Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионный Фонд РФ - это независимая государственная кредитно - финан-совая организация, которая отвечает за сбор и накопление страховых взносов от работающего населения, для выплаты госпенсий и прочих социальных видов по-мощи населению страны. Пенсионный Фонд России считается одним из важней-ших социальных институтов. Он также считается главной федеральной финансо-вой системой в сфере государственного социального обеспечения для населения.
Пенсионный фонд РФ является важным звеном финансовой системы, ре-зультативность которой определяет социально-экономическое развитие страны. Для этого важно изучить как устроена пенсионная система, так как в настоящее время существуют ряд проблем, например, таких как дефицит бюджета, недопо-ступление страховых взносов в пенсионный фонд из-за теневой экономики, и не до конца проработанной система легализации самозанятого населения. При этом пенсионная система до сих пор финансируется частично за счет трансфертов из федерального бюджета, и это, в любом случае, является серьезным фактором риска в условиях бюджетного дефицита, а также серьезных проблем в российской экономике.
Право на пенсию – одно из основных прав, установленных Конституцией РФ (ч.1 ст.39), которые согласуются с нормами международного права, совре-менными стандартами обеспечения социальной помощи и защиты права на жизнь. Более 43 млн. граждан России являются пенсионерами по линии Пенсион-ного фонда. В Хабаровском крае около 400 тысяч.
Пенсионный фонд России сегодня – это крупная вертикально интегриро-ванная структура государственных учреждений, реализующих государственные полномочия по пенсионному страхованию, пенсионному обеспечению и отдель-ным мерам государственной социальной поддержки. Подразделения фонда пред-ставлены во всех региональных и районных центрах.
Поэтому вопрос перспектив развития и устойчивости отечественной пенси-онной системы на ближайшие 10-15 лет является одним из самых актуальных в российской национальной экономике. По этой причине, реформа пенсионной си-стемы является одной из тех мер, которые призваны будут обеспечить усиленное экономическое развитие РФ, что позволит России успешно развиваться в совре-менных условиях.
Цель работы - рассмотреть роль Пенсионного фонда Российской Федера-ции в финансовой системе страны.
Предмет исследования — финансовые и социально-экономические отноше-ния, возникающие в процессе пенсионного обеспечения граждан.
Объектом данной работы является государственный внебюджетный Пенси-онный Фонд.
В соответствие с целью, поставлены следующие задачи:
- изучить устройство бюджета Пенсионного фонда, его доходов и расхо-дов;
- рассмотреть структуру Пенсионного;
- Изучить формирование средств Пенсионного Фонда РФ.
Методами исследования являются анализ, сравнение, системно-структурный метод.
Информационной базой являются нормативно-правовые акты, данные Рос-стата, статьи экспертов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка ис-пользованных источников.
Глава 1. Место и роль Пенсионного фонда Российской Федерации в ре-ализации государственной социальной политики
1.1. Пенсионный фонд РФ: история создания и реформирования, струк-тура и назначение
Пенсионный фонд России (ПФР) - один из трех государственных внебюд-жетных фондов, обеспечивающих обязательное социальное страхование в Рос-сийской Федерации. Фонд выполняет функции государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию. Координацию деятельности Пенсион-ного фонда выполняет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пенсионный фонд России образован постановлением Верховного Совета РСФСР 22 декабря 1990 года. Перед новой организацией были поставлены зада-чи по аккумуляции страховых взносов и финансированию расходов на выплату государственных пенсий, по контролю за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов и правильным, рациональным расходованием его средств.
История ПФР насчитывает без малого уже три десятилетия. Практически ПФР – ровесник новой современной России.
В ноябре 1990 года на смену 2-м Законам «О государственных пенсиях» 1956г. и 1964г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» был принят 340-й закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который на тот момент признавался как «чрезвычайно радикальный». Единый пенсионный закон при-шел на смену законам, регулирующим пенсионные права для рабочих и служа-щих по одним правилам и по совершенно другим правилам для членов колхозов. Таким образом, учреждалась единая всеобщая пенсионная система России.
Также впервые появились социальные пенсии для тех, кто не имел необхо-димого трудового стажа. Пенсионный закон 90-го года также обеспечил старт перехода к страховой пенсионной системе, основанной на солидарно-распределительных принципах, заложена связь заработной платы принимаемой для расчета пенсии с условием обязательного страхования этой ЗП на случай не-трудоспособности. А финансирование пенсий предусматривалось из (на тот мо-мент еще не созданного) Пенсионного фонда[13].
В рамках реализации данного закона для целей государственного управле-ния финансами пенсионного обеспечения 22 декабря 1990 г. было образовано самостоятельное кредитно-финансовое учреждение Пенсионный фонд России. Отделение ПФР по Хабаровскому краю создано 27 февраля 1991 г.
В кратчайшие сроки была проведена регистрация и создана база платель-щиков страховых взносов в ПФР, организованы все процессы администрирова-ния страховых платежей. И в последующий исторический период перехода к ры-ночному укладу экономики, который сопровождался в 90-х годах массовой без-работицей и банкротством многих крупных (бюджетообразующих) предприятий, когда бюджетная поддержка консолидированной пенсионной системы станови-лась невозможной, утвержденная организационно-правовая структура Пенсион-ного фонда сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы социального страхования в России и доказала свою эффективность и значимость в периоды финансовой и экономической дестабилизации государства, позволив своевремен-но исполнять, возложенные на Фонд функции.
Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финан-сирования выплаты пенсий с запретом на использование «пенсионных» денег на другие нужды. Пенсионным фондом собирались (аккумулировались) страховые взносы работодателей, которые целенаправленно шли на выплату пенсий граж-данам, не растворяясь в общем бюджете.
Средства ПФР формально отделены от федерального бюджета, но при этом – это собственность Российской Федерации. Такая структура управления пенси-онными средствами сыграла важную роль и обеспечила защиту пенсионных средств в экономически нестабильные периоды, когда прежняя модель финанси-рования пенсий из государственного бюджета уже очевидно не сработала бы. (в Хабаровском крае никогда не было перебоев с выплатой пенсий).
Проблема 90-х годов проявлялась не только в развале экономики и неста-бильности финансовой системы, - развал государственных предприятий, и появ-ление коммерческих повлекло еще и проблему сохранности архивов, сохранно-сти, а также достоверности трудовых книжек. Поэтому, принятый 01.04.1996 г. 27-ФЗ «Об ИПУ в СОПС» дал старт не только следующему этапу перехода к страховой модели, а именно, в соответствии с этим законом ведение учета пенси-онных прав работающих граждан перешло фактически к органам ПФР[12].
На каждого гражданина с 1997(8) в ПФР открывается ИЛС с уникальным номером – СНИЛС (всего в системе ОПС уже зарегистрировано более 150 млн ИЛС, в крае – 1,5 млн). На ИЛС аккумулируется информация, которая впослед-ствии используется при назначении пенсии конкретному гражданину. В период 1997(8)-2001 гг. на ИЛС персонифицировано фиксировались только сведения о стаже и заработке. А с 2002 года, с развитием технологий, стало возможным учи-тывать и страховые взносы, начисленные работодателем (а сейчас и пенсионные коэффициенты). Технология ПУ стала фундаментом, технологической платфор-мой для развития пенсионной системы, основанной на страховых принципах. Та-ким образом, с выходом и реализацией закона о персонифицированном учете от-крылась новая эпоха в развитии современной пенсионной системы.
Следующим серьезным шагом в реформировании пенсионной системы стал 2002 год, с 1 января одновременно вступили в силу три федеральных закона: Об обязательном пенсионном страховании (167-ФЗ), О трудовых пенсиях (173-ФЗ) и О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации (166-ФЗ). Первый и третий законы действуют до настоящего времени, а закон о трудовых пенсиях трансформировался с 2015 года в два закона: О страховых пенсиях (400-ФЗ) и О накопительных пенсиях (424-ФЗ).
Здесь важно акцентировать внимание, что в 2002 году впервые введены обязательства государства, когда часть трудовой (страховой) пенсии (пенсии по 173-ФЗ), при наличии на нее права, устанавливается гарантированно, вне зави-симости от стажа, вне зависимости от размера заработка и страховых взносов, гарантированная часть трудовой (страховой) пенсии – это БЧП или далее ФБР или сейчас ФВ[16].
Также впервые за счет средств федерального бюджета стали полностью фи-нансироваться все пенсии по закону 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в РФ - это государственные пенсии, условием назначения которых является не стаж, а либо особые заслуги перед государством (как у УВОВ, ИВОВ), либо возмещение вреда здоровью (как в результате радиационных, тех-ногенных катастроф), либо предоставление средств к существованию (когда при инвалидности, старости или потере кормильца отсутствует право на страховую пенсию – нет стажа). Эти пенсии полностью выплачиваются за счет средств феде-рального бюджета[17].
Так же впервые с 2002 года в пенсионной системе появляется накопитель-ный компонент, который стал формироваться за счет части страхового тарифа.
Таким образом, обозначились рамочные возможности для дальнейшего формирования трехуровневой пенсионной модели: базовые государственные га-рантии + страховой уровень пенсионного обеспечения + накопительный.
Напомню, что предварительные ориентиры на трехуровневую модель пен-сионного обеспечения (с накопительным компонентом) были обозначены еще в 1995 году, когда в августе постановлением N 790 правительство РФ одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения в РФ, а затем, 20.05.1998 г. постановлением N 463 Программу пенсионной реформы в РФ.
Но в связи с кризисом 98г. в 1999 г. эти планы были приостановлены.
Итак, Пенсионный фонд с 2002 года стал являться страховщиком по обяза-тельному пенсионному страхованию, с выполнением функций пенсионного обес-печения. Именно 167-й ФЗ закрепил передачу от органов государственной и му-ниципальной власти полномочий по назначению и выплате пенсий Пенсионному фонду РФ. Итак, в полномочия фонда вошли учет пенсионных прав граждан на технологической платформе ПУ, учет и администрирование пенсионных взносов, установление и выплата страхового возмещения (страховых пенсий, пенсий и иных выплат за счет пенсионных накоплений), а также установление и выплата государственных пенсий и отдельных социальных выплат [9].
С 2017 года полномочия по сбору взносов осуществляет налоговая служба. ПФР же остается администратором пенсионных прав граждан и социальных обя-зательств государства перед гражданами.
Несколько слов о страховом тарифе на ОПС. Он определен законодательно и на сегодня составляет 22% (менялся), из которых 16% - индивидуальная часть, учитывается на ИЛС граждан, и 6% - солидарная часть, поступающая в бюджет ПФР (для фиксированной выплаты). Тариф не удерживается из з/платы работни-ков. Это начисления работодателя на общий ФОТ.
Помимо общеустановленного тарифа, для работодателей с вредными и тя-желыми условиями производства предусмотрен дополнительный тариф, за счет которого финансируются досрочные пенсии.
В контексте темы страхового тарифа сразу же, отмечу, о пенсионных накоплениях. Как уже было сказано, накопительный элемент появился только в 2002 году - для лиц 1967 г.р. и моложе часть страхового тарифа (2-4-6% из 16%) направлялась на формирование пенсионных накоплений. Но с 2014 г. введен мо-раторий на дальнейшее формирование пенсионных накоплений, тариф не делит-ся, все 16% учитываются на страховую пенсию. Накопления, сформированные ранее, никуда не изъяты, они по-прежнему учтены в лицевых счетах граждан, ин-вестируются, и при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста) – выплачиваются гражданам. Первые выплаты начались с 2012 года, их осуществляет ПФР или НПФ, выбранный гражданином.
Также, помимо пенсионных накоплений из обязательного тарифа, следует напомнить о программе добровольных пенсионных накоплений. Эта программа, в части вступления в нее (с условием получения госсофинансирования), работала с 2008 по 2014 год. В части формирования накоплений, она продолжает действо-вать и сейчас, в течение 10 лет с момента первой уплаты, т.е. до 2025 г.
Особенность этой программы заключается в том, что государство участвует в формировании пенсионных накоплений в том же объеме, что и вносит человек, т.е. взносы удваиваются. В народе она называлась «тысяча на тысячу». При наступлении пенсионного возраста ПФР назначает и выплачивает накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату (за счет добровольных средств и на срок не менее 10 лет) или единовременную выплату, если при расчете накопительной пенсии, ее размер менее 5% страховой пенсии. Причем для получения этих вы-плат возраст сохранен 60 – для мужчин и 55 – для женщин. Если человек, имею-щий пенсионные накопления, не дожил до указанного возраста, средства получат его правопреемники