Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическая теория представляет собой теоретическое и практическое основание экономической науки. Экономическая теория включает в себя большое количество школ и направлений и постоянно эволюционирует.
Базовой задачей экономической теории является объяснение событий, которые происходят в экономике, используя модели действительности; отражение реальной экономики. Экономическая теория не просто описывает явления экономики, а демонстрирует их взаимозависимость. Экономическая теория, таким образом, раскрывает сущность системы явлений экономики.
Предмет экономической теории – общественная деятельность при применении ограниченных ресурсов при производстве товаров и услуг для удовлетворения потребностей в обществе.
Экономика представляет собой специфичную область жизни общества со своими законами, проблемами и темами. При этом создается экономический потенциал социума, происходит производство различных услуг и товаров для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества.
Под рынком понимается общность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения денег и товаров. Отношения эти базируются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Целью данной работы является рассмотрение принципов рыночного механизма.
Задачи:
- описать сущность рынка, условия его возникновения и развития;
- проанализировать законы, признаки, функции рынка; изучить достоинства и недостатки рыночной системы.
- рассмотреть многообразие форм собственности на средства производства;
- описать конкуренцию и образование цен на рынке как принцип работы рынка;
Объект исследования – рыночный механизм. Предмет исследования - принципы рыночного механизма.
Глава 1 Рынок и особенности его функционирования
1.1 Сущность, законы, признаки и функции рынка. Условия возникновения рынка. Модели рыночных механизмов
Основателем рыночной теории является представитель классической школы экономики Адам Смит, который указал на причины развития товарного обмена. Смит говорит о существовании «экономического человека», который характеризует действия человека в экономической сфере. По мнению Смита, экономический человек исходит из своей выгоды. Это человек с эгоистическими побуждениями. Благодаря этому появляется обмен, поскольку экономический человек не привык делать подарки или что-то давать, поскольку требует взамен как минимум эквивалентного возмещения своим усилиям. Согласно Смиту, обмен, как, впрочем, и рыночная экономика, естественны для человека.
Также экономист говорит о существовании так называемой «невидимой руки», которая представляет собой объективные законы экономики, которые функционируют независимо от сознания и воля индивидов.
Интегрируя термины «невидимая рука» и «экономический человек», Смит полагал, что человек, основываясь только на своих интересах, служит интересам социума более действенно, чем тогда, когда пытается это делать сознательно. «Невидимая рука» позволяет обществу развиваться лучше, чем если бы в этом ему помогало государство. Если человек функционирует по принципу «невидимой руки», то он удовлетворяет свои потребности, поэтому результат более эффективный как для него, так и для социума .
Развитие рынка
С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность и рыночные отношения достигли при капитализме.
Конкуренция представляет собой систему специфических взаимоотношений между компаниями, регионами и государствами.
Конкурентным называется рынок, который представляет собой саморегулирующуюся систему, которая достигает определенных результатов самопроизвольно, без вмешательства внешних сл.
В экономических словарях конкуренцию (от лат. cocurrere – «сталкиваться») определяют как соперничество, противостояние, борьбу между участниками рынка за ограниченные ресурсы и потребителя. Однако, как правило, авторы избегают определять конкуренцию как таковую без указания каких-либо дополнительных ее характеристик: совершенная, несовершенная, монополистическая и т.д.
К примеру, при монополистической конкуренции существует большое количество продавцов, которые продают дифференциальный продукт. Это дает возможность продавцам контролировать продажную цену товара или услуги.
Монополистической конкуренцией называется тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый вид рынка, наиболее приближенный к совершенной конкуренции. Понятие конкуренции отлично от понятии монополии. Часто под этими понятиями понимают прямо противоположные термины. Каждый производитель желает быть монополистом в своей нише, но это возможно только единицам. Экономическая структура стран различна, но, в то же время, обладает схожими характеристиками. Если говорить про совершенную конкуренцию, то она представляет собой идеальную модель рынка. В совершенной конкуренции нет монополии.
Кредит — это временное перемещение материальных ценностей от одного лица к другому на договорных отношениях, при которых устанавливается срок возврата, а также размеры комиссии за их использование.
Рынок ценных бумаг – это неотъемлемый элемент отношений рынка. Ценные бумаги являются предметом купли-продажи с применением ценового комплекса. Поэтому ценные бумаги всегда отличались от обычных товаров .
Приоритетной задачей, которую должен выполнять рынок ценных бумаг, является обеспечений условий инвестиционного привлечения в компании, доступ в компании более доступного, по сравнению с банковскими кредитами, капитала.
Рыночным механизмом является механизм взаимосвязи и взаимодействия базовых частей рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции и базовых экономических рыночных законов.
Экономическими законами рынка являются:
1) Изменение спроса и предложения;
2) Изменение равновесной цены;
3) Изменение конкуренции;
4) Законы стоимости, прибыли и полезности .
Рыночные цели – это спрос и предложение. Взаимодействие эти категорий определяет, что и в каком количестве следует производить и по какой стоимости продавать.
Важная категория рынка, показатель рыночной конъюнктуры – это спроса покупателя. Через объем спроса мы можем видеть соотношение потребности как нужды, которая приняли определенную форму, которая определяется уровнем культуры, личностью потребителя и потребления как фактически удовлетворенной потребности .
Если рассматривать потребительский спрос как категорию экономики, то он представляет собой потребность, которая обеспечена средствами в качестве денег, которая представлена на рынке.
Если же рассматривать спрос как предмет деятельности коммерции, то он представляет собой объем товаров, который покупатель хочет и может купить по удовлетворяющей его цене в течение конкретного временного промежутка.
Главными компонентами спроса являются наличие конкретных потребностей в товарах или услугах и обеспеченность этих потребностей денежными средствами. Базовыми факторами, которые бы способствовали тому, чтобы спрос удовлетворялся, являются приемлемые для клиентов цены и соответствующее спросу по объему и структуре предложение товаров.
Предложение представляет собой совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по определенной цене. Величиной предложения является максимальное количество товара, которое продавец готов продать по определенной цене.
Цена – это важный рыночный инструмент, обеспечивающий участников рынка важной информацией, на базе которой принимается решение об увеличении или уменьшении производства товара.
На рисунке 1 мы показали признаки конкурентного рынка.
На рисунке 2 представлены функции свободного рынка.
Экономическое положение производителей и потребителей определяется рыночной конъюнктурой, которая зависит от различных факторов.
Конъюнктурой рынка называется общность формирующихся на рынке в определенный момент времени условий экономики, при которых реализуются товары и услуги.
Инфраструктурой рынка является общность институтов, систем предприятий, благодаря которым рынок функционирует.
Рисунок 1 – Признаки конкурентного рынка
Рисунок 2 – Функции конкурентного рынка
Функции рынка:
1) Информационная функция. Рынок дает объективную информацию о том, как изменяются условия экономики. Рынок дает информацию о количестве продукции, которая производится, об ассортименте, о качестве и цене.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Амосов А. И. Экономическая теория. – М.: Проспект , 2018 - 605 с.
2) Баликоев В. З. Общая экономическая теория. 6 – М.: ОМЕГА-Л , 2017 - 684 с.
3) Бартенев С. А. История экономических учений: курс в схемах. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2019.
4) Беккер Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избр. труды по экон. теории / Г. С. Беккер ; пер. с англ.; сост., науч. ред., послесл. Р. И. Капелюшников ; предисл. М. И. Левин. – М.: ГУ ВШЭ, 2018. – 672 с.
5) Булина А. О., Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы // Вестник Санкт-Петербургского университета, Экономика. — 2020. — № 2. — С. 163-188.
6) Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн ; пер. с англ. П. М. Кудюкина ; под общ. ред. канд. полит, наук Б. Ю. Кагарлицкий. – СПб.: Университетская книга, 2018. — 416 с.
7) Гончаренко, В. М. Дисбаланс спроса и предложения в условиях неопределенности / В.М. Гончаренко, М.С. Елаева, А.Б. Шаповал. - М.: Инфра-М, Форум, 2018. - 160 c.
8) Гохберг Л. М., Кузнецова Т. Е. Инновации как основа экономического роста и укрепления позиций России в глобальной экономике // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. 2012. №2.
9) Гурова Т., Как сохранить совершенную конкуренцию // Эксперт. — 2018. — № 47. — С. 48-49
10) Дингуй Х. Китай: подходы и особенности экономических преобразования // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 6. С. 95-100
11) Жилинский Е. С. Государственная собственность в Российской Федерации: конституционно-правовая основа разграничения. — М.: Норма, 2018. — 125 с.
12) Журавлева Г. П. Экономическая теория. микроэкономика - 1,2. мезоэкономика – М.: Дашков и Кш , 2017 - 932 с.
13) Захарова Е.А. МЕЖСТРАНОВОЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР В СТРУКТУРЕ ВВП // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18279 (дата обращения: 12.04.2021)
14) Индикаторы науки: 2018: стат. сб. М.: НИУ ВШЭ, 2018
15) Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.:Эксмо, 2019
16) Ларионов И. К., Экономическая теория. Политическая экономия. – М.: Дашков и Ко, 2016 - 730 с.
17) Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. – 5-е изд. – М.: Дело, 2018.
18) Максимов С.Н. Стратегические приоритеты развития государственной собственности в условиях смены парадигмы экономического развития. Монография. - СПб.: СПбГЭУ, 2019. - 221 с.
19) Маршалл А. Основы экономической науки / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2017. 832 с.
20) Миркин Я. Анатомия цены на нефть: она только на треть зависит от спроса и предложения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/ekonomika-column/rynki/74807-tsena-nefti-tolko-na-tret-zavisit-ot-sprosa-i- predlozheniya-chto-eshche.
21) Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: Дашков и К°, 2018 - 650 с.
22) Портер М.Е., Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. — Москва: ООО Альпина Паблишер, 2016
23) Российская Федерация. Президент (2019 ; В. В. Путин). Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Текст] : (о положении в стране и основных направлениях внутр. и внеш. политики государства) Официальный сайт Кремля: http://kremlin.ru/events/president/news/59863 (дата обращения: 12.04.2021).
24) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж: Питер, 2016 - 381 с.
25) Станковская И. К. Экономическая теория. – М.: Эксмо , 2016 - 476 с.
26) Усик Н. И., Исследовательская значимость категории «хозяйство» в современном обществе // Философия хозяйства. — 2012. — № 4 (82). — С. 17-25.
27) Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия / Хрестоматия по экономической теории / Сост. Е. Ф. Борисов. – М.: Юрист, 2016.
28) Цикин А. М., Проблема экономических интересов при формировании конкурентоспособности национальной экономики // Философия хозяйства. — 2016. — № 4 (106). — С. 174-179
29) Шевченко Г.Н. Эмиссионные ценные бумаги: понятие, эмиссия, обращение // Г.Н. Шевченко – М.: Волтерс Клувер, 2016. – 562 с.
30) Экономическая теория. - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Воронеж: Питер , 2018 - 556 с.