Фрагмент для ознакомления
2
Первые бизнес-школы появились в 1819 году, когда в Париже открылась École Supérieure de Commerce. Сегодня она называется ESCP Europe и принадлежит к десятке лучших в Европе. Как и в любую Высшую школу Франции, сюда нелегко попасть: слушателей набирают по рейтинговому принципу на основе общегосударственного экзамена – а ее выпускники обычно становятся главными публичными лицами страны. Следующими по хронологии были сразу две бизнес-школы, открытые в бельгийском Антверпене в 1855 г. Institut Supérieur de Commerce d'Anvers и École Spéciale de Commerce et d'Industrie, после почти 150 лет соперничества между государственными и религиозными покровителями, слились в независимый Антверпенский университет.
В 1857 году под патронатом австрийского императора Франца Йозефа открылась первая бизнес-школа в Центральной Европе: Пештская торговая академия. По уже сложившейся в Европе традиции, создание бизнес-школы инициировала местная коммерческая палата. Когда две части города соединились, заведение превратился в Будапештскую торговую академию. Северная Америка присоединилась к мировой ходы бизнес-образования в 1881 году – с открытием Wharton Business School при Пенсильванском университете. Ее учредителем впервые стало частное лицо – бизнесмен и меценат Джозеф Нортон. Он передал $ 100,000 на основание школы, где вместо Азов в роли подмастерья студент мог бы самостоятельно изучать основы бизнес-мышления, разбираться в экономических циклах и логических связях. Вскоре, к учебному плану Уортонской школы добавили политические и социальные науки.
Открытие в 1900 году Tuck School of Business стало новейшим направлением в области бизнес-образования. Здесь впервые предложили последипломное обучение и степень «Магистра коммерческих наук», который стал за образец в дальнейшем развитии МВА .
Датой возникновения МВА считается 1901 год, когда выпускники бизнес-школы Дортмутского колледжа штата Нью Хэмпшир (США) получили степень Master of Business Administration. Первая в мире программа MBA появилась 7 лет спустя в знаменитой Harvard Business School. Первый набор состоял из 59 студентов, а на кафедре значилось 15 сотрудников.
Далее освоением рынка занялась Booth School of Business при Университете Чикаго – вторая старейшая бизнес-школа Нового Света – в 1922 году здесь запустили докторскую программу в сфере бизнеса, а 1943 г. – первую Executive MBA для руководителей со значительным профессиональным опытом.
Изначально BSB предлагала также программу базового уровня для молодежи, но со временем от нее отказалась. В 1921 г. волна докатилась до Азии: был основан Шанхайский торговый университет, во многом ориентированный на западные стандарты, поскольку 11 из 16 его преподавателей получили образование в американских бизнес-школах. В середине века канадская Richard Ivey School of Business первой начала выдавать дипломы MBA за пределами Соединенных Штатов, а в 1959 г. на обучение в Гарвард взяли женщин. Исторический факт: в 1915 г. выпускником Гарварда впервые стал афроамериканец – сын бывшего раба .
Через 66 лет после первого выпуска MBA Бизнес-школы появились в Европе. Первым, кто открыл программу MBA в Европе, была французская INSEAD, расположенная в Фонтенбло. Она же стала пионером сокращенного варианта MBA-курса продолжительностью год. В 1976 г. возникла современная версия GMAT-универсального теста на уровень подготовленности абитуриента к MBA, который используют школы во всем мире.
США долгое время считали родиной бизнес-школ, а также единственной страной, где предприниматели могут получить достойное образование, углубив и расширив свои знания в области бизнеса. И хотя сегодня азиатские программы MBA стремительно догоняют по качеству образования свои американские прообразы, пока что США остается признанным лидером в сфере бизнес-образования. Это подтверждает, среди прочего, и рейтинг школ MBA, который ежегодно составляет журнал Financial Times.
Стэнфордская бизнес-школа - одна из старейших школ MBA (основана в 1925 году). Трое ее выпускников стали нобелевскими лауреатами, хотя общее количество выпускников относительно невелико – всего 18 тысяч человек за все время. Большинство из них стали управленцами высшего звена.
Гарвардская бизнес-школа была основана в 1908 году, с тех пор она всегда входит в тройку лучших MBA не только Америки, но и мира. Помимо всего прочего, Гарвардская бизнес-школа имеет свой журнал – Harvard Business Review, который публикует новости мира бизнеса и высоко ценится специалистами.
Особенностью Гарвардской школы является методика «кейс-стадис»: обучение происходит на исследовании и решении проблем реальных практических ситуаций.
Уортонская школа бизнеса Пенсильванского университета в 2011 году занимала первое место в аналогичном рейтинге. Она является, без преувеличения, самым известным и престижным учебным заведением подобного типа. Сегодня в ней преподают более 300 профессоров, а сетевая система школы одновременно охватывает до 80 тысяч студентов. Профиль школы не ограничивается бизнесом: там изучают и преподают также государственную политику, финансы, страхование, менеджмент, маркетинг, особенности рынков недвижимости, и тому подобное .
Лондонская школа бизнеса (London Business School – первая неамериканская школа, представленная в рейтинге. Сегодня здесь существует широкий выбор дополнительного образования, например, программы Masters in Finance, Masters in Management, знаменитый Executive MBA и др. С другой стороны, Лондонская школа бизнеса выдвигает высокие требования уже к своим абитуриентам: высокий интеллектуальный и образовательный рейтинг недостаточны, для поступления в школы нужны достижения в бизнесе и большой практический опыт.
Наконец, необходимо упомянуть бизнес-школу Insead – французский лидер в области бизнес-образования. Обучение в этой школе происходит как на французском, так и на английском языках. Программы Full-time MBA, обучение на степень PhD, Executive MBA и другие.
Что касается методов обучения, то в истории развития практики подготовки руководящих кадров в РФ и за рубежом наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения: тренинги, программируемое, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций), деловые и ролевые игры .
В тренинговом обучении основная внимание уделяется практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Понятие тренинг имеет обобщающее значение. В тренингах обычно широко используются различные методы и техника активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. В 70-80-е годы XX века в европейских странах широкое распространение получили тренинги навыков делового общения для руководителей различных уровней, у которых успех в исполнении должностных обязанностей определяется высоким уровнем сложившихся навыков межличностного взаимодействия с другими людьми .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афонин, Ю. А. Социальный менеджмент: учебник по специальности «Менеджмент орг.» / Ю. А. Афонин, А. П. Жабин, А. С. Панкратов. - М.: Изд-во Моск. ун-та (МГУ), 2004 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 319 с.
2. Азямова, Л. Как построить систему отбора персонала / Л. Азямова, В. Закирко // Кадровик. – 2018. – № 11. – С. 45-49.
3. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами /
М. Армстронг; 10-е издание ; перев. с англ. – СПб: Питер, 2016. – 848 с.
4. Бовыкин, В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления / В.И. Бовыкин. – М.: Экономика, 2015. – 113 с.
5. Бондаренко, Н. А. Управленческая культура в свете нескольких подходов / Н. А. Бондаренко // Научные труды SWorld. – 2012. – Т. 16, № 3. – С. 90-91. – URL: https://www.sworld.com.ua/konfer28/539.pdf (дата обращения: 14.03.2021).
6. Ботвинник, С.Л. Характеристика современного подхода к формированию кадрового резерва и пути его совершенствования /С.Л. Ботвинник // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – №5. – С. 90-94.
7. Введение в управление: учебное пособие: в 3 ч. / под ред. А. Г. Гладышева, В. Н. Иванова, Н. В. Масловой. – М.: Наука, 2017. – 360 с.
8. Герш, М.В. Планирование персонала /М.В, Герш // Отдел кадров коммерческой организации. – 2014. – № 9. – С. 32-35.
9. Гутгарц, Р.Д. Применение новых информационных технологий в управлении кадрами/ Р.Д. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №1. – С. 48-50.
10. Гришан, И. П. Менеджмент образовательных учреждений / И. П. Гришан. – М: Наука, 2016. – 213 с.
11. Егоршин, А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. – 2-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2019. – 624 с.
12. Князькова, Л. А. Современные методы оценки эффективности корпоративной культуры в организации // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества [Текст]: II Международная научно-практическая конференция, май 2018 г.: сборник статей / Российская социологическая ассоциация [и др.]; [под редакцией Г. Б. Кошарной и др.]. - Пенза: Приволжский дом знаний, 2018. - С. 62-64.
13. Коваленко, С. В. Роль корпоративной культуры как фактора человеческого капитала в повышении эффективности деятельности организации / С. В. Коваленко, А. В. Коваленко, Э. Р. Мубаракшина // Науковедение.. – 2016. – Т. 8, № 6 (37). – С.75.
14. Кузьмин, О. Е. Основы менеджмента: учебник / О. Е. Кузьмин, О. Г. Мельник. – М.: Академиздат, 2003. – 416 с.
15. Красова, О. С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии: практич. пособие / О.С. Красова. – 4-е изд., стер. - Москва: Омега-Л, 2009. – 169 с.
16. Лимитовский, М. А. Корпоративный финансовый менеджмент: учеб.-практ. пособие / М. А. Лимитовский, В. П. Паламарчук, Е. Н. Лобанова ; отв. ред. Е. Н. Лобанова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 990 с.
17. Лизина, Н. В. Управленческая культура как качественный показатель управленческой деятельности/Н.В. Лизина// Ползуновский вестник: журнал / учредители: ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. технический ун-т им. И. И. Ползунова» [и др.]. - Барнаул: Алтайский гос. технический ун-т им. И. И. Ползунова, 2002-. - 29 см.; ISSN 2072-8921. – № 1. – 2006. – С. 231-234.
18. Мескон, М. Основы менеджмента / Майкл Х. Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури; [пер. с англ. и ред. О. И. Медведь]. - 3-е изд. - Москва [и др.]: Вильямс, 2016. - 665 с.
19. Мостенская, Т. Л. Менеджмент: учебник / Т. Л. Мостенская, В. А. Новак, Н. Г. Луцкий и др. − 2-е изд. − К.: Кондор, 2012. − 758 с.
20. Папулов, П.Р. Кадры управления производством. Деятельность. Формирование / П.Р. Папулов – М.: Наука, 2014. – 288 с.
21. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова и др. – 4-е изд. – М. : Альпина Паблишер, 2012. – 279 с.
22. Резанович, Е.А. Обучение персонала как средство преодоления экономического кризиса на предприятии / Е.А. Резанович, В.П. Горшенин // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 12-5. – С. 1041-1045.
23. Рудинская, О. В. Менеджмент: учебник / О. В. Рудинская, С. А. Яромич, И. О. Молоткова. − Киев: Ника-Центр, 2002. − 336 с.
24. Сергеева, Л.Б. Управленческая культура руководителя в вузе: перспективы развития / Л.Б. Сергеева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2010. – № 2. – С. 111-115.
25. Спивак, В.А. Организационное поведение и управление сотрудниками / В.А. Спивак В.А. – СПб.: Питер, 2015. – 270 с.
26. Чуланова, О. Л. Основные риски при внедрении модели компетенций в управление персоналом организации / О. Л. Чуланова // Современные проблемы и перспективы экономического развития и управления: сборник научных трудов. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2014. – С. 173-178.
27. Шекшня, С.В. Управление сотрудниками современной организации / С.В. Шекшня – М.: ИнтелСинтез, 2015. – 86 с.
28. Шекшня, С.В. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета / С.В. Шекшня, Н.Н. Ермошин.– 8-е изд., перераб. и доп. – М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2014. – 376 с.
29. Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: учебно-практическое пособие / С.В. Шекшня. – М.: ЗАО «Бизнесшкола «Интел-Синтез», 2018. – 368 с.
30. Danos P. Changing with the times. Business education must transform in response to global business needs /Р. Danos // Business India. 2010. – 128 p.