Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что с государственное устройство любой страны является основным институтом при определении которого строятся как система государственной власти в государстве, так и пути деятельности государства на долгосрочную перспективу именно в связи с этим необходимо детально проводить анализ как ныне существующих форм государственного устройства, так и ранее существовавших форм.
Вопросы государственного устройства современной России является краеугольным камнем в юридической науке и изучается различными ее дисциплинами. Проблема сохранения российской государственности, как показывает отечественный и зарубежный исторический опыт несет в себе скрытую угрозу существования государства и служат причиной возникновения вооруженных конфликтов и гражданских войн.
Глава 1. История становления федерализма
1.1. Федерализм как форма государственного устройства
Широко известно, что в соответствии принятой в науке «Теория государства и права» практикой, все государства по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные государства. Под сложным государством принято понимать такое государство, которое состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной государство подобной самостоятельностью. К числу сложных государств, как правило, относят империи, конфедерации и федерации. В качестве же основного критерия подразделения на простые и сложные государства используется наличие или отсутствие внутри государства обособленных образований, пользующихся определенной государственно-правовой самостоятельностью. По этому критерию представители отечественной теоретической правовой науки федеративное государство относят к числу сложных государств. Считается, что унитарное государство – это простое государство, которое в своем составе имеет лишь административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области и т.д.), а федеративное государство – это такое государство, которое внутри себя имеет другие государство подобные образования.
Федерация представляет собой достаточно сложную форму территориально-государственного устройства, однако на сегодняшний день легального определения понятия «федерация» нет ни в российских, ни в международных нормативных правовых актах, поэтому ответ на вопрос о том, что такое федерация способна дать только теория права.
Однако и в теории права достаточно сложно найти ответ на данный вопрос, поскольку авторы большинства учебников зачастую уходят от его точного определения. Одними из тех немногих, кто все-таки попытался дать определение федерации являются М.В. Баглай, Матузов Н.И. и Малько А.В., а также Катков Д.Б., Корчиго Е.В.
Так, М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации» пишет: «Федеративное государство — это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью». Но если исходить из этого определения, то получается, что автор приравнивает федерацию к конфедерации, ведь оно не позволяет отграничить федерацию от конфедерации, поскольку речь идет не об одном общем союзном государстве, а о союзе государственных образований и не указывается, о каком именно уровне их самостоятельности можно говорить в рамках федерации .
А Матузов Н.И. и Малько А.В. в учебнике «Теория государства и права» определяют федерацию как «сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности». Недостатком данного определения, на наш взгляд, является то, что субъект Федерации наделяется суверенитетом, но субъекты РФ не обладают государственным суверенитетом, поскольку согласно ст. 4 Конституции РФ «суверенитет принадлежит РФ и распространяется на всю ее территорию».
1.2. Становление федеративного устройство в России
Но необходимо отметить, что к федеративной форме территориально-государственного устройства наша страна шла достаточно долго. Будучи до 1917 года Империей и будучи третьим по площади из когда-либо существовавших государств (после Британской и Монгольской империй) Россия оставалась государством унитарным.
Впервые федеративный характер Российского государства, как известно, получил свое правовое закрепление в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (1918 г.) , ставшей составной частью первого писаного конституционного акта оформившейся республики. Конституционно провозглашалась федерация советских национальных республик, образованная на основе свободного союза свободных наций. В наименовании образовавших данный союз республик сохранялось указание на их автономность, остальные же, признаваемые в качестве таковых, административно-территориальные образования сохраняли за собой статус губерний и областей, переходивший "по наследству" от рухнувшей в один миг империи. Однако фактически федеративных отношений между ними и центральными органами власти не складывалось ввиду распространения на них централизованной системы подчинения, с возможностью лишь участия в деятельности федеральных советских учреждений. К тому же пути построения федеративных отношений еще только определялись, а вертикаль управления была более или менее ясной.
Представляется, что отмеченный ранее принцип субсидиарности как минимум должен быть выражен в формальном разграничении полномочий между Федерацией и составляющими ее субъектами. Подобное конституционное закрепление, безусловно, должно преследовать цель предоставления возможности малым сообществам решать общественно значимые для них вопросы исходя из специфики их организации, национальных, культурных и иных особенностей жизнедеятельности. Более же крупным государственным образованиям, осуществляющим свои полномочия от имени всей Федерации, должна отводиться объединительно-направляющая и в ряде аспектов вспомогательная роль, обеспечивающая удовлетворение интересов всей совокупности субъектов. При этом предусмотренные Основным Законом страны территориальные единицы должны действовать без необоснованного стороннего вмешательства, подавления их собственной инициативы, а следовательно, и без их поглощения, что само по себе противоречит федеративной природе организации государства.
Как известно, проблема разграничения предметов ведения и полномочий актуальна для любого федеративного государства. Разрешение ее связывается с возможностью комбинации четырех элементов: исключительные полномочия Федерации; исключительные полномочия ее субъектов; совместная или конкурирующая компетенция; остаточные полномочия, не охваченные по разным причинам ни одним из выделенных направлений . В содержании первой Конституции РСФСР не усматривалось сколь-нибудь приемлемого варианта подобного разграничения. Более того, проявляет себя нацеленность на централизацию всей полноты государственной власти, сосредоточение ее лишь на федеральном уровне.
Так, например, регламентируя предметы ведения органов советской власти на местах, Конституция РСФСР вменяла в обязанности соответствующих органов и Советов депутатов проведение в жизнь всех постановлений вышестоящих органов государственной власти, объединение всей советской деятельности в пределах подведомственной им территории . Перечень же предметов ведения центральных органов власти оставался открытым с одновременным указанием на то, что в него, по их самостоятельному усмотрению, могут быть включены все вопросы, которые они признают подлежащими их решению. Кроме того, полномочия федеральных органов власти необоснованно расширялись посредством предоставления возможности осуществления контроля за нижестоящими органами и советами, а также наделения правом отмены принятых ими решений. Подобное, безусловно, должно быть признано противоречащим основополагающим принципам и самому духу федеративных отношений.
Глава 2. Государственное устройство России и Франции на современном этапе
2.1. Государственное устройство современной России
Наиболее существенное продвижение основы субсидиарности в Российской Федерации получают с момента принятия действующей Конституции в 1993 г. В ее тексте уже безоговорочное закрепление получает принцип разграничения предметов ведения и полномочий вне зависимости от статуса субъектов Федерации. Сами субъекты перечисляются в статье Конституции в алфавитном порядке, а в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации провозглашается их равноправие и самостоятельность. Субъекты получают возможность образовывать систему органов государственной власти (однако с учетом принципов, заложенных на федеральном уровне) и осуществлять самостоятельное правовое регулирование. Примечательно в этой связи положение, согласно которому нормативные правовые акты субъектов, принятые в пределах их собственных полномочий, получают приоритет над федеральным законодательством в случае вторжения последнего в исключительную компетенцию региональных органов государственной власти.
Тем не менее развитие конституционного законодательства в последние годы позволяет все же усомниться в истинной самостоятельности субъектов Российской Федерации. Так, отдельными учеными отмечаются различия в социально-экономическом развитии самих субъектов, что порождает некоторое угнетение в социальной, демографической, культурной и других сферах жизнедеятельности их народонаселения, излишнюю детализацию федеральным законодательством вопросов совместного ведения, не оставляющую субъектам простора при удовлетворении собственных инициатив, и другие аспекты. Без сомнения, отмечаемые свидетельства о развитии современных федеративных отношений в сторону чрезмерного усиления централизации власти, ориентации на усиление единства в федеративных отношениях не могут не отражаться и на положениях конституционного акта государства.
Для примера можно отметить осуществление государственными органами функции народного представительства. В частности, не вызывает сомнения отмечаемый в научной литературе факт, что верхняя палата федерального парламента - Совет Федерации олицетворяет собой представительство регионов, обеспечивает возможность как участия субъектов Российской Федерации в решении общегосударственных вопросов, так и продвижения собственных инициатив . Тем не менее в качестве одной из последних поправок к Конституции РФ состав данной палаты был дополнен такой категорией членов, как представители Российской Федерации . Таким образом, исторически складывающаяся структура парламента в федеративном государстве свидетельствует о явной склонности к централизации, тем самым размывается подлинный смысл рассматриваемого принципа субсидиарности.
2.2. Проблемы и перспективы развития федеративного устройства современной России
Сегодня же Российская Федерация развивается как сверхцентрализованное государство с сильным центром, доминирующим как по правотворческим и исполнительным полномочиям, так и по финансовым ресурсам.
Россия представляют собой государство, в котором возникает проблема существования самих федеративных отношений и на сегодняшний день данная проблема остается нерешенной. Причина состоит в том, что предыдущие исторические периоды развития России федеративные отношения изначально рассматривались на политическом уровне, которые сопровождается требованиями определенных благ. В научной литературе нет единства мнений в решении вопросов организации субъектного состава федерации (может состоять из административно-территориальных и (или) национально-территориальных единиц). Федерализм в большей мере способен обеспечить мир в многонациональном государстве при административно-территориальном принципе образования субъектов, но не в каждой стране есть возможность ему следовать.
Структурная характеристика Российской Федерации отличается разнообразием форм составляющих федерацию образований: административно-территориальных (края, области, города федерального значения) и национально-территориальных (автономные округа, автономная область), национально-государственных(республики). Данное разнообразие явилось результатом исторического развития России и отражает особенности ее национального состава.
2.3. Государственное устройство Франции
По государственному устройству Франция представляет собой республику, в которой смешиваются черты президентской и парламентской форм. Главой правительства является президент, во Франции его выбирают на семь лет с помощью всеобщего голосования, состоящего из двух туров. Если первый тур не показывает абсолютное большинство голосов за одного из кандидатов, назначается второй тур.
Функции французского президента обширны: он может назначать премьер-министра и министров без разрешения Парламента, руководить вооруженными силами, назначать выборы, распускать Национальное собрание.
Национальное собрание – одна из двух палат французского парламента. Известная также как Национальная ассамблея, это нижняя палата, располагающаяся в Бурбонском дворце в столице. Собрание включает в себя 577 депутатов, избирающихся с помощью выборов на пять лет. Их функции – принимать новые законы и контролировать действия правительства. Президент имеет право распустить нижнюю палату по результатам консультации с премьер-министром и представителями парламента.
Верхняя палата парламента Франции – Сенат. Это также законодательный орган, который состоит из 348 сенаторов. В отличие от Национального Собрания, Сенат преимущественно консервативный, так как закрепилась традиция предпочитать представителей аграрных департаментов страны. Кроме того, президент не может распустить Сенат, что гарантирует стабильность работы этого органа. Смена состава в нем происходит каждые 3 года, при этом около половины депутатов заменяются. Сенат может использовать право «вето» на внесение поправок в Конституцию, но в остальных случаях последнее слово всегда остается за Национальным собранием.
Законодательная власть Парламента значительно ограничена конституцией, которая предписывает определенный круг задач для этого органа. Остальные вопросы должно решать правительство.
Исполнительная власть во Франции принадлежит президенту и Правительству, которое носит название Совет Министров. Нельзя быть одновременно членом Правительства и Парламента, то есть иметь в руках законодательную и исполнительную власть. Национальное собрание может объявить вотум недоверия правительству большинством голосов.
Во Франции действует специальный орган контроля Конституции – Конституционный совет. Он был создан в 1958 году, когда была принята действующая сегодня Конституция Пятой республики. В его составе всего 9 человек, среди которых обязательно должны быть бывшие президенты Франции. Конституция во Франции имеет длительную историю, впервые ее приняли в 1791 году, в результате Великой французской революции. Современная конституция была создана по инициативе Шарля де Голля, она учредила пост Президента и Премьер-министра, превратив Францию в смешанное государство из парламентского. Премьер-министр Франции обязан следить за выполнением законов, назначать некоторые должности, нести ответственность за национальную оборону.
Заключение
История свидетельствует, что государства всегда отличались друг от друга внутренним устройством, способом территориального деления, степенью централизации государственной власти. И это не случайно. Любое государство старается максимально эффективно организовать управление своей территорией с помощью определенного государственного устройства.
Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.
Государственное устройство зависит от множества факторов, среди которых можно отметить следующие: размер территории, численность и национальный состава населения, исторические традиции народа, особенности политического режима, форма правления государства.