаты ЖД билета.
Таким образом, при раннем бронировании билета, пассажиры смогут выбрать место нужного уровня комфортности и стоимости.
Проведем анализ бизнес-процессов работы кассы ЖД вокзалов в методологии IDEF0.
Контекстная диаграмма приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Контекстная диаграмма
Как показано на рисунке 1, входящими информационными потоками в технологии учета пассажирских ЖД перевозок являются:
Данные пассажиров;
Запросы на бронирование билетов;
Запросы отчетности;
Данные ЖД-перевозчиков и рейсов.
Результатными информационными потоками являются: проданные билеты, сформированная отчётность, посадочные ведомости. Диаграмма декомпозиции процесса «Учёт пассажирских ЖД перевозок» приведена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Диаграмма декомпозиции процесса «Учёт пассажирских ЖД перевозок»
Как показано на рисунке 2, основными технологическими процессами в информационной системе учета пассажирских ЖД перевозок являются:
ведение классификаторов;
учет пассажиров;
продажа билетов;
формирование отчетности.
Диаграмма декомпозиции процесса ведения классификаторов приведена на рисунке 3, для процесса продажи билетов – на рисунке 4.
Рисунок 3 - Диаграмма декомпозиции процесса ведения классификаторов
В ходе анализа бизнес-процессов технологии бронирования ЖД билетов были определены задачи автоматизации:
ведение классификаторов (ЖД-перевозчиков, станций, пассажиров);
учет расписаний;
учет цен на разные классы посадочных мест;
ведение учёта забронированных билетов;
формирование отчётности.
Рисунок 4 - Диаграмма декомпозиции процесса продажи билетов
На рисунке 5 приведена IDEF3-диаграмма определения рейса. подбор рейса предполагает выбор необходимого класса обслуживания, времени отправления. Оформление билета производится при наличии мест на запрашиваемые рейсы необходимого класса. Отказ в приобретении билеты возможен, если пассажир не предъявит документы, удостоверяющие личность.
Рисунок 5 – IDEF3 – диаграмма процесса «Определение рейса»
Внедрение информационных технологий в изучаемый бизнес-процесс позволяет снизить временных затраты на поиск необходимой информации (поиск подходящего рейса, билетов, мест необходимого класса, а также цены), бронирование билетов, формирование отчётности.
В рамках анализа предметной области «Работа кассы ЖД вокзала» был определен перечень задач автоматизации:
ведение картотек ЖД-перевозчиков;
учет персональных данных пассажиров;
учет расписаний;
учет бронирований;
составление отчетности в рамках указанной предметной области.
1.2. Моделирование в UML
На рисунке 6 приведена диаграмма вариантов использования разрабатываемой системы. Далее проведем анализ каждого из прецедентов.
Описание прецедента «Продажа»
1. Клиент делает запрос на приобретение ЖД-билета на нужную дату, пункт назначения.
2. Оператор-кассир выбирает наиболее подходящие варианты.
3. По согласованию с клиентом производится оформление продажи ЖД- билета.
Описание прецедента «Подбор рейса»
1. Клиент запрашивает: количество билетов, дату, время отправления и пункт назначения
2. Кассир подбирает подходящие рейсы и предлагает клиенту
Рисунок 6 - Диаграмма вариантов использования для предметной области «Работа кассы ЖД вокзала»
Описание прецедента «Подбор класса билета»
1. Кассир предлагает клиенту билеты различного класса обслуживания и соответствующие расценки
2. Клиент подбирает билет необходимого ему класса обслуживания
Описание прецедента «Подбор класса билета»
1. Кассир по данным о: ЖД перевозчике, месте назначения, классе обслуживания проводит расчет базовой стоимости перелета
2. Клиент предъявляет документы, дающие право на скидку
3. Кассир рассчитывает стоимость билета
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акперов, И.Г. Использование информационных технологий в менеджменте: Учебник / И.Г. Акперов, А.В. Сметанин, И.А. Коноплева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
2. Венделева, М.А. Информационые системы управленческого учета/ М.А. Венделева, Ю.В. Вертакова. - М.: Юрайт, 2013. - 462 c.
3. Голицына, О.Л. Проектирование баз данных: Учебное пособие / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.
4. Грекул В. И., Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. Информационные системы в экономике. — М.: Интернет-университет информационных технологий – М.: ИНТУИТ.ру, 2009. 144с.
5. Гринберг, А.С. Информационные технологии в управлении /А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко.-М.: ЮНИТИ, 2010.-479 с.
6. Диго, С.М. Вопросы проектирования и использование баз данных. /С.М. Диго.-М.: Финансы и статистика, 2010.-591 с.
7. Ивасенко, А.Г. Экономические информационные системы /А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко.-М.: КноРус, 2011.-153 с.
8. Колесников, В.И. Экономическая информатика/ В.И. Колесников. - М.: Дашков и К°, 2010.-399 с.
9. Трофимов, В.В. Основы информатики для экономистов /[В. В. Трофимов и др.] ; под ред. проф. В. В. Трофимова.-М.: Юрайт, 2010.-910 с.
10. Трофимов, В.В. Методологии моделирования бизнес-процессов/ В.В. Трофимов. -М.: Юрайт, 2010.-910 с.
11. Информационные технологии: [учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 080801 "Прикладная информатика" и др. экон. специальностям /В. В. Трофимов и др.] ; под ред. проф. В. В. Трофимова.-М.: Юрайт, 2009.-624 с.
12. Исаев, Г.Н. Информационные технологии: Учебное пособие / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2013. - 464 c.
13. Карпова, И.П. Базы данных: Учебное пособие / И.П. Карпова. - СПб.: Питер, 2013. - 240 c.
14. Кириллов, В.В. Введение в реляционные базы данных.Введение в реляционные базы данных / В.В. Кириллов, Г.Ю. Громов. - СПб.: БХВ-Петербург, 2012. - 464 c.