Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Подготовка детей к школе - одна из основных проблем, которая интересуют исследователей на протяжении длительного времени.
Совершенствование системы образования, углубление понимания важности дошкольного детства и его важности для дальнейшего развития личности, социокультурные процессы, происходящие в современном обществе - все это напрямую влияет на сущность понятия «подготовка к школе» и подходы для дальнейшего его изучения.
Подготовка детей к школе - ответственный процесс, который во многом ложится на плечи родителей дошкольника и дошкольного учреждения. Важнейшей задачей системы дошкольного образования является полноценное развитие личности ребенка и подготовка к посещению школы.
Подготовка к школе – сложная, многогранная задача, охватывающая все сферы жизни ребенка. При ее решении принято выделять ряд аспектов: индивидуально-физиологические особенности ребенка, положительное отношение к учению, адекватная самооценка, правильно организованный учебно-воспитательный процесс и т.д. От того, как ребенок развивается физически, умственно, духовно и личностно, и каково его здоровье зависит насколько успешно пройдет его адаптация в школе и насколько быстро он вольется в процесс обучения.
Поступление в школу означает начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, основным видом деятельности которого является учебная деятельность. Ученые, педагоги и родители вкладывают много труда, чтобы сделать школьное обучение не только эффективным, но и полезным, приятным и желанным как для детей, так и для заботящихся о них взрослых. Особое внимание при этом уделяется не только умственной подготовке, но и психическому и физическому здоровью учащихся, гармоничному развитию их личности. Поэтому подготовка детей к школе – это многокомпонентная задача. Как писал Венгер Л.А. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Вопросы готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и многие другие. Авторами дается анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности.
Актуальность исследования. На нынешнем этапе своего развития перед нашим обществом стоит задача дальнейшего совершенствования воспитательной работы с детьми дошкольного возраста и их подготовки к поступлению в школу. Чтобы успешно решить эту проблему, педагог должен уметь определять степень умственного развития ребенка, диагностировать его временные отклонения и на основании этого наметить способы коррекционной работы. Изучение уровня готовности детей к школе является основой как для организации всей последующей учебно-воспитательной работы, так и для оценки эффективности содержания образовательного процесса в детском саду.
Цель нашей работы определить, какие критерии учитываются при подготовке детей к школе.
Гипотеза. Мы предполагаем, что говоря о готовности детей к школе, учитываются не только интеллектуальные, но и психологические особенности развития дошкольника.
Задачи:
1) раскрыть понятие «готовность к школе»;
2) изучить, на какие аспекты следует обратить внимание при подготовке к школе;
3) рассмотреть понятие «интеллектуальная готовность»;
4) выделить компоненты психологической готовности к школе.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: готовность к обучению в школе и условия ее формирования.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы.
Данная работа состоит из введения, трех глав («Понятие готовности ребенка к обучению в школе», «Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению», «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению») и заключения.
1.1 . Понятие готовности ребенка к обучению в школе
Поступление в школу - поворотный момент в жизни ребенка. Меняется образ жизни ребенка, условия его деятельности, отношения с взрослыми и сверстниками.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения и благоприятное профессиональное развитие во многом определяются тем, насколько правильно учтена готовность детей к школьному обучению. В современной педагогике и психологии до сих пор нет единого и четкого определения терминов «готовность» или «готовность к школе».
Мухина В.С. отмечает, что готовность к школе - это желание и осознание необходимости учиться, возникающие в результате социального взросления ребенка, появления внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности. Ребенок начинает воспринимать свое положение дошкольника как несоответствующее его возрастным возможностям. Его больше не устраивает способ приобщения его к взрослой жизни, который предлагает ему игра. Он психологически вырастает из игры, и позиция школьника выступает в качестве ступеньки к взрослой жизни и ответственному обучению, к которому все относятся с уважением [15].
Анастази А. говоря о готовности к школе, подразумевает овладение навыками, знаниями, способностями, мотивацией и другими поведенческими характеристиками, которые необходимы для оптимального усвоения в рамках учебной программы [1].
Еще в 60-е годы Л. Божович отмечала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития умственной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольному регулированию и их познавательной активности в соответствии с социальной позицией ученика [2].
Аналогичные взгляды высказал А.В. Запорожец. Он отмечает, что готовность к школе - это целостная система взаимосвязанных характеристик личности ребенка, включающая особенности его мотивации, уровень развития познавательной, аналитической и синтетической деятельности, уровень гсформированности механизмов волевой регуляции. [11].
По мнению Е. И. Рогова, важным аспектом исследования готовности к школе является исследование проблемы психологической готовности к обучению в школе. Он выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для успеха учебной деятельности ребенка, так и для его ранней адаптации к новым условиям и безболезненного вступления в новую систему взаимоотношений [19].
Л.С. Выготский считал, что готовность к школе со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не в объеме полученных ребенком знаний, хотя это тоже важный фактор, а в уровне развития интеллектуальных процессов: "...ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы…Быть готовым к школьному обучению значит, прежде всего, обладать умением обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира " [7].
Сегодня принято считать, что готовность к школьному обучению - это многокомпонентное образование, требующее комплексного психологического исследования. Отечественные психологи в настоящее время придерживаются концепции Л.А. Венгера, B.C. Мухиной, подчеркивающих, что у дошкольника не может быть «школьных качеств» в чистом виде, то есть психологических особенностей, характерных для школьника, поскольку, как и все психические образования, они формируются в процессе той деятельности, для которой они необходимы, т.е. учебной. Исходя из этого, Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование, Т.2. М.: Педагогика, 1982., c. 112
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968, c.69
3. Большая советская энциклопедия – Москва: изд. «Советская энциклопедия», 1990г., с.980
4. Большой психологический словарь / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак. – 2003 г., с. 495
5. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994., c. 19
6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Как подготовить ребенка к школе. Ситуации, упражнения, диагностика. – Москва: Ось-89, 2004г.
7. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте//Избранные психологические исследования. М., 1956г.
8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе - М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., c.3
9. Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений № 2, 2002г., с. 10
10. Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе. – электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/12/13/kriterii-kommunikativnoy-gotovnosti-detey-k
11. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н. и Запорожца А.В - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995
12. Мережко О. Физическая готовность ребенка к школе – электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/fizicheskaja-gotovnost-rebenka-k-shkole.html
13. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка/Под ред. Н.И. Непомнящей. М., 1975. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе – Москва, 1986г.
14. Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе. – электронный ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/motivacionaja-gotovnost-rebenka-k-obucheniyu-v-shkole-konsultacija-psihologa.html
15. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? //Семья и школа. - 1987. - №4, с. 25-27
16. Психологическая готовность к школе. Что она в себя включает? – электронный ресурс: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/psixologicheskaya_gotovnost_k_shkole_chto_ona_v_sebya_vklyuchaet/
17. Психологическая готовность к школьному обучению – электронный ресурс:https://sch2098s.mskobr.ru/files/psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.pdf
18. Ращикулина Е. Н. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению – электронный ресурс: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=95696
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.,1996, с.44
20. Российская педагогическая энциклопедия - http://www.otrok.ru
21. Физическая готовность к школе – электронный ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya roditeley/2012/06/05/fizicheskaya-gotovnost-k-shkole
22. Что включает интеллектуальная готовность ребенка к школе? – электронный ресурс: https://alldoshkol.ru/podgotovka/chto-vklyuchaet-intellektualnaya-gotovnost-rebenka-k-shkole
23. Эмоционально-волевая готовность к школе – электронный ресурс: http wp-content/uploads/2016/01/Эмоционально-волевая-готовность-к-школе.pdf:
24. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 1991. – 416 с.