Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Хорошая физическая подготовленность боксеров, определяемая уровнем развития основных физических качеств, является основой работоспособности во всех видах как учебной, так и спортивной деятельности. Таким образом, современную физическую подготовку необходимо рассматривать как многоуровневую систему. Каждый уровень физической подготовки обладает своей структурой и особенными специфическими свойствами.
Общая физическая подготовка способна создать основу для изучения упражнений, содействует развитию двигательных способностей, а также развитию общей работоспособности. Также общая физическая подготовка в различных видах спорта способствует развитию физических качеств, которые необходимы спортсмену для достижения высоких результатов на соревнованиях.
Боксом могут заниматься дети и молодежь, не имеющие противопоказаний для занятий данным видом спорта. Бокс является вполне доступным видом спорта, так как не предполагает каких-либо ограничений относительно первоначальных возможностей занимающихся. Бокс является эффективным средством разностороннего физического развития и физической подготовленности.
Следует отметить разновозрастный состав занимающихся спортсменов в секции бокса. Тем не менее, на занятиях тренер-педагог добивается органического единства физического, социально-психологического и интеллектуального воспитания занимающихся, а также воздействует на их мотивационную сферу с целью воспитания устойчивой потребности к ведению здорового образа жизни. Воспитание потребности в саморазвитии, самоконтроле и самосовершенствовании ведёт к отказу от вредных привычек, заставляет искать оптимальный режим дня, учит рационально чередовать время труда и отдыха.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс боксеров.
Предмет исследования – общая и специальная подготовка в системе подготовки боксеров.
Цель работы – раскрыть общую и специальную физическую подготовку боксеров.
В работе ставились следующие задачи:
1.Изучить общую физическую подготовку. Цель и задачи общей физической подготовки.
2. Раскрыть специальную физическую подготовку. Цель и задачи специальной физической подготовки.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ________________________ факультета, состоит из введения, 2-х разделов, заключения, списка использованных источников. Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
1.1. Понятие общей физической подготовки
Общая физическая подготовка (далее-ОФП) - процесс усовершенствования двигательных физических качеств, направленный на разностороннее и гармоническое физическое развитие индивида.
ОФП направлена на повышение функциональных возможностей, общую работоспособность индивида является основной для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта .
Таким образом, ОФП из вышесказанного можно представить на рис. 1.1.
Рис.1.1.- Структура ОФП
Составлено автором на основании научных источников
Под физическими качествами в теории и методике физического воспитания подразумеваются те функциональные свойства организма, которые определяют двигательные возможности индивидуума.
В современной научной литературе отмечается, что структура каждого физического качества является очень сложным явлением. Как правило, компоненты данной структуры мало или совсем не являются связанными друг с другом. К примеру, компонентами быстроты, будут быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений, способность быстро набирать максимальную скорость, способность длительное время поддерживать достигнутую максимальную скорость.
Компонентами координационных способностей будут точность воспроизведения, дифференцирование и отмеривание пространственных, силовых и временных параметров движений, чувство ритма, равновесие, способность к ориентированию и быстрому реагированию в сложных условиях, способности к согласованию (связи) и перестроению двигательной деятельности, вестибулярную устойчивость, способность к произвольному расслаблению мышц и др .
В отечественной спортивной теории разливается 5 физических качеств: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Проявление этих физических качеств будет зависеть функциональных возможностей организма, от их подготовленности к двигательным процессам.
Каждый индивидуум располагает рядом двигательных возможностей (к примеру, имеет возможности поднять какой-то вес, пробежать определенное расстояние за то или иное время и т.п.). Физические качества способны реализовываться в установленных движениях, которые будут отличаться рядом характеристик, как качественных, так и количественных. Так, к примеру, спринтерский бег и марафонский бег должны предъявлять организму разные требования, вызывают проявление разных физических качеств.
Для оптимальной жизни и деятельности индивидууму надо не только нормальное функционирование органов и систем, но и развитие физических качеств. Одним из ведущих физических качеств буде выносливость. Под выносливостью подразумевается способность длительное время противостоять утомлению в какой-либо мышечной деятельности, при этом проявлять единство психических, психофизиологических функций организма. Выделяется общая и специальная выносливость.
Под общей выносливостью понимается длительное выполнение работы при помощи функционирования всех органов и систем .
Под силой как физического качества подразумевается способность активно преодолеть внешние сопротивления противодействовать проявления внешних сил.
Гибкость – способность человека выполнять действия с большой амплитудой и проявлять максимально возможную подвижность в суставах. Она является важным физическим качеством, характеризующим состояние опорно-двигательного аппарата. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды, утомления и времени дня .
Под скоростными способностями следует понимать возможность человека, которая обеспечивает ему выполнять двигательные действия в минимально для определенного условия промежутка времени.
Скоростные способности можно различать по следующим видам :
- по быстроте двигательных реакций;
- по быстроте одиночных движений;
- по частоте (темпу) движения.
Перечисленные виды считаются элементарными видами (формами) проявления скоростных способностей .
Многочисленные исследования последних десятилетий, в первую очередь, В.И. Ляха [24] показали, что разные виды проявлений координации человека в физическом воспитании, трудовой деятельности, в спорте, в быту имеют свои специфичные особенности.
В этой связи вместо существующего основного понятия «ловкость», имеющего несколько значений, ввели в практику и теорию понятие «координационные способности» (далее -КС), начали говорить о таких способностях, а также о необходимости дифференцированного подхода к их дальнейшему развитию. Рассмотрим подробнее понятие «координационные способности», основные показатели их оценки, показатели и виды этих способностей. Правильно осмыслить данные вопросы можно с помощью комплексного подхода и многоуровневой теории управления движениями, представленной известным российским психофизиологом Бернштейном Н.А. (1896–1966) .
В системе управления движениями одним из главных терминов, на основании которого составляются другие, является понятие «координация движений» - это «организация управляемости двигательного аппарата». По словам Н.А. Бернштейна, организация, управление и программирование любым движением происходят на различных этажах центральной нервной системы по принципу динамической субординации. Это значит, что ведущие уровни построения двигательных действий всегда регулируют программирующие и смысловые стороны движений, а низшие («фоновые») уровни, которые находятся под контролем высших (ведущих), обслуживают моторные стороны движений. Сенсорные коррекции как высших, так и низших уровней (при чем, низшие могут проходить бессознательно) обеспечивают движению устойчивость опорных частей тела, синергетическую плавность всех элементов участвующей кинематической цепи, экономичность мышечных усилий, стабильность, точность в пространстве и так далее.
Л.П. Матвеев при определении понятия «координационные способности» особое значение придает такому вопросу, как - по каким критериям проводится оценка данных способностей? Критерии в данном случае - это измерители оценки уровня координационных возможностей и составных элементов.
Исследования обеспечили возможность выделить такие виды и показатели координационных способностей: специфические, специальные и общие. Систематизация видов представлена на рисунке 1.1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Блинков, С.Н. Элективные курсы по физической культуре и спорту /С.Н. Блинков [и др.].- Самарская государственная сельскохозяйственная академия, 2018.-161 с.
2. Задачи общей физической подготовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studwood.ru/1163140/i_obschey_fizicheskoy_podgotovki. Дата доступа: 01.04.2019.
3. Ильинич, В.И. Физическая культура студента: учеб. /В.И. Ильинич.-М.: Гардарики, 2007.-448 с.
4. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Учебник для высших учебных заведений физического воспитания и спорта / Т.Ю. Круцевич. – Т. 2. Олимпийская литература. Киев. – 2013. – 456 с.
5. Лаптев, А.П. Управление тренированностью боксеров / А.П. Лаптев, В.Лавров, П.А. Левитан.- М.: Физкультура и спорт, 2003.- 156 с.
6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для студ. вузов / Л. П. Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2011. - 340 с. : ил. - (Атланты спортивной науки).
7. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н. Г. Озолин. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 864 с.
8. Остьянов, В. Н. Обучение и тренировка боксеров. — М.: Олимпийская литература, 2011. — 272 с.
9. Панамарчук, Н. К. Сравнительные особенности атакующей техники удара рукой в восточных и западных единоборствах // Молодой ученый. — 2017. — №15.
10. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. – К.: Олимпийская литература – 2004. – 808с.
11. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с.
12. Федченко, В. А. Защита боксера. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 58 с.
13. Хусяйнов, З.М. Тренировка нокаутирующего удара у боксеров высокой квалификации / З.М. Хусяйнов. - М.: МЭИ, 1995.
14. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций /В.Г. Шпак, А.А. Синютич.-Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2019 – 168 с
15. Якимова, Л.А. Физическая культура в вопросах и ответах. Учебное пособие /Л.А. Якимова.- Краснодар: КГУФКСТ, 2018.-109 с.