Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование и развитие информационной культуры личности рассматривается нами как профессионально-педагогическая проблема в связи с ведущей ролью образовательно-воспитательных учреждений и, следовательно, профессиональных педагогов, в практической реализации данной задачи. Как бы мы не представляли пути решения той или иной задачи воспитания, все эти представления в каждый момент воспитательного процесса должны быть сосредоточены в профессионале-организаторе и координаторе воспитательной системы и, следовательно, любая парадигма, концепция, подход должны быть обязательно завершены проработанными моделями и принципами построения воспитательной системы с точки зрения действий преподавателя, в нашем случае - принципами эффективной информационной организации воспитательной системы, поскольку мы рассматриваем информационный компонент в воспитании не только как целевой, но и как инструментальный.
Будущее современного человека – это мир информационного общества и обществ знаний. Его важнейшие характеристики:
1)информация и знания становятся главной преобразующей силой общества;
2)цикл обновления технологий (производственных, социальных, образовательных, медицинских и многих других) опережает темпы смены поколений;
3)непрерывное образование и при необходимости способность к переквалификации являются условием успеха личности;
4)жизнь человека зависит от умений своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и эффективно использовать новую информацию.
Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни. В тоже время информационное общество несёт многочисленные риски и опасности. Стремительно растущие гигантские потоки информации порождают риск того, что нужная информация может быть не найдена, потеряна, растворена, не сохранена – в том числе из-за недолговечности используемых носителей информации. В условиях колоссальных объемов информации всё труднее становится ориентация, получение и переработка нужной информации. Резкая разница в развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры приводит к тому, что целые регионы, континенты, страны и сообщества оказываются вытесненными на обочину прогресса вследствие возникновения и усиления нового вида неравенства – информационного (или цифрового) неравенства.
Мощь информационной техники и технологий, пронизывающих все сферы жизни современного информационного общества, порождает опасность манипулирования сознанием и поведением человека, угрожает дегуманизацией. Вот почему во всём мире всё сильнее осознаётся необходимость решения глобальной проблемы – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их самостоятельно действовать в этой среде, эффективно использовать ее возможности, уметь защищаться от негативных воздействий.
Формирование информационной культуры получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Результаты этого закреплялись в общественном сознании и практической деятельности людей через частные правила, методы и средства, в соответствии с уровнем развития сферы информационной деятельности
В педагогической литературе последнего времени проблема формирования информационной культуры личности затрагивалась в отдельных аспектах исследователями С. Б. Цымбаленко, А. В. Шариковым, А. В. Щегловой (подростки в информационном мире), А. А. Журиным (информационная безопасность как педагогическая проблема), Е. А. Якушиной (подростки в Интернете) [Педагогика, 2001 г., №4, С.48-63].
Актуальность формирования информационной культуры. Педагогические аспекты информационной культуры. Одноклассники, Вконтакте и различные социальные сети, и онлайн игры.
В этом смысле выбранная мною тема, - «Влияние масс – медиа на формирование регуляции у младших школьников» является вполне уместной, а вернее сказать актуальной.
Избранная тема позволит одновременно обратиться к наследию психологии, и рассмотреть каким образом преломляются в нем человеческие и психологические представления о воле, о воспитании, как можно сделать себя, постоянно работая над собой. У Тургенева есть удачное выражение, которое характеризует данную ситуацию: "существо, решающееся с такой отвагой признаться в своем ничтожестве, тем самым возвышается до того фантастического существа, игрушкой которого оно себя считает. И это божество есть тоже творение его руки".
Цель работы – изучить как можно тщательнее, прежде всего влияние масс медиа и информационную зависимость, что под ней понимают разные авторы.
Объектом длительного исследования являются изучение педагогических аспектов формирования информационной культуры и прививание интереса через различные теории у разных авторов.
Такой подход позволит нам сформулировать цель исследования как: дать анализ становления проблемам компьютерной зависимости и влияния масс медиа на формирование эмоциональной регуляции у младших школьников и изучить ее профилактику.
В ходе исследования будут решены следующие задачи:
1.Проанализировать основные психологические вопросы в этом моменте
2.Определить такое понятие, как воспитание, компьютерная зависимость, профилактика компьютерной зависимости
3.Определить основные категории представлений человека о себе как борца и творца своего характера и духа.
4.Рассмотреть становление и развитие трудиционно – гуманитарного воспитания в России
Анализ этого поля литературы показал, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, формальный, психологический, сравнительный, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам экзистенциального выбора и основных в психологии о становлении волевого начала в человеке, так и в целом понятийных категорий психологического характера.
Глава 1. Теория: обоснование и исследование проблем компьютерной зависимости у подростков от 11 до 12 лет.
1.1. Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
Повсеместная компьютеризация современного общества привела к тому, что сегодня, по всей вероятности, не осталось ни одной сферы общественной жизни и деятельности человека, которая прямо или косвенно не функционировала бы без участия Интернета. Более того, Интернет изменил такие традиционные виды деятельности, как игра, учёба, труд, трансформировал различные области жизни – межличностное общение, политику, производство, искусство и др. Это, на наш взгляд, не всегда является негативным явлением, поскольку при разумном использовании Интернета расширяются возможности человека, возрастает его информационная компетентность. Однако часто лёгкость получения разнообразной информации в сочетании с виртуальным отдыхом и психотерапевтической разрядкой от просмотра интернет страниц приводит к неодолимой тяге – желании снова и снова выходить в Интернет. Именно на
этой основе формируется интернет зависимость, под которой современные исследователи Л.Н. Юрьева и Т.Ю. Больбот понимают навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь offfline, и невозможность выйти из Интернета, находясь onnline. Синонимы подобной
зависимости от Интернета – «интернеттаддикция», «виртуальнаяаддиккция», «кибераддикция», «нетаголизм».
Крупнейший исследователь интернет зависимости К. Янг считает, что это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями. Она выделяет пять основных типов интернет зависимости:
1) компьютерная зависимость (computeraddicction) – пристрастие к работе с компьютером, к компьютерным играм («стрелялки» – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа StarCraft, квесты);
2) компульсивная навигация в Сети (netcоmpulsions) – бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
3)перегруженность информацией (informationoverload) – патологическая привязанность к онлайновым азартным играм, постоянные
покупки или участия в аукционах;
4) киберкоммуникативная зависимость (cyberrrelationaddiction) – зависимость от общения в чатах, групповых играх, форумах, избыточность
знакомых и друзей в Сети; 5) киберсексуальная зависимость (cybersexxualaddiction) – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом, обсуждение сексуальной тематики в чатах и закрытых группах.
Наиболее распространёнными психическими и физическими признаками компьютерной зависимости являются потеря контроля над временем, утрата интереса к социальной жизни и своему внешнему виду, оправдание собственного поведения и пристрастия, ухудшение зрения, искривление позвоночника, формирование неправильной осанки тела, нарушение питания, хронические запоры. Особенно заметно выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социально личностные
качества человека: открытость, дружелюбие, желание общения. Выраженная интернет аддикция приводит к деградации и разрушению социальных связей личности, происходит так называемая социальная дезадаптация человека.
В настоящее время остро стоит проблема формирования интернет аддикции не только у молодёжи и лиц зрелого возраста, но и у школьников. Безусловно, это вызывает беспокойство у родителей, педагогов и психологов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Афанасьев, К.Е. Использование инновационных технологий в формировании информационно-технологической культуры деятельности студентов вуза : [монография] / К. Е. Афанасьев, Т. М. Чурекова, Л. Е. Шмакова ; Кемер. гос. ун-т. – Кемерово :Кемер. гос. ун-т, 2007. – 198 с. : ил., табл. – Библиогр.: с. 161–178.
2.Белобрыкина, О.А. Теория и практика психологической службы в образовании / О.А. Белобрыкина. – Омск :ИзддвоОмГПУ ; Изд. дом «Наука», 2008. – 572 с.
3.Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости / А.Ю. Егоров. – СПб. : Речь, 2007. – 190 с.
4.Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико психологические аспекты / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. – СПб. : Речь,2005. – 436 с.
5. Дулатова, А. Н. Информационная культура личности : учеб.-метод. пособие / А.Н. Дулатова, Н. Б. Зиновьева ; отв. ред. сер. О. Р. Бородин. – М. :Либерея-бибинформ, 2007. – 171 с. – (Библиотекарь и время. XXI век ;вып. № 53). – Библиогр.: с. 168–169.
6. Гендина, Н.И., Колкова, Н.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: Учебно-метод. пособие. Часть І. - Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусств, 2004. - 143 с.
7.Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. – 2-е изд., перераб. – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с.
8.Гендина, Н.И. Колкова Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие \ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор [и др.]. – М., 2002. – 337 с.
9.Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Выготского. К идее мыследеятельностной антропологии. – М.: Пайдея, 1996. – 236 с.
10. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист, 1988 № 2, с. 82 – 92.
11.Корнетова ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО, АСОУ-2010
12. Кириленко А.В. Основы информационной культуры. Библиография.: учеб.пособие / А.В. Кириленко; под ред. Е.Г. Расплетиной. Вып. 1. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2008. – 156 с.
13.Основы теории коммуникации: учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2007. – 615 с.
14.Осипова, А.А. Общая психокоррекция:учеб.пос. для студ. вузов / А.А. Осипова. – М. : Сфера, 2000. – 512 с.
15. Практическая психология образования : учеб. пос. для студ. вузов / Под ред. И.В. Дубровиной. – СПб. : Питер , 2009. – 592 с.
16. Соколов, А.В. Социальные коммуникации: учебно-методическое пособие / А.В. Соколов. – М.: Профиздат, 2001. – 224 с.
17.Соколов, А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учебное пособие / А.В. Соколов. – СПб., 1996. – 320 с.
18.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев,
19.Справочник библиотекаря / под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб., Профессия, 2000. – 432 с.
20.Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с. 54, 56.
21.Медведева Е. А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс, 1994, № 11, с. 59.
22.Скворцова Г.И. Освоение педагогом рефлексивно-проектной деятельности в современной школе [Электронный ресурс]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. – М.: РГБ, 2003.
23.Холодная М.А. Психология интеллекта. Томск-Москва, 1997
24.Фроловская М.Н. Понимание в работе учителя-практика. –Автореф. Дисс. На соиск. Учен.степ. канд.пед.наук. – Барнаул, 2003. – 22 с.
25.Фролов, В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников: дис. канд. пед. наук / В.А. Фролов. – М., 2010. – 238 с.
26.Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика : монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.
27.Янг, К.С. Диагноз – интернет зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.