Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлено тем, что органы исполнительной власти в системе государства играют весомую роль. Государство и его система часто претерпевают разнообразные нововведения и изменения, поэтому вопросы, затрагивающие данную тематику, очень популярны и интересны.
Вопросы реорганизации деятельности или её не глобальных изменений часто обсуждаются как в СМИ, так и на уровне государства. В своей работе я выявила признаки и сущность исполнительной власти, эффективность её деятельности, а также попыталась сформулировать некоторые её недостатки и пути их решения. Государственное управление осуществляется непосредственно через органы исполнительной власти.
В ст.110-117 Конституции РФ описана сущность исполнительной власти. С одной стороны, сущностью исполнительной власти является практическая реализация законов, а с другой стороны — государственное управление, основывающееся на принципе законности, которое реализуется на практике в соответствии с компетенцией органа, выполняя общие и специальные управленческие функции.
Исполнительная власть имеет свои отличительные признаки. Основными являются:
- существование государства;
- принцип разделения властей;
- единый вид государственной власти;
- управление через органы исполнительной власти;
- исполнительная власть ответственна за принимаемые решения и действия.
Исполнительная власть — это фундамент правового государства, потому что она выполняет различные и необходимые для государства функции, а также наделена определенными обязанностями.
Исполнительная власть реализуется на практике через органы исполнительной власти, которые в свою очередь являются органами управления, специально-сформированы, имеют свои специальные полномочия, но не относятся ни к органам законодательной, ни к органам судебной власти. Из Конституции РФ и других законодательных актов, где распределяются предметы ведения и полномочия органов исполнительной власти, вытекает данная особенность.
Для достижения высокого уровня управляемости страной с учетом непростого механизма административно-территориального устройства Российской Федерации создание единой системы исполнительной власти. Данная система должна учитывать разграничение предметов ведения федерации и субъектов, содержать единые критерии разграничения органов и их полномочий, а также установить соответствующие правовые статусы органов исполнительной власти.
Целью данной работы является рассмотрения характерных черт исполнительной власти.
Задачи курсовой работы:
- изучение понятие и признаков исполнительной власти
- определения принципов организации исполнительной власти
- анализ системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
- исследование проблем взаимодействия органов исполнительной власти.
Объект исследования - система органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Предметом исследования являются закономерности развития системы органов исполнительной власти.
Проблематику, связанную с системой и структурой исполнительной власти, ее местом в системе разделения властей, затрагивали в своих исследованиях многие авторы, такие, как С.А. Авакьян, Н.А.Боброва, В.Г. Вишняков, Ю.А. Дмитриев, Т.Д. Зражевская, О.Е.Кутафин, Л.В. Лазарев и др.
Глава I. Понятие, признаки и принципы исполнительной власти
1.1. Понятие и признаки исполнительной власти
Впервые о разделении властей на три ветви заговорил Шарль Луи де Монтескье еще в XVIII. Он написал трактак «О духе законов», в котором предлагалось разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. По его мнению, власть следует разделять на три ветви, дабы избежать злоупотребления этой властью. Так же, Монтескье ссылался на то, что данное разделение необходимо для любых форм государственного правления, вне зависимости от временной эпохи. В принятой на территории Российской Федерации в 1993 году Конституции так же присутствует принцип разделения властей на три формы в виде одного из основополагающих принципов конституционного строя.
Термин «исполнительная власть» довольно часто применяется как в научных трудах, так и в каких-либо правовых нормативных документах. Данный факт порождает собой необходимость проведения комплексного анализа понятия «исполнительной власти» для уяснения смысловой нагрузки данного термина. Вопрос о проблематике термина «исполнительная власть» является актуальным по сей день. К основоположникам в изучении данного термина можно отнести ряд ученых: Д.Н. Бахрах, В.В. Лазарев, Б.В. Россинский, Р.И. Васильев .
В настоящее время в обществе присутствует мнение о том, что термин «исполнительная власть» относительно юридических дисциплин изучен достаточно глубоко. Но так же, имеет место быть мнение о том, что в теории административного и конституционного права России ещѐ не сформулировано точное определение понятия «исполнительная власть» В.И. Радченко считает, что далеко не каждый орган государственного управления можно отнести к органам, реализующим исполнительную власть. Поскольку, у большинства органов государственного управления присутствует только правоприменительный характер.
Ведь для установления правового положения термина «исполнительная власть» необходимо определить соотношение исполнительной власти с методологической точки зрения с государственным управлением. Так же, следует отметить, что у ряда ученых (А. И. Бобылев, Н. Г. Горшкова, В.И. Ивакин) сформировалось мнение о том, что исполнительная власть имеет субсидиарный характер.
Данное разнообразие подходов к изучению исполнительной власти возникло из-за сложного и многообразного характера данной ветви власти, и так же, обширности признаков, ей присущей, все это и породило отсутствие единого целостного определения термина «исполнительной власти». В большинстве монографий, учебных пособий по административному и конституционному праву отсутствует определение о том, что же такое «исполнительная власть». В основном, все авторы переходят сразу к описанию признаков и характеристике исполнительной власти, раскрывают систему органов, входящих в нее. Д.Н. Бахрах же в свою очередь сопоставляет понятия административной и исполнительной власти, и указывает на то, что она может быть истолкована с двух сторон .
Юридическая точка зрения- возможность управления и подчинения своей воле других индивидов. Политологическая точка зрения- понимание аппарата исполнительной власти, компетенции органов власти, и работников в данной сфере. Конституция РФ закрепляет, что все ветви власти в осуществлении своих полномочий являются самостоятельными. Но вопрос о независимости исполнительной власти является весьма спорным, поскольку оставшиеся ветви власти, а так же глава государства вправе осуществлять контроль и надзор за деятельностью органов, реализующих исполнительную власть, дабы избежать разбалансировку системы разделения властей.
Ко всему прочему, стоит отметить, что действующее на территории нашего государства законодательство предусматривает довольно большое количество способов, необходимых для контроля за органами исполнительной власти в осуществлении своих полномочий. В качестве примера можно привести право Конституционного суда РФ в виде осуществления контроля за конституционностью издаваемых нормативно-правовых актов Правительства, органов общей компетенции субъектов, и т.д.
С момента введения принципа разделения властей, в России было несколько попыток вмешательства в действие органов исполнительной власти со стороны других ветвей власти.
Так, законодательная власть создавала свои комитеты и комиссии, которым передавались возможность осуществления определенных функций и задач по осуществлению исполнительной власти, посредством наделения их отдельными полномочиями. Профессор В.В. Лазарев считает, что данное явление связанно с тем, что исполнительная власть носит производный характер, а так же обладает универсальным предметным характером в осуществлении своей деятельности.
Данное положение достигается благодаря тому, что на территории Российской Федерации присутствует обширный аппарат госслужащих, отвечающий за исполнение исполнительной власти своих полномочий. Так же, стоит отметить, что исполнительная власть обладает признаком системности. Академик В.С. Нерсесянц, отталкиваясь от данного положения пытается ввести признак структурированности. В обоснование своей позиции он ссылается на то, что исполнительная власть, во время осуществления своих полномочий охватывает все отрасли жизнедеятельности населения. Так, можно наглядно наблюдать тенденцию ужесточения различных методов воздействия на общество, в различных сферах (например, увеличение налоговой ставки).
Если соглашаться с концепцией выведения понятия «исполнительная власть» из понятия «система государственных органов», то следует выделять полный перечень органов, реализующих исполнительную власть, что сделать
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно – правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]: СПС.
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [в ред. 28.12.2016 г.] // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 51. – Ст.5712.
3. Указ Президента РФ от 9.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред.12.04.2019 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №11. – Ст. 945.
Учебная и научная литература
4. Аляутдинов, Ф.М. Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти Российской Федерации [Текст] / Ф.М. Аляутдинов. - М. - 2019. – 543с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право [Текст]: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. — М.: Норма, 2020. — 558 с.
6. Венгеров, А. Б. Теория государства и права [Текст]: Учебник для юридических вузов / А.Б. Венгеров. — М.: Юрайт, 2018. -367 с.
7. Вишняков, В.Г. Проблемы повышения эффективности исполнительной власти [Текст] // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - 2018. - № 2. – С.45-46
8. Воротников, А. А. Теория государства и права [Текст]: курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько; РАН. Саратовский филиал Института государства и права. — 3-e изд., перераб. и доп. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 — 640с.
9. Лукьянова, Е. Г. Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс [Текст]: учебное пособие / Е.Г. Лукьянова; РАН. Институт государства и права. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 208 с.
10. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 года [Текст] // Государство и право. - 2019. - № 1. – С.11-15.
11. Административное право Российской Федерации [Текст] : учебник. / под ред. А.Ю. Соколов. — М.: Инфра-М, Норма, 2019. - 352 с.
12. Административное право [Текст]: учебное пособие для академического бакалавриата. / под ред. Н.М. Конин, К.И. Маторина. — М.: Юрайт, 2019. - 356 с.
13. Административное право [Текст]: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры. / под ред. А.В. Зубач. — М.: Юрайт, 2019. - 530 с.
14. Волков, А. М. Административное право России [Текст]: учебник / А.М. Волков. — М.: Проспект, 2019. - 328 с.
15. Гречина, Л. А. Административное право РФ [Текст]: курс лекций / Л.А. Гречина. — М.: РГ-Пресс, 2018. - 112 с.