Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Местное самоуправление выступает одним из ключевых элементов российского конституционного строя, инструментом решения актуальных задач жизни нашего общества. Успех решения стоящих перед органами власти и обществом задач напрямую зависит от профессионализма и компетенции лиц, проходящих службу, в том числе в органах местного самоуправления.
Органы местного самоуправления испытывают недостаток в профессиональных управленческих кадрах, способных решать поставленные перед ними задачи с использованием современных информационных технологий, владеющих необходимым для решения этих задач комплексом знаний, навыков и умений, в том числе в вопросах выбора вектора развития территории, применения механизмов проектного подхода.
В современных рыночных условиях успешное развитие местного самоуправления в России во многом определяется кадровым потенциалом муниципальных образований. Современные реалии развития общества диктуют необходимость повышения ответственности за результаты своей работы, деловой активности, большей инициативности муниципальных служащих, укрепления исполнительской дисциплины, знания особенностей управляемой сферы.
Объектом исследования являются органы местного самоуправления городского округа Люберцы.
Предметом исследования является организационная структура управления муниципального образования.
Информационной базой исследования явилась учебная и периодическая литература, монографии российских ученых, система нормативно-правовых актов.
Цель курсовой работы - оценка эффективности организационной структуры управления муниципального образования на примере городского округа Люберцы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические основы оценки эффективности организационной структуры управления органов муниципальной власти
провести оценку эффективности организационной структуры управления администрации городского округа Люберцы
рассмотреть совершенствование организационной структуры управления администрации городского округа Люберцы.
Курсовая работа состоит их введения, трех глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические основы оценки эффективности организационной структуры управления органов муниципальной власти
1.1 Сущность и принципы оценки организационной структуры управления органов муниципальной власти
Определение понятия местное самоуправление следует начать с определения понятия самоуправление. Так, самоуправление – это внутреннее воздействие, вырабатываемое самой системой, когда субъект и объект управления совпадают. В концепции местного самоуправления, принятой в настоящее время в мире, получило выражение либеральное представление о том, что граждане должны сами управлять своей жизнью, а роль государства – оберегать их от внешних врагов и следить за повсеместным соблюдением законов. Инструментом такого народного управления выступают органы местного самоуправления.
Рассмотрим различные трактовки определения понятия «местное самоуправление».
Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1985 ETS №122 содержит следующее понятие «местное самоуправление»: «под местным самоуправлением понимается право и способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения» [1].
Конституция Российской Федерации определяет местное самоуправление следующим образом: «это форма осуществления народом своей власти» [2].
А.В. Соваренко в своей статье «Местное самоуправление: право или обязанность?» утверждает, что: «местное самоуправление представляет из себя властный институт, направленный на разрешение населением определённого муниципального территориального образования вопросов местного значения с учетом собственных интересов и особенностей исторического развития…» [41, c.234].
И.В. Фадеев выделяет три основных подхода к определению понятия «местное самоуправление»: – «…как 1) основа конституционного строя; 2)право населения на решение вопросов местного значения; 3) форма народовластия …» [29, c.89].
Определение понятия «местное самоуправление» содержится в Федеральном Законе от 06.10.2003 г (ред. от 29.12.2020) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» [7] . Так, часть 2 статьи 1закона определяет местное самоуправление следующим образом: «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституциейq Российской Федерации (РФ), федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций»[7].
Таким образом, можно сделать вывод, что местное самоуправление представляет собой конституционально закрепленную форму осуществления народом своей власти по решению вопросов местного значения в муниципальном образовании на основании действующего законодательства.
На основе законодательно установленного определения местного самоуправления можно выделить основные черты, характеризующие местное самоуправление:
1) Местное самоуправление имеет свой субъект, им является население муниципального образования.
2) Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством, поскольку местное самоуправление это и форма осуществления публичной власти, власти народа.
3) Местное самоуправление имеет свой объект управления: вопросы местного значения, касающиеся обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования[7].
4) Самостоятельность местного самоуправления. Она гарантируется государством: В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти [2] Важным проявлением самостоятельности местного самоуправления и вместе с тем его гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для осуществления функций местного самоуправления.
5) Ответственность муниципальных образований. Муниципальная деятельность должна осуществляться с учетом интересов населения. Обеспечивается это различными формами контроля со стороны населения за органами и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью перед населением. Формы контроля, а также порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением определяются уставами муниципальных образований в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления [7].
6) Местное самоуправление осуществляется с учетом интересов населения. Это означает, что управление муниципальной собственностью и местными финансовыми ресурсами должно осуществляться в интересах населения муниципального образования, которое вправе осуществлять контроль за этой деятельностью, получать необходимую информацию о ней.
Местное самоуправление осуществляют органы местного самоуправления. В литературе выделяется ряд оснований для классификации органов местного самоуправления. Рассмотрим некоторые из них.
Существующие разновидности органов местного самоуправления в целом аналогичны классификациям, характерным для иных органов публичной власти (федеральным и региональным). Вместе с тем здесь имеются свои особенности. Так, согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система муниципальных органов включает в себя как обязательные, так и факультативные органы [7]. По общему правилу в структуре органов местного самоуправления обязательно наличие: представительного органа муниципального образования; главы муниципального образования; местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) [7].
Исполнительные органы местного самоуправления выполняют исполнительную функцию — непосредственную реализацию муниципальных правовых норм.
1.2 Критерии оценки социально-экономического эффекта совершенствования организационной структуры управления органов муниципальной власти
Разделение предприятия на конкретные подразделения обусловлено различием видом деятельности. Управление процессами, которые протекают в организации, выполняют сами подразделения.
Для успешного функционирования организации необходимо, чтобы создавались специальные управленческие подразделения или должности.
Поэтому организационная структура системы управления предприятием состоит из органов управления протекающими процессами и органов управления предприятием в целом90 (органов общего управления) . Простая структура представлена на рисунке.
Рисунок 1 – Простая организационная структура
Линейно–функциональная структура предполагает формирование линейных звеньев–подразделений, ориентированных на основное производство и обслуживание данной сферы (подразделения со специализированным функционалом, например, кадровая служба, бухгалтерия, финансы и др.). Преимущественное применение линейно–функциональная структура находит в тех сферах, где осуществляется производство, как правило, одного вида продукции, при этом имеют место постоянно повторяющиеся решения . Среди ключевых положительных моментов применения линейнофункциональной структуры можно отметить: специализация, исходя из профессиональной деятельности, согласованность действий функциональных звеньев – структурных подразделений, снятие с линейных управленцев функции принятия решений в области узкоспециализированных вопросов, исключение дублирующих функций, стабильность организации и т.п.
Рисунок 2 – Линейно–функциональная организационная структура
Среди отрицательных аспектов использования линейнофункциональной структуры выделим следующие: невозможность быстро меняться, приспосабливаться при появлении новых задач, отсутствие взаимопонимания между звеньями предприятия, возникновение конфликтных ситуаций относительно приоритетности, первостепенности целевых установок отдельных функциональных подразделений и организации в целом, увеличение вертикальной цепочки уровней предприятия в результате роста организации, что ведет к снижению оперативности в принятии решений, функциональная близорукость (сложность поддержания стабильных связей между структурными подразделениями), трудность формирования пула управленцев высшего уровня в связи с узкоспециализированной направленностью менеджеров среднего звена и т.д.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны данной структуры.
Таблица 1 – Положительные и отрицательные стороны линейно–функциональной организационной структуры
Преимущества Недостатки
Высокий уровень профессиональности при принятии решений Отсутствие каких–либо идей по решению возникших трудностей
Правильный подход при знакомстве с новыми работниками. Быстрое налаживание рабочих контактов Отсутствие нужного руководителя
Высокий профессиональный уровень руководителя Отсутствие нужного уровня квалификации
Снижение потребности в исполнителях–специалистах широкого спектра Возможная проблема с нехваткой персонала различной категории, застой на производстве
Дивизиональные структуры делятся на региональные, продуктовые, структуры по клиенту.
Рисунок 3– Дивизиональная организационная структура
Дивизиональная организационная структура предприятия ориентирована на построение такой структуры, при которой линейно–функциональный вид организации группируется по видам производимых товаров, группам покупателей или географическим зонам при сохранении относительной автономности выделенных элементов по указанным критериям (продуктовая, потребительская (рыночная), региональная специализация).
Дивизиональная структура имеет свои плюсы и минусы.
Таблица 2 – Положительные и отрицательные стороны дивизиональной организационной структуры
Преимущества Недостатки
Возможность подстраиваться, существует гибкая система Наличие сложных механизмов строения
Снижается риск развития неправильных решений Наличие сложных моментов, при которых нужно отслеживать все действия
Распределение ответственности Недопущение каких–либо ошибок, которые могут привести к сбою в работе
Считывание специфических условий Сложность в контроле работ в целом
Отличительной особенность представленной структуры является синтез централизации и децентрализации управления: первое проявляется в принятии стратегических важных решений высшим руководством, а второе – структурные подразделении оперативно принимают решения относительно возникающих вопросов для достижения поставленных вышестоящим уровнем целей и задач.Исследование дифференцированных научных представлений по проблематике формирования персонала в организации дает возможность выделить ряд совокупных принципов формирования кадров:
–определение соответствия персональных качеств претендента тем требованиям, которые выдвигаются рабочим содержанием (опыт, стаж, навыки, образование и прочее);
–обеспечение доступа в компанию того индивида, чей профессионализм и компетенция будут отвечать требованиям рассматриваемой должности;
–нацеленность на сильные стороны соискателя, а не исключительное рассмотрение «идеальных» претендентов;
–нацеленность на персонал, обладающий высокой квалификацией, однако не выше той квалификации, которую требует предлагаемая компанией должность;
–профессиональное формирование персонала обязано включать в себя все составные элементы комплекса отбора кадров: психологический, социологический и медицинский отбор;
–принятие во внимание нормы законодательства и нравственные положения формирования персонала;
–формирование персонала в организации как ключевая функция кадрового менеджмента обязано быть согласованным с прочими функциями цикла кадроведения.
К вышесказанному можно добавить, что термин «процесс» позволяет привести представление о том, что формирование претендентов, которые отвечают по своим профессиональным, деловым и личным качествам и требованиям компании, требует комплексного, процессного и системного подхода. Применение таких подходов разрешает анализировать формирование кадров, как процесс, который состоит из взаимосвязанных этапов (рисунок 4):
Фрагмент для ознакомления
3
1. Европейская Хартия местного самоуправления [Электронный ресурс] принята Советом Европы от 15.10.1985г. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
3. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2004 № 79 – ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
4. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 02.03.2007 № 25 – ФЗ . – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
5. О противодействии коррупции Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.12.2008 № 273 – ФЗ . – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
6. О системе государственной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.05.2003 № 58 – ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 06.10.2003 № 131 – ФЗ. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
8. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации [Текст]: федеральный закон : указ Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 // Собрание законодательства Российской Федерации.– 2005.– №6, ст.439.
9. Афанасьев В.Я. Теория менеджмент: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. В.Я. Афанасьева. – 2–е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 665 с.
10. Балашов А.П. Менеджмент: Учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА–М, 2019. – 272 c.
11. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом: учебник и практикум [Текст] / Т. Ю. Базаров. – М.: Юрайт, 2019. – 381 с.
12. Березина Е.А. Исследование эффективности организации менеджмента на предприятии. СМАЛЬТА. 2019. № 6. С. 18–20.
13. Боуш Г.Д. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях) [Текст]: учебник / Г.Д. Боуш. В.И. Разумов. – Москва: ИНФРА–М, 2020. – 227 с.
14. Бурко Р. А., Соколкова, В. Д. Выбор и обоснование организационной структуры предприятия // Молодой ученый. – 2019. – №7. – С. 313–315.
15. Васева О.Х. Роль отбора и подбора кадров в системе управления персоналом / О.Х. Васева // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях сборник статей международной научно–практической конференции: в 4 частях. – 2017. – С. 96–99.
16. Гапоненко А.Л. Менеджмент: учебник для прикладного бакалавриата / А.Л. Гапоненко [и др.]; под общей редакцией А.Л. Гапоненко. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 398 с.
17. Гвоздик В.В. Роль современных персонал–технологий в управлении мотивацией персоналом организации // Сборник статей II научно–технической конференции студентов московского технологического университета (МИРЭА). – М.: МИРЭА. – 2017. С. 36–43.
18. Грибов В.Д. Теория менеджмента: учебное пособие / В.Д. Грибов, В.Р. Веснин. – Москва: ИНФРА–М, 2017. – 357 с.
19. Горбашко Е. А. Управление качеством : учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Горбашко. – 3–е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 352 с.
20. Мельникова Т. Ф., Мельникова, А. В. Оценка эффективности организационной структуры торгового предприятия // Молодой ученый. – 2019. – №2. – С. 282–284.
21. Музыченок В.В. Управление персоналом. Лекции : учебник для студентов вузов. М. : Издательский центр «Академия», 2019.– 175с.
22. Новоселова О.В. Моделирование организационной структуры предприятия [Текст] / О.В. Новоселова // Межотраслевая информационная служба. – 2011. – №3. – С. 20–28.
23. Организация производства. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Иванов [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Иванова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 362 с.
24. Шумов А.В. Современные концепции построения организационных структур: их достоинства и недостатки / А.В, Шумов // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2017. № 4 (17). С. 59–60.