Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет содержание образовательной области «Физическое развитие» направленной на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.
Важно отметить, что здоровьесберегающие технологии намного значительнее среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главным признаком технологий является использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению, возникших каких-либо проблем.
Также существует много форм и видов деятельности, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья детей, например: динамические паузы, ритмопластика, релаксация, гимнастика (пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз), коммуникативные игры, игротреннинги, игротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, и многие другие. Каждый ребенок в ДОУ проживает треть своей дошкольной жизни и важно то, как она организовывается сотрудниками детского сада, в зависимости от состояние здоровья детей.
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время формируются теоретико-методологические основы здоровьесберегающей деятельности, совершенствуется ее нормативно-правовая база, реализуются здоровьесберегающие ресурсы дошкольных образовательных учреждений и системы образования в целом.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
В настоящее время продолжается исследование проблем, связанных с разработкой методов, приемов, средств педагогической работы укрепления здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе. Поэтому темой исследования явилось «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста».
Проблема исследования. Какие условия будут способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни у дошкольников?
Объект исследования: физическое восприятие о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования у дошкольников представлений о ЗОЖ.
Цель исследования - обобщить и опытно экспериментальным путем апробировать педагогические условия обеспечивающие успешность формирования представления о ЗОЖ у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования здорового образа жизни у детей как психолого-педагогическая проблема;
2. Определить особенности формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста;
3. Выявить особенности здоровьесберегающей педагогики как одного из средств формирования представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста;
4. Изучить состояние работы по формированию здорового образа жизни в ДОУ.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент.
Глава 1. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие здоровье и здоровый образ жизни
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжёлыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространением алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательной организации и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования основ здорового образа жизни у детей представляется в современном обществе актуальной. Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов личности ребёнка, его представлений об образе жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева А.Д. Психическое здоровье детей и подростков / А.Д. Андреева Т.В. Вохмянина, А.П. Воронова и др.; Под ред. М.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2000. – 160 с.
2. Андреева Т.Н. Формирование здорового образа жизни у детей 6-7 лет // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - Т. 18. - № 1. - С. 12-20.
3. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
4. Бредихина Н.В. Здоровый образ жизни как человеческий ресурс в современной России // Человеческий капитал. – 2012. – № 9 (45). – С. 58-61
5. Волошина Л.Н. Теория и практика развития здоровьесберегающего образовательного пространства в комплексе «дошкольное учреждение – педагогический колледж»: моногр. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 356 с.
6. Деркунская В.А., Никонец И.И., Шитикова Т.Л. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 12-19.
7. Додонова Л. П. Системный анализ словосочетания «здоровый образ жизни» // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 3. – С. 23
8. Игнатович, В. Г. Формирование культуры здорового образа жизни // Пачатковая школа. – 2010. – № 9. – С.45-47
9. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие здоровья ребёнка // Дошкольное воспитание. – №1. – 2004.
10. Лисицын Ю.П., Улумбекова Г. Э. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР Медиа, 2015. – с. 57
11. Рыбак Е.В. Модели сотрудничества детского сада с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 10. - С. 92-96.
12. Седых Н.В. Формирование основ здорового образа жизни детей дошкольного возраста средствами физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 4. - С. 23-27.
13. Тимичева Л.В. Реализация здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. - 2009. - № 9. - С. 61-63.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Минобрнауки РФ 17.10.2013 №1155).
15. Щербак А.П. Физическое развитие детей в детском саду. Здоровьесберегающие технологии, конспекты физкультурных занятий, спортивные развлечения. – М.: Академия Развития, 2009. – 160 с.
16. Юматова А.В. Формирование здорового образа жизни дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1996. – № 3. – С.12-14
17. Якунчев, М.А., Голышенков С.П. Сущность понятий "здоровье" и "здоровый образ жизни" в контексте культурологического подхода к образованию // Здоровьесберегающее образование. – 2013. – № 2. – С. 21-28