Фрагмент для ознакомления
2
Нет ничего удивительного в том, что у такого популярного напитка, как чай, богатейшая история, уходящая корнями в древние времена. Действительно, сегодня чай занимает второе место в мире после воды, и трудно отыскать такой уголок на планете Земля, где не любили бы этот напиток. Да, в разных регионах люди могут предпочитать разные сорта, использовать всевозможные, в корне отличные друг от друга, рецепты заваривания напитка, но так или иначе чай пьют везде.
Легенды и мифы
О том, как именно люди нашли чай, в разных странах мира сложены легенды. Особенно много историй сложено об этом растении в Китае, Японии и Индии.
Согласно одной из них, индийской, чайный куст нашёл во время своего путешествия по Китаю Бадхидхарма.
Японцы утверждают, что чайный куст вырос из век принца Дарумы, которые он обрезал и бросил на землю, чтобы не уснуть во время медитации. Кстати, именно по этой причине чай обладает тонизирующими свойствами, помогает бороться с усталостью и сонливостью. Согласно той же легенде, эти свойства напитка открыли ученики принца Дарумы, заварив листья выросшего необыкновенного куста. [9, c.212]
Китайцы объясняют появление чая по-разному. Так, одна легенда гласит, что чайный куст был создан во времена творения Неба и Земли, связывают его с именем Государя Солнца Янь-ди.
Другая легенда рассказывает об императоре Южного Китая ЧенНунг е (III тысячелетие до н.э.), который нашёл чай совершенно случайно – листья растения попали в его чашку с кипятком и от напиток, который получился в результате, настолько впечатлил императора, что культуру стали возделывать по всей стране, о чём император лично издал указ.
Что говорит история?
Исторические памятники подтверждают, что в Китае чай был известен ещё в 220-280 годы нашей эры (времена троецарствия), начало его возделывания как культуры датируется приблизительно 350 годом нашей эры. Таким образом, история чая на самом деле насчитывает тысячелетия, но долгое время культура распития этого напитка была доступна только Востоку.
Китайские философы древности утверждали, что китайский чай идеальный напиток, ведь он бодрит и веселит как вино, но при этом не вызывает опьянения, и не переносит инфекции, так, как это делает вода.
Изначально чай был доступен только вельможам, его заваривали и пили в качестве целебного напитка (для укрепления сил, улучшения зрения), а также использовали в составе лекарственных средств (например, мази от ревматизма).
Использовать китайский чай как напиток начали на его родине, причём произошло это только в 5 веке н.э., напиток высоко ценился, его дарили императоры своим подданным в знак благодарности и поощрения.
Вплоть до 6 века н.э. чай был напитком знати, но постепенно он становился доступен и другим, более простым, сословиям, и уже к 10 веку н.э. стал поистине общенациональным напитком Китая, а, значит, и предметом торговли. [9, c.215]
Родиной чая по праву считается Юго-Западный Китай и примыкающие к нему территориально регионы – Бирма, Северный Вьетнам. Здесь произрастали и произрастают дикие сорта чайного куста. Кстати, долгое время считалось, что чай может произрастать исключительно в форме кустов, и только спустя века были открыты чайные деревья.
Классификацию чая ввёл небезызвестный Карл Линней, именно ему в 1763 году один шведский мореплаватель привёз живой чайный куст. Линней, считая, что это растение уникально. Присвоил ему название «theasineusis» – «чай китайский», но после открытия в 19 веке в Ассаме, Бирме и Лаосе чайных деревьев, ботаники признали и другой вид, присвоив ему название «theaassamica» – «чай ассамский».
Само название напитка «чай» в России и других русскоговорящих странах произошло от северокитайского «cha», и пришло оно к нам через группу тюркских языков, а вот в Европе «tea» появилось от южно китайского слова «te», именно этим объясняется разница в произношении названия напитка. [9, c.218]
В Древней Руси заваривали напитки из трав. Появление чая в России нередко связывают с именем Петра I, однако, в действительности, он появился в нашей стране раньше: в 1638 году русский посол Василий Старков привёз русскому царю Михаилу Фёдоровичу (правил в 1613-1645 годах) несколько ящиков чая, навязанных монгольским Алтын-ханом в обмен на меха, и поначалу царь не оценил какой-то «сушеной травы». Сведения о более раннем времени знакомства русских с чаем, в частности, о посольстве в Китай казачьих атаманов Петрова и Ялышева в 1567 году, авторитетными историческими источниками не подтверждаются.
Согласно статье Д.Прозоровского «Чай по старинным русским сведениям», первоначально чай считался «предохранительным средством против вредного влияния заразительного воздуха и лекарством от вина», лишь позднее его стали пить для удовольствия.
В 1675 году из Москвы в Китай был отправлен состоящий при посольском приказе грек Николай Гаврилович Спафарий , который по итогам своего путешествия написал «Путешествие через Сибирь до границ Китая», «Путевые заметки» и «Описание Китая». Там, в частности, рассказывается о выращивании чайного куста и производстве чая. По словам Спафария, в то время в нашей стране еще не умели заваривать чай и варили его, в результате чего уничтожался его «укусный» и «божественный» вкус. Полученный отвар использовали для «похмельных случаев». Вероятно, именно Спафарий дал русским первые уроки чаепития.[10, c.172]
Более-менее регулярные поставки чая из Китая в Россию (главным образом, в Москву) начались после заключения в 1689 году Нерчинского договора — первого торгового договора между Россией и Китаем. Сначала торговля велась через Нерчинск, а после основания Кяхты в 1727 году — через нее.
Чай появился в России в XVII веке, а важнейшими традиционными русскими напитками до чайной эпохи были так называемые взвары (узвары, взварцы). Так назывались отвары из трав, листьев, соцветий и ягод, которые собирали и сушили на всей территории Европейской России. Для каждого региона набор определялся особенностями местной флоры.
Помимо взваров, на Руси пили сбитень и квас. С приходом чая они, в отличие от взваров, сосуществовали в качестве основных национальных русских напитков вплоть до начала ХХ века.
Сбитень — горячий напиток на основе меда и пряностей (чаще всего — имбиря, шалфея, зверобоя, корицы и мускатного ореха). Рецептов сбитня было столько же, сколько сбитенщиков. Известны случаи, когда его варили и вовсе без меда — на основе патоки и шафрана.
Квас был главным холодным русским напитком. К началу XIX века существо¬вало свыше тысячи рецептов, включая квасы вишневые, на различных травах и их комби¬нациях, малиновые, клубничные, яблочные, грушевые, медовые, на изюме и так далее.
Наконец, не стоит забывать и про огромное количество киселей. Например, большой популярностью пользовался белый кисель с молоком.
В Россию чай попал из Китая, который долгое время оставался монополистом в поставках чая на мировые рынки и держал технологии его производства в секрете. В 1638 году чай привезли ко двору царя Михаила Федоровича в качестве подарка. Правда, до конца XVII века его употребляли в России только как лекарство.[10, c.184]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев Д.А., Комлева Е.В., Раев Д.Я., Резун Д.Я., Соколовский И.Р., Туманик Е.Н. «Новые земли» и освоение Сибири в XVII XIX вв.: очерки истории и историографии Текст. / Ответственный редактор д.и.н. Д.Я. Резун. - Новосибирск: Сова, 2006. - 227 с, илл.
2. Архангельская И.Д. Из истории ярмарок в России Текст. / И.Д. Архангельская // Вопросы истории за 2001, №11-12. С.136-139.
3. Белобородько И. Чайно-читальни, музеи и другие учреждения российского попечительства XIX в. Текст. / И. Белобородько // Библиотека, №10 за 1996 год.
4. Быт русской армии XVIII — начала XX века Текст. / Автор-составитель С.В. Карпущенко. М.: Военное издательство, 1999. - 366 е.: ил. - (Редкая книга). - ISBN 5-203-01889-8
5. Виногродская В. Настроения чая. Малая чайная антология. Москва: Издательство “Синосфера”, 2015. Режим доступа: https://sinosfera.ru/nastroeniyachaya-malaya-chajnaya-antologiya.html (дата обращения: октябрь 2018).
6. Вострышев М.А. Москва. Большая иллюстрированная энциклопедия: Москвоведение от А до Я Текст. / Михаил Вострышев. М.: ЭКСМО, Алгоритм; Харьков: Око, 2006. - 736 е.: ил. - (Энциклопедия Москвы). -ISBN 5-699-18029-Х
7. Гучков А. Московская сага: Летопись четырёх поколений знаменитой купеческой семьи Гучковых. 1780-1936 Текст. / А. Гучков. — СПб.: ООО «Издательство «Лимбус Пресс»», 2005. 688 е., ил. - ISBN 58370-0111-5
8. Есиева И.В. Купеческая династия Ушковых: Первая половина XIX в. -1918 г.: дисс. . к.и.н. Текст. / И.В. Есиева. Казань, 2004. - 226 е.: ил.
9. Иванов Ю.Г. Книга о чае Текст. / Ю.Г. Иванов. Смоленск: Русич, 1996.-512 с.
10. История Москвы с древнейших времен до наших дней: В 3-х тт. Текст. — М.: Издательство объединения «Мосгорархив», АО «Московские учебники и картолитография», 1997. — 472 с, ил. — ISBN 5-7228-0050-3.
11. Князьков С.А. Быт дворянской Москвы конца XVIII и начала XIX веков Текст. / С.А. Князьков. В кн.: Москва. Быт XIV — XIX века / [сост. Андреев А.Р.]. М., 2005.
12. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи Текст. / В.М. Ковалёв, Н.П. Могильный. М.: Советская Россия, 1990. -256 с.: ил.-ISBN 5-268-00916-8
13. Комлева Е.В. Купечество городов Енисейской губернии в последней четверти XVIII — первой половине XIX в.: Дисс. . к.и.н.: 07.00.02. Текст. / Е.В. Комлева. — Новосибирск, 2002. — 380 с.
14. Короткова М.В. Быт и культура русского города Текст. / М. В. Короткова. М.: Дрофа, 2006. - 365, [3]с.: ил., 32 л. цв. вкл. - ISBN 57107-8073-1
15. Кошман, JI.B. Русский город в XIX в.: (Социокультурный аспект исследования): Дисс. . д-ра. и. н.: 07.00.02. Текст. / JI.B. Кошман. -М., 2001.-360 е.: ил.
16. Красичкова А.Г. Японская кухня Текст. / А.Г. Красичкова. М.: Вече, 2007. - 501 с. - (Серия «Кулинария»). - ISBN 978-5-9533-2362-8
17. Ключевский В.О. Сказания иностранцев о московском государстве Текст. / В.О. Ключевский. Вступит, статья и комментарии А.Н. Медушевского. М.: Прометей, 1991. - 334 с.
18. Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности Текст. / И.М. Кулишер. Сост. И.В. Куряев. Челябинск: Социум, 2003. - 557 + IX с. - ISBN 5-901901-12-6
19. Лу Юй (778). Канон чая. Перевод А. Т. Габуев, Ю. А. Дрейзис. Москва: Гуманитарий, 2007.
20. Мухамеджанова Н. М. Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения. Оренбург, 2007.
21. Попов К. А. О чае и его приготовлении русскими в Китае. Москва: Типография И. Н. Кушнерева, 1870.
22. Попов А. Ф. Путевые заметки о Хань-коу и русских чайных фабриках // Записки ИРГО по отделению статистики. Т. 2. Санкт-Петербург, 1871.
23. Пясецкий П. Я. Путешествие по Китаю в 1874–1875 гг. Т. 1. Санкт-Петербург: Типография М. Стасюлевича, 1880.
24. Субботин А. П. Чай и чайная торговля в России и других государствах. Производство, потребление и распределение чая. Санкт-Петербург, 1892. 70
25. Хохлов А. Н. Торговля и предпринимательская деятельность россиян в Китае во второй половине XIX века // Российская история. 2012. № 3.
26. Шведов М. Н. Чайная культура китайцев: истоки и эволюция: диссертация, Томск, 2014.
27. Jiang Wen Zhong. The History Of Lincang. Tea Trees Upon The Hills // The Art Of Tea № 12,
28. Wushing Books Publication Co, Taipei, 2010. Liu Tong. Chinese Tea. A Cultural History and Guide, translated by Yue Liwen. China Intercontinental Press, Beijing, 2005.
29. Rowe W. T. Hankow: Commerce and Society in a Chinese City, 1796–1889. Stanford University Press, California, 1984.
30. 王秋墨 中国老茶具典藏图鉴, 中国轻工业出版社,北京, 2007。(Ван Цю Мо. Чжун Го Лао Ча Цзюй Дянь Цзан Ту Цзянь, Чжун Го Цин Гун Е Чу Бань Шэ,Бэй Цзин, 2007).
31. 朱锦武 吃茶2: 四季饮茶与健康。朱锦武,姜丽妍,世界图书出版公司, 西 安, 2014. (Чжу Цзинь У. Чи Ча 2: Сыцзи инь ча юй цзянькан. Чжу Цзинь У, Цзян Ли Янь. Шицзе тушу чубань гунсы, Сиань, 2014).
32. 陈宗懋 品茶图鉴 俞永明、梁国彪、周智修, 黄山书社,北京, 2009. (Чэнь Цзун Мао. Пинь ча туцзянь Юй Юн Мин, Лян Го Бяо, Чжоу Чжи Сю, Хуаншань шушэ, Бэй Цзин, 2009).